Условия и проблемы формирования правового государства и гражданского общества РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Оно до сих пор не стало двусторонне-обязательным. Почему сложилась такая ситуация? У меня получается только один ответ, наверное, наш народ не может жить без «сильной руки», то ли не понимает что такое свобода, что такое гражданское общество. Поэтому редко в Казахстане у власти мог удержаться не авторитарный правитель, не диктатор, не тиран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Идея становления теории правового государства 5

2. Правовое государство. Его понятие и сущность 7

2.1. Основы правового государства 14

2.2. Основные характеристики и принципы правового государства 16

2.3. Система разделения властей в правовом государстве 23

3. Гражданское общество и его понятие 43

4. Соотношение гражданского общества и правового государства 51

5. Построение правового государства в Казахстане 61

Заключение 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Работа содержит 1 файл

контр.политол..docx

— 103.74 Кб (Скачать)

 

 Несмотря на всю  критику первых шагов Советского  государства, следует сказать  о попытках утверждения законности  как принципа государственной  деятельности, которая развивалась  вместе с другими государственными  институтами, выражала органичную  связь права, государства демократии  в тех трудных условиях, ибо  государственность немыслима без  законности. Из-за отсутствия разработанной  системы законодательства революционные  суды активно руководствовались  правосознание. Нельзя не отметить  низкую общую правовую культуру  правоприменителей, нигилистическое  отношение к праву, закону в  целом. Имели хождение представления  о том, что законотворческая  деятельность не требует специальной  профессиональной подготовки.

 

 Тем не менее именно в этот период, при жизни В.И. Ленина, последовательно формируются правовые устои Советского государства. В начале 20-х годов принимаются первые кодексы законов. Повышается роль суда и адвокатуры, упраздняются или преобразуются чрезвычайные органы, сужается сфера государственного принуждения. Создается прокуратура, главным назначением которой становится надзор за законностью деятельности органов государственного управления. Ведется активный поиск эффективных правовых форм регулирования политических и социально экономических процессов. Уже в 20-е годы ставился вопрос о применимости к Советскому государству концепции правового государства. Так, А. Малицкий писал, что Советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового режима.

 

 Изменение ситуации  в стране, становление административно-командной  системы управления свидетельствовало  о том, что подобный вывод по меньшей мере поспешен. Официальное отношение к доктрине правового государства было сформулировано в докладе Л.М.Кагановича по случаю 12-й годовщины Советской власти, с которым он выступил в Институте советского строительства при Коммунистической академии: « ... мы отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства ... Понятие «правовое государство» изобретено буржуазными учеными для того, чтобы скрыть классовую природу буржуазного государства ... Конечно, все это не исключает закона. У нас есть законы. Наши за коны определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются целе­сообразностью в каждый данный момент».

 

   Часто, говоря, якобы, об отрицательном отношении В.И.Ленина к идее правового государства, ссылаются на его высказывание в работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский», что «диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами», а «революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть, не связанная никакими законами».

 

  Приведенная ленинская  мысль не отвергает роли закона, права в жизни общества. К тому  же здесь речь идет о «революционной»  диктатуре пролетариата по отношению  к свергнутым эксплуататорским  классам, отрицании буржуазного  права, а не о нигилистическом  отношении пролетариата к праву  после завоевания им власти. Мы  не должны также забывать о  том, что В.И.Ленин, говоря о  диктатуре пролетариата, предполагал  при этом ее обязательные созидательные,  демократические функции.

 

  Стоит также обратить  внимание и на соотношение  законности и целесообразности, о котором говорил Л.Каганович.  Нельзя сказать, что подобная  трактовка исчерпала себя в  наши дни. Неуважительное отношение  к закону проявляется, в частности,  в субъективистском толковании  соотношения закона и «целесообразности». Суть проблемы в том, что  иные местные руководители, исходя  из личных представлений, присваивают  себе право решать вопрос, стоит  ли исполнять, какой-либо закон  или его исполнение «неце­лесообразно», Обход закона под предлогом хозяйственной или иной общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, если он действительно плох и устарел. Его может отменить, изменить лишь уполномоченный на то государственный орган.

 

  Определяя пространственно-временные  характеристики становления правового  государства, надо и признать, что в нашей стране в 30-е  годы о таковом нельзя было  говорить даже с натяжкой, тем  более, что официальная доктрина по проблемам становления социализма исходила из того, что построить социализм - это значит огосударствить все средства производства в промышленности и обеспечить стопроцентную коллективизацию крестьянских хозяйств. При этом для достижения поставленной цели вполне при­емлемыми оказались не только государственное принуждение, но и беззаконие и массовые репрессии.

