Конструктивные, оформительские и справочные элементы книги

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:31, реферат

Описание работы

Книга входит в жизнь человека с ранних лет и сопровождает его всю жизнь. В детском возрасте – это сказки, сборники стихов, в школьном, в основном, – учебники. В дальнейшем человек пользуется научными, справочными и другими книгами.
Книга – основная разновидность документа, источник информации, средство её хранения и передачи во времени и пространстве.

Работа содержит 1 файл

полиграф.docx

— 107.71 Кб (Скачать)

 

 

Справочные элементы книги – информационные, служат для того, чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях.

 

В справочный аппарат входят следующие элементы:

Аннотация — краткая характеристика книги. Помещается она обычно на обороте титульного листа или перед задним форзаце книги. Аннотация может быть очень краткой, в одно-два предложения, или очень подробной и носить рекомендательный характер. В ней кратко раскрывается содержание книги, ее читательское назначение, иногда помещают сведения об авторе. Знакомство с аннотацией значительно облегчает выбор книги в библиотеке или в книжном магазине.

Содержание  или оглавление — один из первых элементов, который просматривают при первом знакомстве с книгой. Содержание — это перечень произведений или статей, которые вошли в сборник, с указанием начальной страницы, а оглавление — перечень глав отдельного произведения. Содержание (оглавление) — это путеводитель по книге. Этот элемент справочного аппарата помогает узнать, о чем эта книга, что она в себя включает, а также быстро найти нужную информацию в тексте.

Вернемся к началу книги. Мало кто начинает чтение книги с предисловия — вступительной статьи перед авторским текстом. Предисловие помогает лучше подготовиться к восприятию текста, понять его. В нем рассказывается об истории написания книги, о жизни и творчестве автора, о времени, в котором происходят события, описанные в книге. Это приглашение к чтению. Предисловие может быть написано от лица автора, составителя, издательства.

Иногда в конце книги  помещают послесловие. Это заключительная статья, расположенная после основного авторского текста. В ней представлены некоторые итоги, краткие заключения, выводы. Это приглашение к размышлению над прочитанной книгой.

Для того чтобы лучше понять содержание научно-популярных или художественных текстов, в книгах помещают примечания или комментарий. В примечаниях объясняют некоторые моменты ее содержания, трудные для понимания; непонятные слова (термины); дают краткие сведения о лицах, упоминаемых в тексте, помещают библиографические ссылки на источники, которыми пользовался автор. Примечания могут быть помешены как внизу страницы, так и за текстом.

Комментарий отличается от примечаний тем, что содержит толкование текста произведения в целом, а не отдельных его частей. Комментарий  также может включать в себя историю  создания произведения. Чаще всего  комментарий сопровождает издание  художественных классических произведений.

Иногда в книге помещают только терминологический словарь. Пользование им облегчает понимание  текста книги.

В конце научно-популярных книг, энциклопедий помещают указатели. Указатели — это справочно-вспомогательные тексты, облегчающие читателю поиск нужной информации о предмете, лице, географическом или ином наименовании. Они представляют собой простые или сложные перечни предметов, имен, названий, о которых напечатано на страницах издания, с отсылкой к этим страницам. Если в указателе дан перечень предметов (понятий), он называется предметным, если перечень имен (фамилий) — именным и т.д. Указатели строятся обычно по алфавиту, отчего их нередко называют алфавитно-предметными или алфавитно-именными. Иногда в один указатель включают и предметы, и имена (предметно-именной указатель).

Научно-популярная, учебная  книга благодаря справочным указателям становится более совершенным, удобным  инструментом для работы. Не случайно простейшие указатели появляются в  первых печатных европейских книгах уже в XV веке.

Облегчает поиск нужной информации в книге и колонтитул. Это справочный текст вверху страницы, обычно в одну строку. В учебниках, справочниках — это чаще всего название глав и параграфов. На левой (четной) странице размещают название главы, на правой (нечетной) — название параграфа. В сборниках чаще всего слева печатают фамилию автора произведения, справа — название этого произведения. В словарях колонтитул — это первое и последнее слово из тех, что размещаются на данной странице или начальные буквы этих слов.

Нужные страницы в книге  при поиске информации мы разыскиваем  по их номерам. Колонцифра — цифра, обозначающая порядковый номер страницы издания, также является элементом справочного аппарата книги. Она была введена в книгу для большего удобства читателей: с ней легче ссылаться на то или иное место книги и проще находить нужную страницу. Место колонцифры на странице строго не узаконено. Чаще всего колонцифра размещается внизу страницы. Размер и характер начертания колонцифры определяется исходя из общего стиля художественного оформления и ее роли в книге. Чем эта роль значительнее, тем заметнее и крупнее стараются делать колонцифру.

