Тоталитаризм и авторитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать диктаторские политические режимы, а именно авторитаризм и тоталитаризм; указать особенности данных режимов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
 дать характеристику авторитаризму и тоталитаризму;
 определить предпосылки появления тоталитаризма;
 показать развитие власти в России.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 126.00 Кб (Скачать)


Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТОТАЛИТАРИЗМ И АВТОРИТАРИЗМ

 


Введение

 

Политика – важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Начиная с усвоения школьной программы, а затем участвуя в разного рода общественных организациях, клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д., человек постигает мир политического. Особенно возрастают роль и значение политики в переломные исторические периоды, когда подвергаются радикальной трансформации сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации и т.д.

Цель данной работы – охарактеризовать диктаторские политические режимы, а именно авторитаризм и тоталитаризм; указать особенности данных режимов. Для этого необходимо решить следующие задачи:

                  дать характеристику авторитаризму и тоталитаризму;

                  определить предпосылки появления тоталитаризма;

                  показать развитие власти в России.

Термин «тоталитаризм» появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Самые серьезные теоретические попытки концептуальной интерпретации этого политического устройства общества были предприняты уже в послевоенное время и основывались на описании сложившихся в действительности гитлеровского режима в Германии и сталинского в СССР. Так, в 1944 г. Ф. Хайек написал знаменитую «Дорогу к рабству», в 1951 г. вышла книга X. Арендт «Происхождение тоталитаризма», а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд «Тоталитарная диктатура и автократия». В этих работах впервые была сделана попытка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаимодействие социальных и политических структур в этих обществах, обозначить тенденции и перспективы развития данного типа политики.

В частности, Ханна Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм – новая современная форма государства. Тоталитаризм стремится к тотальному господству внутри страны и вне ее. В качестве характерных черт тоталитаризма выделяла единую идеологию и террор.

Причинами возникновения тоталитаризма она называла империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию, превращение европейского общества в общество людей, настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было легко мобилизовать с помощью идеологии.

Впоследствии на базе все более широкого включения в анализ тоталитаризма разнообразных исторических и политических источников в науке сложилось несколько подходов к его трактовке. Ряд ученых, занявших наиболее радикальные позиции, не относили тоталитаризм к научным категориям, усматривая в нем пусть и новую, но всего лишь метафору для отображения диктатур. Иными словами, они рассматривали тоталитаризм как средство художественного отражения хорошо известных в теории явлений. Другие ученые, как, например, Л. Гумилев, разделяя сходные представления, не считают тоталитаризм какой-то особой политической системой, и даже системой вообще, усматривая в нем «антисистемные» качества или свойства антигомеостатичности, т.е. наличие способности к сохранению своей внутренней целостности только под влиянием систематического насилия.

Американский историк А. Янов представил тоталитаризм как проявление универсальных, общеродовых свойств государственной власти, которая постоянно пытается расширить свои полномочия за счет общества, навязывания ему своих «услуг» по руководству и управлению.

Данный подход в целом позволял рассматривать гитлеровский и сталинский режимы как обычные формы проявления тенденции к перманентной тирании государства.

Большинство ученых придерживается мнения, что тоталитаризм представляет собой весьма специфическую систему организации политической власти, соответствующую определенным социально-экономическим связям и отношениям. Как полагал М. Симон, использование самого термина «тоталитаризм» вообще имеет смысл только в том случае, если не подгонять под него все разновидности политических диктатур. Поэтому перед учеными и стоит задача вскрыть базовые, системные черты данного типа организации власти, уяснить те исторические условия, при которых возможно возникновение данных политических порядков.

 


Политические режимы

 

Американский политолог М. Хагопян использует «политический режим» как термин, который в широком смысле обозначают «фундаментальную организацию политической жизни». Он выражает общие структурные характеристики политического порядка.

Главные отличия политических режимов намечаются по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам осуществления политической власти.

В либерально-демократической системе определяющее значение для классификации политических режимов имеет характер разделения властей, который определяет соотношение, прерогативы и функции основных властных институтов. Здесь, прежде всего, необходимо различать режимы по той роли, которую играют глава государства и глава правительства:

                  парламентский режим;

                  президентский режим.

В парламентском режиме глава государства – это, по сути дела, руководитель страны. Ограниченность и слабость реальных прерогатив главы государства при парламентской форме правления проявляется в том, что он избирается парламентом и, по сути дела, от него зависит его легитимность. Глава правительства – главный активный политический руководитель страны. В разных странах он называется по-разному: премьер-министр, премьер, канцлер, председатель совета министров. Ему принадлежит главная роль в формировании политики и руководстве правительством. Что касается самого правительства, то его формирует та партия, которая обладает большинством в парламенте и несет перед ним ответственность. Главу правительства назначает парламент. Главная задача парламента – формирование правительства.

При президентском режиме президент является одновременно главой и государства, и правительства. Эта форма предусматривает прямое избрание всеми гражданами на всеобщих выборах главы исполнительной власти. После победы на выборах президент по своему усмотрению формирует правительство или кабинет министров. Правда, кандидаты на ряд ключевых постов должны быть утверждены законодательным собранием. Здесь ответственность правительства, выполняющего роль своего рода «личного штаба» президента, отступает на второй план по сравнению с лояльностью его членов в отношении президента.

