Уставные и договорные органы по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 01:15, реферат

Описание работы

Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства — члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

Принят  и провозглашен резолюцией 44/128 Генеральной  Ассамблеи от 15 декабря 1989 года 

6)Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы

Принята резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи  от 9 декабря 1998 года 
 

ДОГОВОР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА НАЗВАНИЕ НАДЗОРНОГО ОРГАНА
Международный пакт о гражданских и политических правах 

       

Комитет по правам человека
Международный пакт об экономических, социальных и  культурных правах Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Комитет по ликвидации расовой дискриминации
 
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство  видов обращения и наказания
Комитет против пыток
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Конвенция о правах ребенка Комитет по правам ребенка
 
 
 

     Организация Объединенных Наций и ее уставные и договорные органы

органы  по правам человека 

          Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) предоставляет консультационные услуги и техническую помощь различным механизмам контроля в области прав человека в системе Организации Объединенных Наций: уставным органам ООН, в том числе Совету по правам человека, и договорным органам, созданным в соответствии с международными договорами по правам человека и состоящими из независимых экспертов, которые уполномочены следить за соблюдением государствами-участниками своих договорных обязательств. Большинство из этих органов получают секретариатскую поддержку Отдела по делам Совета по правам человека и по договорам в области прав человека Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ).

     Уставные  органы

     Совет по правам человека

     Универсальный периодический обзор

     Комиссия  по правам человека (впоследствии преобразована в Совет по правам человека)

     Специальные процедуры Совета по правам человека 

     Договорные  органы

      Мониторингом реализации основных международных договоров по правам человека занимаются восемь договорных органов по правам человека:

     Комитет по правам человека (КПЧ)

     Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП)

     Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД)

     Комитет по ликвидации дискриминации в отношении  женщин (КЛДОЖ)

    Комитет против пыток (КПП) и Факультативный протокол к Конвенции против пыток (ФПКПП) —      Подкомитет по предупреждению пыток (ППП)

     Комитет по правам ребенка* (КПР)

     Комитет по трудящимся-мигрантам (КТМ)

     Комитет по правам инвалидов (КПИ)

     Уставные  органы 

К уставным органам относится бывшая Комиссия по правам человека, а также Совет  по правам человека и Специальные  процедуры. Комиссия по правам человека была учреждена 10 декабря 1946 года на первом заседании и была одной из двух первых «Функциональных комиссий», учрежденных в рамках начальной структуры ООН (второй была Комиссия ООН по положению женщин). Этот орган был создан согласно условиям Устава ООН (в частности, согласно положениям Статьи 68), который подписали все государства-члены ООН. Последнее заседание Комиссии было проведено в Женеве, 27 марта 2006 года, а затем в том же году она была заменена Советом по правам человека ООН. В обязанности Комиссии входила разработка предложений и рекомендаций, представление Экономическому и Социальному Совету докладов относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека. На момент ликвидации Комиссия состояла из представителей от 53 государств-членов ООН, избранных членами ЭКОСОС. Постоянных членов в составе Комиссии не было; каждый год (обычно в мае) приблизительно треть членов Комиссии собиралась для проведения выборов представителей на трехлетний срок. В целом представители назначались по регионам: 15 от африканских стран, 12 от  азиатских стран, 5 от восточноевропейских, 11 от латиноамериканских и 10 от стран Западной Европы.

Комиссию  по правам человека ООН критиковали  за то, что она не смогла применить  стандарты Устава ко всем государствам-членам Комиссии. Когда на 60-й сессии начиналось обсуждение забивания женщин камнями, убийства во имя сохранения чести, увечий и смертной казни за вероотступничество, мусульманские представители отрицали «любую критику как вмешательство  во внутренние дела суверенного государства».

     Совет по правам человека, который заменил Комиссию по правам человека, провел свое первое заседание 19 июня 2006 года. Совет является межправительственным органом, сессии которого проводятся ежегодно в Женеве в течение 10 недель. Он состоит из 47 государств — членов ООН, избираемых на 3 года, без права переизбрания более чем на два срока подряд. Совет по правам человека является уполномоченным форумом для предотвращения злоупотреблений, несправедливости и дискриминации, защиты наиболее уязвимых, и разоблачения преступников.

Совет по правам человека является отдельным от УВКПЧ юридическим органом. Это различие происходит на основе раздельных мандатов, которые они получили от Генеральной Ассамблеи. Тем не менее, УВКПЧ обеспечивает основную поддержку заседаний Совета по правам человека и последующей деятельности по итогам работы Совета. Членство в Совете открыто для всех государств — членов ООН, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения. Места в Совете распределяются между региональными группами следующим образом: группа африканских государств — 13 мест; группа азиатских государств — 13 мест; группа восточноевропейских государств — 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна — 8 мест и группа западноевропейских и других государств — 7 мест.

         Специальные процедуры — это общее название механизмов, созданных Комиссией по правам человека и Советом по правам человека для рассмотрения конкретных ситуаций в странах или тематических вопросов во всех частях мира. Функционирование механизма Специальных процедур может осуществляться как на основе индивидуального подхода — специальный докладчик или представитель или независимый эксперт, так и в составе самостоятельной рабочей группы. Обычно это авторитетные и независимые эксперты, работающие на добровольной основе, которых назначает Совет по правам человека.