При первом просмотре книги  наше внимание всегда привлекают иллюстрации. Яркие, красочные, они помогают лучше раскрыть содержание, понять текст. Иллюстрации — это не только рисунки в тексте, но и фотографии, карты, таблицы, схемы, графики. Это все, что образно иллюстрирует текст, раскрывает его для более глубокого восприятия читателем.

Аппарат очень важен для  любой книги, но в особенности - для научной и научно-популярной. Главное - научится этим аппаратом пользоваться, и тогда читать даже самые трудные книги будет гораздо легче.

Рубрикация. Архитектоника книги выражается и в делении ее на части, главы, параграфы и т. д. Это деление отражается в системе заголовков, или рубрикации. Логичное и четкое оформление системы заголовков помогает понять структуру литературного произведения, облегчает работу над книгой.

В книге могут встречаться  самостоятельные (хотя и небольшие) разделы, которые не имеют ни словесных, ни нумерационных заголовков. Такие  разделы отделяют от предыдущего  текста «немой» рубрикой, которая обычно представляет собой какой-либо специальный знак (например, звездочку, три звездочки) или просто увеличенный пробел. Особенно часто встречаются такие рубрики в сборниках стихов.

Маргиналии (от латинского «марго» — поле) — это заголовки, расположенные на полях, как правило — на наружных боковых. Обычно их тоже набирают шрифтом пониженного кегля, но светлым. Применяют маргиналии редко, так как они требуют значительного увеличения наружных боковых полей.

«Форточка» — это заголовок, врезанный в текст. Ширина врезки по всей книге одинакова и составляет приблизительно 1/4 длины строки, высота— немного превышает высоту помещенного в ней заголовка. Для компактности такие заголовки набирают шрифтом пониженного кегля, но полужирного начертания. Чтобы полоса с «форточкой» не воспринималась как рваная, строка над врезкой должна начинаться без отступа и перекрывать врезку не менее чем на ширину трех букв. Если концевая строка предыдущего абзаца не прикрывает «форточку», то последнюю начинают не у первой строки своего текста, а несколько ниже. Заголовки, набранные «форточкой», обычно выключают на середину врезки и отделяют от строк, закрывающих врезку сверху и снизу, одинаковым пробелом. При таком оформлении заголовки и выделяются из основного текста, и не мешают непрерывному чтению, и компактны.

Приложения (текстовые) большей частью набираются шрифтом пониженного кегля, однако приложения-таблицы — тем же кеглем, что таблицы в основном тексте. Чтобы более четко отделить приложения от основного текста, их начинают с новой полосы.

Посвящением называют надпись в начале книги, в которой автор указывает лицо или группу лиц, которым данное произведение посвящается.

Списки  и указатели иллюстраций нужны читателям по нескольким причинам:

Они в концентрированном  виде дают представление о составе  и содержании помещенных в книге  изображений. Они служат читателям  средством выборочного поиска: помогают быстро узнать, есть ли в книге то или иное изображение, и где именно оно напечатано (на какой странице). Избавляют читателей от потерь времени, когда по ходу чтения им надо взглянуть  на иллюстрацию, которая оправданно отдалена от читаемого текста.В них легко включать детальную характеристику изображений, для которой может не быть места ни в тексте, ни в подписях к иллюстрациям: о времени создания картины, о том, где она хранится (город, музей), какого размера в натуре и т. д.

Эпиграфом называют цитату из сочинений известных авторов, пословицу или афоризм, выражающий основную мысль книги, её отдельной части или главы.

Выпускные данные — это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий — фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объём в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа.

В библиографический аппарат, как правило, входят: библиографические ссылки — описания источников цитат, заимствований, упоминаемой и рекомендуемой литературы, диктуемых содержанием текста тем или иным способом связанные с его фрагментами (знаками сносок или выносок, фамилией автора и годом издания); прикнижные библиографические списки и указатели — тематически отобранные описания источников, связанные с текстом. В литературно-художественных книгах, где трудно обойтись без библиографических ссылок, библиографический аппарат в основном принадлежит тексту вступительной статьи и комментариям. Желателен в этих книгах и список рекомендуемой литературы о жизни и творчестве автора. В научных и производственных книгах обязательны ссылки на источники цитат и, как правило, необходим список литературы на тему произведения, но не использованной, а той, что составляет активный фонд для изучения темы. Научно-популярные и учебные книги обязательно должны иметь рекомендательные списки литературы.

 

2. Технология фотонабора. Оборудование.

 

Фотонабором  называется процесс получения текстовых строк полиграфическим шрифтом на фотоматериалах с помощью фотонаборной техники. Но в практике под этим термином подразумевают весь комплекс операций по изготовлению текстовых фотоформ на фотонаборном оборудовании.

