Трансформации этнонациональной политики в РФ (конец XX – начало XXI века)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы - трансформации этнонациональной политики в Российской Федерации в конце XX – начале XXI века.
Актуальность темы исследования определяется тем, что этнонациональная политика государства в последнее время претерпевает кардинальные изменения, которые касаются формирования государственного устройства России. Как отмечают исследователи, в РФ в 90-е годы прошлого века из этнонациональной политики было видно, что Россия - децентрализованная федерация. Тогда как в наше время, судя по этнонациональной политике, проводимой последними двумя президентами, в России, как многонациональной и поликультурной стране, наблюдаются тенденции жестко централизованного унитаризма.

Содержание

Введение 3
1. Проблемы становления этнонациональной политики в России в конце XX века (постсоветский период) 5
2.Тенденции централизации в этнонациональной политике в России в начале XXI века 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

  В переосмысление этнонациональной политики включилась и Русская Православная Церковь. По словам Патриарха Кирилла, Россия – это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами21. Русская Православная Церковь все настойчивее проводит в жизнь идею иерархии конфессиональных и этнических общностей. На вершине – «государствообразующий православный народ», второй уровень – так называемые «традиционные религии» (буддизм, ислам и иудаизм), далее идут нетрадиционные  религии (католицизм и протестантизм) и исповедующие их этнические общности и, наконец, так называемые «тоталитарные секты» и связанные с ними этнические общности.

  Пока  концепция «вертикали этноконфессиональных общностей» не является официальной  государственной политикой, более того, она противоречит Конституции, провозглашающей равноправие всех этнических и конфессиональных общностей «многонационального народа России».

  Как отмечает российский политолог Н. Лапина, новая этнонациональная политика в целом удалась: переговорный процесс между государством и группами интересов был институциализирован; отношения государства с региональной и бизнес-элитой стали в большей степени, чем прежде, подчиняться общим правилам; федеральной властью был задействован ряд механизмов, позволяющих контролировать крупный бизнес и региональное руководство22. Таким образом, была достигнута политическая стабилизация как на федеральном, так и региональном уровнях политической системы.

  По  мнению ряда либеральных авторов, подвергающих критике сформировавшуюся сегодня в России этнонациональную политику, сила федеральной власти скорее призрачна, поскольку вертикаль власти, как считает Г.Сатаров, в действительности неспособна принести стране стабильность, поскольку вытесняет неформальные связи и институты: «На самом деле она ослабляет страну. Приведу простейший пример – распад Советского Союза. Одна из причин распада СССР заключалась именно в том, что эта конструкция была слишком жесткой – там не было автономных игроков. Ну а те, которые были хоть немного автономны, просто разбежались, что и являло собой распад. Так вот, это пресловутое «усиление власти» - через выстраивание так называемой вертикали и ликвидацию любых автономных сил – и порождает политическую нестабильность»23.

  На  мой взгляд, чрезмерное укрепление власти действительно опасно негативными последствиями. Это ведет к активизации сепаратистских настроений в республиках РФ, что может привести к острым конфликтам и даже распаду страны.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Этнонациональная  политика страны конца XX начала XXI века в целом претерпевает активную трансформацию. Происходившие в последние годы сдвиги, как отметил Э.Паин, укладываются в схему колебаний маятника. То есть от децентрализации к жесткой централизации24.

  Трансформация по своему содержанию и масштабам кардинально изменила положение республик. В 90-е годы в России происходило перераспределение властных полномочий и собственности между федеральным Центром и субъектами РФ, а отношения между двумя уровнями власти – федеральным и региональным приняли характер децентрализации.

  В 1990-1991 гг. республиканские элиты  сделали ставку на государственный  суверенитет. Татарстаном, Башкортостаном, Бурятией, Карелией, Якутией и другими  республиками были приняты Декларации о государственном суверенитете. Параллельно с провозглашением государственного суверенитета в республиках вводился пост всенародно избираемого президента (главы республики). Первые президентские выборы  прошли в Республике Татарстан в один день с выборами  президента России. В 1991 г. были избраны президенты Саха (Якутии), Чечни, Тывы25

  К середине 90-х годов процесс институционального строительства в регионах вступил  в фазу саморазвития. Принятая в  декабре 1993 г. Конституция закрепляла за субъектами Федерации право формировать  собственную законодательную базу и самостоятельно устанавливать систему региональной власти.