 

 Подобная практика  обернулась трагическими последствиями  для сотен тысяч людей, оказала  пагубное воздействие на социально-экономическое  развитие страны, утверждена в  сознании пренебрежение к нормам  закона и человеческой жизни.

 

  Итак, проблема правового  государства на многие годы  ушла со страниц теоретических  исследований. Было принято считать,  что это буржуазно-либеральная  концепция, призванная завуалировать  классовую сущность буржуазного  государства, хотя многие принципиальные  положения, составляющие суть  правового государства, активно  изучались в рамках проблем,  посвященных законности, правопорядку.

 

  Дальше всех, пожалуй,  в исследовании названной проблематики  продвинулся известный болгарский  ученый юрист Н.Неновски, который  еще начале 80-х годов писал,  что государство не может произвольно  манипулировать правом или вообще  освободиться от него. Право «навязывается»  государству в силу необходимости  и вместе с тем оно ставит  государству известные преграды, определяет границы и каналы  его деятельности, т.е. связывает  его определенным образом. По  его мнению, социалистическим государ­ством можно назвать только правовое государство, так как социализм и произвол несовместимы.

 

  В настоящее время  перед теоретиками и практиками  правоведения встала конкретная  задача сформулировать более  четкое концептуальное представление  о правовом государстве, ибо  невозможно свести функционирование  правового государства только  к законности и правопорядку. Этого явно недостаточно.

2.1. Основы правового  государства.

 

Экономической основой правового  государства являются производственные отношения, базирующиеся на много укладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и  других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит  непосредственно производителям и  потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как  собственник продуктов своего личного  труда. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии  самостоятельности и свободы  собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства  участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.         

 

Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного  прогресса. В центре внимания такого государства находится человек  и его интересы. Через систему  социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия  для реализации каждым гражданином  своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности  связан с резкой переориентацией  социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства  предопределяет стабильность его правовых устоев. Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

 

Правовое государство - это  суверенное государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, населяющих страну. Осуществляя  верховенство, всеобщность, полноту  и исключительность власти, такое  государство обеспечивает свободу  общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

 

2.2. Основные характеристики  и принципы правового государства

 

Развитие идеи правового  государства, эволюция взглядов различных  мыслителей привели к формированию отдельных качественных характеристик  правовой государственности, которые  выступают в виде системы принципов  или признаков. Принципы - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т. д.

 

Конечно, в современной  правовой науке существуют разнообразные  точки зрения, отличающиеся, прежде всего полнотой изложения, личными  позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы.

 

1. Например, ни у кого  не вызывают возражения основные  критерии правового государства:  верховенство права, равенство  всех перед законом, законный  характер деятельности исполнительно-распорядительных  органов.

 

2. Почти все авторы отстаивают такие черты правового государства, как: разделение властей, взаимное сдерживание друг друга, что исключало узурпацию власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного механизма контроля за деятельностью государственного аппарата; примат права в организации и деятельности всех государственных органов и др.

 

3. Многие исследователи  считают необходимым условием  правового государства утверждение  человека как самоценности, понимание  свободы и справедливости в  качестве главного критерия общественного  прогресса.

 

4. Вряд ли кто-либо будет  оспаривать значимость повышения  роли и авторитета судебной  власти, обеспечения независимого  правосудия и формирование эффективных  институтов конституционного контроля за законностью.

 

 Таким образом, анализ  современной литературы по рассматриваемому  вопросу дает основание предложить  следующую формулировку понятия  правового государства: функционирование  государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.

 

 В данной формулировке, на наш взгляд, отражены главные  отличительные черты, по которым  о государстве можно судить  как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

 

Право в данной трактовке  понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб Социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет  права. «В этом смысле господство права  есть специфический социальный феномен, обусловленный естественно-историческим, неотчуждаемым правом человека и гражданина на свободу, равенство, справедливость, счастье и неприкосновенность,  вытекающий из социальной природы личности».

 

В связи с предложенными  формулировками понятия правого  государства рассмотрим главные  принципы его функционирования:

 

1) господство права в  организации и деятельности всех  государственных органов и общественных  организаций;

 

2) осуществление публичной  власти в соответствии с принципом  разделения властей;

 

3) реальность и гарантированность  прав и свобод граждан.

 

Эти принципы относятся к  наиболее фундаментальным идеям  современных концепций правового  государства, а, следовательно, их можно  определить как главные отличительные  положения, из которых исходит большинство  производных характеристик организации  и деятельности правового государства. С позиций системного подхода  они могут быть представлены в  качестве взаимосвязанных элементов, логически упорядоченных элементов  системы, в которой:

Информация о работе Условия и проблемы формирования правового государства и гражданского общества РК