Уставные и договорные органы по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 01:15, реферат

Описание работы

Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства — члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

Введение

        Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства — члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Принятие Всеобщей декларации прав человека послужило толчком к дальнейшей разработке международных стандартов в области прав человека и созданию механизмов международного контроля. За последние пятьдесят лет только под эгидой ООН было заключено свыше 60 соглашений по правам человека. На Европейском континенте важная роль в поощрении и защите прав человека принадлежит Совету Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. 

Понятие прав человека 

         Права человека в целом могут быть определены как права, присущие нам от рождения и без которых мы не можем жить как человеческие существа. Права человека отличаются от других прав в двух отношениях. Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, определенных законом, права человека неотчуждаемы и в равной степени относятся ко всем людям. Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека лежат на государстве и его органах, а не на других индивидах. Другими словами, государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других. Права человека должны быть защищены законом (принцип верховенства закона). Кроме того, любые споры, связанные с нарушением прав человека, должны разбираться компетентным, беспристрастным и независимым судебным органом, процедуры которого являются равными для всех сторон и который принимает решения в соответствии с законом.

Термин "права человека" относится  к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни  общества. На международном уровне различие обычно проводится между гражданскими и политическим правами, с одной  стороны, и экономическими, социальными  и культурными правами, с другой.

Несмотря  на то, что целью прав человека является защита каждого отдельного человека, некоторые из прав могут осуществляться индивидами только сообща, коллективно: свобода мирных собраний и ассоциаций, свобода вероисповедания, право  создавать профсоюзы и вступать в них. Коллективный элемент является особенно очевидным в случае прав, связанных с принадлежностью  индивида к той или иной группе: например, право лиц, принадлежащих  к национальным или этническим, религиозным  и языковым меньшинствам, пользоваться достоянием своей культуры.

Большая часть конвенций по правам человека вступает в силу только после того, как к ним присоединяется минимально необходимое количество государств. Присоединяясь к договору по правам человека, государство принимает  на себя обязательство выполнять  оговоренные в нем обязанности  и добросовестно обеспечивать соответствие своих национальных законов положениям договора. Таким образом, присоединение  к договору в области прав человека предполагает подотчетность государства  перед международным сообществом, перед другими государствами, которые  ратифицировали тот же договор, и  перед своими гражданами и другими  лицами, проживающими на его территории.  

Предыстория создания ООН

         ООН — это универсальная межправительственная международная организация, помогающая государствам мира находить пути урегулирования проблем и споров и решать неотложные задачи, с которыми повседневно сталкиваются люди. Основой деятельности ООН является Устав — международный договор, согласно которому государства-члены ООН  обязуются, в частности, принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире.

     В научной литературе существуют разногласия  о том, кто из союзников и в  каком документе первым предложил  создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта  и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские  исследователи вполне обоснованно  ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

         Однако, 14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

     Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию  широкой компетенцией, содействующую  сотрудничеству государств в области  экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как  в политических, так и в социально-экономических  вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации  в обеих сферах должна быть равновеликой.

     В силу того, что структурные параметры  самой ООН для этих процессов  оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала  координационным центром. В эту  систему вошли существующие и  вновь созданные специализированные межправительственные организации. Опыт Лиги Наций в этом вопросе был  учтен в Уставе ООН, который в  ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают  связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными  организациями, их связь с ООН  носила характер сотрудничества и координации  действий.

         В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.

       В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

           В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

          В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли. В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

          Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Рабочие языки 

Для организации  работы органов в системе ООН  установлены официальные и рабочие  языки. Перечень этих языков определён  в правилах процедуры каждого  органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая  резолюции.

Официальными  языками Организации Объединённых Наций являются:английский, испанский, русский, китайский, арабский, французский.  
 

ДОГО  ВОРА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ИХ НАДЗОРНЫЕ  ОРГАНЫ 

1)Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года

2)Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Принят  и открыт для подписания, ратификации  и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

3)Международный пакт о гражданских и политических правах

Принят  и открыт для подписания, ратификации  и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

4)Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах

Принят  и открыт для подписания, ратификации  и присоединения резолюцией 220 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

5)Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни

Информация о работе Уставные и договорные органы по правам человека