    Мандаты специальных процедур обычно уполномочивают своих обладателей (мандатариев) на осуществление деятельности по изучению, мониторингу, консультации и подготовке публичного отчета о ситуации с правами человека в конкретных странах и территориях (страновые мандаты). Когда речь идет о серьезных нарушениях прав человека во всем мире, такие мандаты называется тематическими. В настоящее время осуществляется 30 тематических и 8 страновых мандатов. По ним Совету по правам человека представляются доклады с выводами и рекомендациями. Иногда мандаты специальных процедур являются единственным механизмом, который может предупредить международное сообщество по некоторым вопросам в области прав человека.

       Для осуществления специальных процедур также существуют рабочие группы, состоящие из пяти экспертов, которые проверяют и изучают конкретные проблемы в сфере прав человека. Комиссией были сформированы три группы:

Рабочая группа по произвольным задержаниям

Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям

Рабочая группа по использованию наемников  как средство нарушения прав человека и противодействие осуществлению  права народов на самоопределение. Специальные процедуры в соответствии с Уставом ООН уполномочены реагировать на сообщения о нарушениях, поступающие изо всех стран мира.

          УВКПЧ поддерживает работу докладчиков, представителей и рабочих групп через свой Отдел специальных процедур, который обслуживает 27 тематических мандатов, а также Отдел по исследованиям и праву на развитие, деятельность которого направлена на улучшение интеграции стандартов в области прав человека и принципов, в том числе права на развитие; тогда как Отдел полевых операций и технического сотрудничества поддерживает работу по линии страновых мандатов. 

     Договорные  органы 

     Существует  девять основных международных договоров  по правам человека, один из которых  — о насильственных исчезновениях  — еще не вступил в силу. С  момента принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, все государства  — члены ООН ратифицировали, по крайней мере, один из ключевых международных  договоров по правам человека, и 80 процентов  из них ратифицировали четыре или  более.

     Комитет по правам человека есть орган контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырехлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью-Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии. Комитет по правам человека представляет собой закрепленный Пактом механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является тем органом, куда поступают от государств и от отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нем государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41, в соответствии с которой участвующие в Пакте государства могут подавать друг на друга жалобы в связи с нарушениями зафиксированных в Пакте прав человека. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот Протокол, принятый одновременно с Пактом, дает отдельным лицам возможность представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.

     Пока  что Комитет реально осуществляет свою контрольную деятельность лишь на первом и на третьем уровнях. До настоящего времени еще ни одно государство  не подавало на другое жалоб, предусмотренных  в ст. 41. Обращаться в Комитет с такими жалобами могут только те участвующие в Пакте государства, которые признали компетенцию Комитета рассматривать подобные жалобы и в отношении самих себя. Из трех названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый четкий и непосредственный механизм защиты прав человека, причем этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Следует отметить, что обращаться в Комитет с жалобами могут лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает такие жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности.

Комитет против пыток (КПП) был создан 26 ноября 1987 г. на первой конференции государств-участников Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии со ст. 17 этой Конвенции, которая была принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г. КПП состоит из 10 членов, избираемых сроком на четыре года. Его очередные сессии проводятся два раза в год. По инициативе большинства государств-участников Конвенции, могут проводиться и специальные сессии. В отличие от Комитета по правам человека, КПП приветствует получение информации, документов и письменных заявлений по вопросам своей деятельности от специализированных учреждений и других органов ООН, а также от неправительственных организаций. Пять новых членов Комитета каждые два года определяются по результатам состоявшихся тайных выборов, причём необходим кворум из двух третей государств-членов. Те пять кандидатов, которые набирают наибольшее число голосов, избираются в Комитет, в котором остаются также пятеро избранных двумя годами ранее членов.

         Задачи КПП в целом сводятся к контролю за соблюдением Конвенции государствами-участниками. Подобно Комитету по правам человека, КПП осуществляет свою контрольную деятельность на трех уровнях. В соответствии со ст. 19 Конвенции, Комитет получает от государств-участников доклады о принятых ими мерах по осуществлению их обязательств. Ст.ст. 21 и 22 позволяют Комитету принимать жалобы от одного государства на другое, а также от отдельных лиц. В ст. 21 Конвенции против пыток мы видим тот же принцип взаимности, что и в ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах: государство, не заявившее о признании компетенции КПП в отношении самого себя, не может подать жалобу на государство, сделавшее такое заявление. Ст. 20 Конвенции наделяет КПП правом предпринимать расследование на территории государства-участника Конвенции, если Комитет получает достоверную информацию, указывающую на систематическое применение в этом государстве пыток. Как и Комитет по правам человека, КПП рассматривает жалобы отдельных лиц, поступающие в порядке ст. 22 Конвенции, в закрытых заседаниях, и вся работа по таким жалобам носит конфиденциальный характер.

Информация о работе Уставные и договорные органы по правам человека