Сравнив преимущества и недостатки парламентского и президентского режимов, М. Дюверже пришел к выводу, что первый в его различных формах позволяет обеспечить эффективность и стабильность системы управления современного сложного общества. Он обладает большими возможностями для предупреждения, ограничения кризисов, которые могут представлять опасность для демократии. Что касается президентского режима, то он создает условия для формирования социологических предпосылок авторитаризма или иных форм диктатуры, как это можно продемонстрировать на примере краха парламентаризма в Италии в 1922 г., Германии в 1933 г., во Франции в 1940 и 1958 гг.

При типологизации режимов в рамках демократии ключевое значение, как говорилось, имеют соотношение или конфигурация властных институтов. А последняя, в свою очередь, определяется разделением властей. К системе диктатуры, или диктаторской политической системе, данный критерий не подходит, поскольку здесь вообще отсутствует реальное разделение властей. Поэтому в качестве главного критерия можно принять формы организации и функционирования унитарной иерархической власти.

По этому критерию в современной диктаторской политической системе различаются авторитарные и тоталитарные режимы.

 


Политические системы диктаторского типа: типология диктаторских систем

 

Суть политической системы диктаторского типа выражается уже самим термином «диктатура», который происходит от латинского слова «dictatur», означающего «неограниченная власть». Под ней понимается форма правления, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, клики или партии, монополизирующих ее, и отсутствует всякий контроль со стороны управляемых. Диктаторские режимы при всех существующих между ними различиях едины в неприятии конституционных и плюралистических принципов демократии. Для них характерно отсутствие гарантий политических свобод, разделения властей, реальных правовых начал.

В наши дни политические системы диктаторского типа существуют в двух формах: авторитаризм и тоталитаризм. Под последним, как правило, подразумеваются те политические режимы, которые существовали до конца Второй мировой войны в гитлеровской Германии и Италии, а так же вплоть до последнего времени в СССР и странах Восточной Европы, Китае и ряде других стран «третьего мира». Что касается авторитарных режимов, то диапазон их распространения весьма широк, а число их в настоящее время, весьма велико.

Авторитаризм

Авторитаризму присуще доминирование государства над обществом; примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями. Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. Экономика сохраняет значительную степень самостоятельности; сохраняется плюрализм социальных сил. Допускается разграничение между светской и религиозной, личной и публичной сферами жизни. В ряде случаев, формально функционируют парламент и политические партии, но их деятельность ограничена.

Существует множество типов авторитарных режимов. В основном эти режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Здесь, как правило, выделяют традиционные авторитарные режимы олигархического типа и гегемонический авторитаризм новой олигархии. В первом случае власть сосредоточена в руках нескольких богатейших семейств, которые контролируют экономическую и политическую жизнь страны. Смена лидеров обычно происходит в результате переворотов, закулисных договоренностей или манипуляцией с выборами (характерны для Латинской Америки, где господствующая олигархия тесно связана с католической церковью и военной верхушкой). Авторитаризм новой олигархии вырастает в результате выдвижения на господствующие позиции национальной компрадорской буржуазии, которая устанавливает тесные связи с военными (например, режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др.).

 

Тоталитарный режим

 

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского «totalitas», означающего «цельность», «полнота». Он появился в 20–30х гг. XX столетия и использовался для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР. Одним из первых этот термин использовал итальянский автор левой ориентации Дж. Амендола, который в свой речи 20 марта 1924 года заявил, что фашизм, как и коммунизм, представляют собой тоталитарную реакцию на либерализм и демократию. Чуть позже в том же году официальный фашистский теоретик Дж. Джентиле говорил о фашизме, как о тотальной концепции жизни. Часто использовал этот термин Бенито Муссолини (1883–1945) – глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства в 1922–1943 гг., который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.

Постепенно в демократических странах Запада этот термин получает все более широкое применение для обозначения сначала фашистских режимов в Италии и Герман, а затем и большевистского режима в Советском Союзе.

Сейчас большинство авторов придерживается тезиса, согласно которому в политической системе тоталитарного типа выделяются фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии на правом фланге идейно-политического спектра и большевистский в СССР – на левом.

Сущностной характеристикой тоталитарной системы является ориентация на слитность, тотальное единство всех без исключения сфер жизни общества. Человек – это абстракция, некая умственная конструкция того, что останется, если от него отнять характеристики расы, пола, возраста, нации, культуры, веры и т.д. Не случайно идеологи и вожди тоталитаризма поставили своей целью трансформацию экономических, социальных, социокультурных, духовных отношений, убеждений, ценностей, установок людей. Более того, ставилась задача сознательной и целенаправленной переделки самой человеческой онтологии. С этой точки зрения тоталитаризм, в отличие от всех форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма, является феноменом XX столетия. Для последних при всех их различиях было характерно господство традиции, обычая, предания и т.д., власть занимала подчиненное по отношению к ним положение. Более того, власть основывалась на традиции. Единство в традиционном обществе зиждилось на таких общественных структурах, как семья, община, родственные связи; племя, этнонациональное сообщество, церковь и т.д. Показательно, что люди, порой занимая чуть ли не рабское положение по отношению к власть имущим, все же находили опору в этих структурах.

Информация о работе Тоталитаризм и авторитаризм