Фотонабор – наиболее прогрессивный  способ изготовления текстовых негативов  и диапозитивов, обеспечивающий автоматизацию  процесса на базе электроники, электронно-вычислительной и лазерной техники, широкие технологические возможности, высокие производительность и качество воспроизведения шрифта. Эта технология широко применяется для воспроизведения текстов любой группы сложности во всех современных видах и способах печати.

Текстовые фотоформы могут  изготавливаться по самым разнообразным  технологическим схемам фотонабора, количество операций зависит от множества  условий:

вида издания, сложности  текста, метода подготовки издательского  текстового оригинала;

типа применяемого фотонаборного  оборудования, его технологических  возможностей и степени автоматизации;

способа корректуры текста, а также метода прохождения заказа – наличия или отсутствия корректурного  объема между издательством и  полиграфическим предприятием;

срока выпуска издания.

Большое разнообразие технологических  схем можно разделить (условно) на две  группы:

  1. Упрощённые схемы с применением простого по конструкции и дешевого фотонаборного операционного оборудования с ограниченными технологическими возможностями;
  2. Схемы электронного фотонабора, осуществляемого в автоматизированных системах обработки текстовой информации (АСОТИ)

В качестве примера, для наглядности, я рассмотрела два варианта общих  технологических схем упрощенного  фотонабора книжных и журнальных изданий с использованием советских  фотонаборных комплекса «Каскад».

Фотонабор на комплексе оборудования каскад включает следующие основные группы операций:

  1. Разметку издательского текстового оригинала – конкретизацию кодирования текста;
  2. Полосное кодирование текста на бумажной ленте – получение полнокодовой программы (перфоленты). Эта операция выполняется оператором в клавиатурном режиме на наборно-программирующем аппарате, который имеет узкоспециализированный процессор, клавиатуру и перфорирующее устройство. Оператор должен закодировать точное содержание оригинала с соблюдением технических правил набора;
  3. Корректуру текста в донаборной стадии – в перфоленте;
  4. Набор (запись текста) на фотонаборном электронно-механическом экспонирующем автомате – получение скрытого позитивного изображения текста на рулонной фотоплёнке;
  5. Химико-фотографическую обработку экспортированной фотоплёнки – получение диапозитивов текста с последующей разрезкой фотоплёнки на отдельные полосы;
  6. Корректуру текста на диапозитивах и окончательную вёрстку полос;

Для учебных целей все  фотонаборные автоматы в зависимости  от способа записи текста на фотоматериале можно условно разделить на три группы:

  1. Электронно-механические автоматы, проецирующие прозрачные знаки текста на фотоматериале;
  2. Электронные автоматы, записывающие текст на фотоматериале с электронно-лучевой трубки;
  3. Электронные автоматы с лазерной записью текста на фотоматериале( лазерные фотонаборные автоматы)

Также в свою очередь, фотонаборные автоматы, от вида шрифтоносителя, могут  быть:

- с вещественным, например  плёночным, шрифтоносителем (к  ним относятся обычно автоматы  первой группы);

- с невещественным шрифтоносителем,  где изображение шрифтовых знаков  записаны в цифровом виде на  магнитных носителях (это автоматы  второй и третьей группы).

Хотелось бы более детально рассмотреть каждый из видов данных автоматов.

 Электронно-механические автоматы – эти автоматы характеризуются меньшими технологическими возможностями и низкой производительностью. Но они гораздо проще по конструкции и дешевле. Поэтому такие автоматы пока ещё применяют для фотонабора книжных и журнальных текстов. Принцип работы большинства этих автоматов основан на оптическом проецировании отдельных негативных прозрачных знаков , с последующей его химико-фотографической обработкой вне автомата. Необходимый кегль шрифта во многих случаях получают изменением масштаба фотографирования поступающих в зону экспонирования знаков. Главными узлами автомата являются управляющее и фотографическое устройство, и основной пульт управления. Скорость фотографирования знаков до 1800 зн/мин, кеглем от 5 до 36 пт. Экспонированный фотоматериал (фотоплёнка или фотобумага) обрабатывается вне автомата в специальных устройствах.

 

Электронные автоматы с ЭЛТ  - эти автоматы представляют собой сложные быстродействующие электронные системы, работающие в большинстве случаев с цифровыми шрифтоносителями. Они позволяют получать текстовые и текстово-изобразительные диапозитивы и негативы с прямым или обратным изображением. При работе автомата закодированная текстовая информация  устройством ввода поступает в центральный процессор, куда также вводится из оперативной памяти информация о необходимых  для набора шрифтах. Далее электрические сигналы обрабатываются управляющим и синтезирующим устройствами и поступают на ЭЛТ высокого разрешения, где на экране синтезируются в необходимые знаки. При этом каждый знак синтезируется в виде совокупности растровых элементов, образующих точно такой же рисунок знака.

Информация о работе Конструктивные, оформительские и справочные элементы книги