  В годы правления Б. Ельцина возрос статус, укрепились экономические и  политические позиции регионов, особенно национальных республик, и их элит.  В этот период была отстроена система формального представительства региональных интересов в институтах российской власти. Высшая палата российского парламента – Совет Федерации являлась палатой субъектов Федерации, в нижней палате парламента – Государственной думе сформировалось мощное региональное лобби.

  К концу правления Б. Ельцина в России сформировалась асимметричная  федерация. К ее основным характеристикам относятся: двусторонний характер взаимодействия между главой государства и региональными лидерами; фактическое неравенство субъектов Федерации между собой и в отношениях с Центром; отсутствие универсальных правил в отношениях «Центр - регионы». Политический компромисс, достигнутый в эти годы, позволил отчасти стабилизировать отношения между федеральной властью и элитами регионов, но стабилизация эта была хрупкой и неустойчивой. Этнонациональная политика была ситуативной и стихийной и отражала слабость федерального Центра.

  Избрание  В. Путина знаменовало начало нового этапа в этнонациональной политике. Новая политика Кремля ставила своей целью интеграцию российского пространства и перераспределение ресурсов и полномочий между элитами регионов и федерального Центра в пользу последних. В более широком смысле новая политика Кремля была направлена на поиск механизмов, которые могли бы сделать региональную ситуацию управляемой из Центра. С этой целью в России выстраивалась властная вертикаль, создавалась новая бюрократическая структура - Федеральные округа, были изменены принципы межбюджетных отношений.

  В результате политики централизации, главы регионов утратили традиционные ресурсы: сократились финансовые возможности регионов; силовые структуры перестали подчиняться губернатору.

  По-моему  мнению, по мере усиления государства неизбежно ослабление или даже исчезновение элементов демократии, Что же касается регионов, то консолидация Центра означает ослабление или исчезновение некоторых элементов российского федерализма.

  В целом, этнонациональная политика Российской Федерации пережила неоднократные  изменения. Политическое возвышение национальных регионов, договоры федерального центра с субъектами федерации сменились процессами централизации, унификации и деполитизации регионов на фоне параллельных процессов укрепления вертикали власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бирюков С.В., Мельниченко Е.В.Регион, Центр, Российское государство//Свободная мысль-XX. 2008. №12. С. 65-78.
  2. Верховский А.Н. Россия Путина. Пристальный взгляд. М.: Центр «Панорама», 2003. 230 с.
  3. Дробижева Л.М. Особенности этнополитических процессов и этнической политики в современной России. М., 2005. 207 с.
  4. Ильченко М.С. Циклы российского федерализма//Свободная мысль-XXI. 2007. №6. С. 55-65.
  5. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. 285 с.
  6. Лапина Н.Ю. Путинские реформы и потенциал влияния региональных элит. М., 2004. 88 с.
  7. Общественность Карелии выступила против перехода на кириллицу//Известия. 2002. №46. 9 с.
  8. Паин Э.А. Между империей и нацией: Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М.: Новое издательство, 2004. 248 с.
  9. Паин Э.А. Новые административные реформы и их влияние на этнополитические процессы в России//Казанский федералист. 2004. №2. С. 15-57.
  10. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Проблема и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М.: ИС РАН, 2004. 328 с.
  11. Петров Н.Н. От регионов к центру и обратно. М., 2005. 157 с.
  12. Петров Н.Н. Федерализм по-российски//Pro et contra. Т.5. 2000. №1. С. 18-45.
  13. Пляйс Я. От жесткой позиции к компромиссу. М., 2005. 220 с.
  14. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2000 года//Российская газета. 2000. №28. 36 с.
  15. Сатаров Г.И. Оппозиции нет, но сильно недовольство//Независимая газета. 2004. №24. С. 8-9.
  16. Сухова С.А.Надо быть осторожнее в форме власти. М., 2008. 243 с.
  17. Терр Г.А. Российский федерализм - американская точка зрения//Становление российского федерализма. М., 2000. 264 с.
  18. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. М., 2005. 320 с.
  19. Федоров А.Ф. Российский федерализм: исторический опыт и современность. М., 2000. 219 с.
  20. Филиппов В.Р. «Укрепление вертикали власти» и деполитизация этничности в России//Свободная мысль-XX. 2005. №11. С. 49-67.
  21. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2002. С. 343 с.

Информация о работе Трансформации этнонациональной политики в РФ (конец XX – начало XXI века)