Шпоргалка по "Конституционному праву РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 36 вопросов по дисциплине "Конституционное право РФ".

Работа содержит 1 файл

Конституционное право. шпора.docx

— 39.12 Кб (Скачать)

22.Правовое гос-во характеризуется: верховенством закона во всех сферах общественной жизни; реальностью прав личности, создание условий для её свободного развития; взаимной ответственностью гос-ва и личности; полит. и идеологическим плюрализмом. Признаками правового государства являются: 1. Верховенство закона или связанность государства правом, основанным на воле общества. 2. Деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Наличие в государстве прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных международными актами, и их реальная защищенность.5. Политический и идеологический плюрализм, то есть беспрепятственная деятельность различных политических организаций, объединений, не нарушающая разнообразия, исключающая господство какой-либо идеологии. 

23.Российское гос-во состоит из нескольких равноправных S: 21 республика; 6 краёв; 49 областей; 8 автономных округов;1 автономная область; 2 города фед. значения. Каждый S РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ образует законодательный орган ГВ,высший исполнительный орган ГВ, а так же свои судебные органы власти. Правовой статус каждого S РФ определяется К РФ и их уставами. В ч. 2 ст.5 К РФ определяется, что республика явл. гос-вом, а края, области, фед. города явл.не гос-ми, а гос. образованиями, созданными по территориальному принципу. Россия – фед. гос-ва, поэтому для обеспечения своего суверенитета она закрепляет ряд полномочий , направленных на S РФ. 

24.Конституционно-правовой статус S устанавливается К, ФЗ и др. правовыми актами. S имеют свою правовую систему. В которую входят К ( в республиках), уставы (в др. S), законы подзаконные акты. Свои правовые акты S принимают самостоятельно, но все они должны соответствовать К и ФЗ и находится в пределах , установленных К для совместного ведения федерации и её S или для введения только S федерации. Статус  S РФ невозможно изменить без их согласия(ч. 5 ст.66). S  устанавливают и изменяют собственное наименование . Новое наименование  S подлежит включению в ст.65. S  вправе иметь собственную символику. Республики также вправе устанавливать свой гос. язык. S обладают собственной территорией. Территория S может быть изменена только с его согласия.S устанавливают систему своих ОГВ самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя.S равноправны между собой с фед. ОГВ, обладая правами на фед. уровне. 

25.Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года. Субъектами федерации в России являются: республики в составе Российской Федерации (государства); края; области; города федерального значения; автономная область; автономные округа. Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса конкретного субъекта. Федеративное устройство России основано на ряде принципов: государственная целостность Российской Федерации; единстве системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в России. 

26.Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Суверенитет России закрепляется в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России. Защита суверенитета России осуществляется в различных формах: военной — Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической — осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, управляющими различными сферами жизни. Важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит и правоохранительным органам. 

28.Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным. В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии. Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда. 

29.Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности. В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства. В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику. 

30.Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина. Виды правового статуса: общий или конституционный статус человека и гражданина; специальный или родовой статус определенной категории граждан; индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение; статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством; отраслевые правовые статусы; статус физического лица. Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом. Правовой статус личности закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться. Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав и свобод; признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод. 

31.Гражданство РФ — устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Статья 4 Федерального закона содержит принципы гражданства: Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения (п. 2). Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3). Гражданин России не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его (п. 4). Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (п. 5). Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (п. 7). 

32.Порядок приобретения гражданства России устанавливается в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» и определяется в Указе Президента России от 14 ноября 2002 года «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». Приобретение гражданства России основано на сочетании двух принципов: «права крови»  и «права почвы». Основания приобретения гражданства России: по рождению, в результате приёма в гражданство России, в общем порядке, в упрощённом порядке, при восстановлении в гражданстве России,  при выборе гражданства в случае изменения Государственной границы Российской Федерации (оптация),  приобретение гражданства ребёнком при выборе его родителями гражданства России.

33.34.ГР. РФ прекращается: вследствие выхода из из гр.РФ; по иным основаниям. Выход из гр. Лица, проживающего на территории РФ, осущ. на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке. Выход из гр. Лица, проживающего на территории и/г-ва, осущ. на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке. Выход из гр. ребёнка, один из родителей которого имеет гр.рф, а др.родитель которого явл. и/гр.. осущ. в упрощённом порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Выход из гр. не допускается, если гр.: имеет невыполненное перед РФ обязательство, установленное ФЗ; привлечён компетентными органами в качестве обвиняемого по УД либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащей исполнению обвинительный приговор суда;   Не имеет иного гр. и гарантий его преобретения.Гр. РФ не может быть лишен своего гр. и выслан за пределы РФ. Он не может быть также выдан др. гос-ву иначе как на основании закона или международного договора РФ. РФ гарантирует свои гр. защиту и покровительство и за её пределами. Только в одном случаи прекращение гр. допускается без волеизъявления лица: при решении гос-ва об отмене приёма в гр. в случаи предоставления гр-ом ложных сведений или документов. 

36.Под правовым статусом личности понимается юр. закрепленное положение личности в обществе. Основы прав. статуса личности включают:1. принципы основ прав. статуса личности. 2. Гражданство. 3. права и свободы ч. и г. 4. гарантии осуществления прав и свобод ч. и г. 5. обязанности лиц, находящихся на тер-рии РФ Принцип основ прав. статуса личности в РФ – это те руководящие идеи, на кот. строятся отношения между гос-вом и личностью. Принципы:1. принцип равноправия, ст. 19. Он выражается в следующем: а) равенство всех перед з-ном и судом. б) равенство прав и свобод ч. и г. в) равенство мужчины и женщины 2. Принцип гарантированности прав и свобод ч. и г. 3. Естественная природа прав человека, их неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения – ст. 55 (ч. 2). В РФ не должны издаваться з-ны, отменяющие или умоляющие права и свободы ч. и г. 4. Каждое лицо обладает не только правами, но и обязанностями. Этот принцип обращен к гр-ну РФ. 5. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. 
 
 

Информация о работе Шпоргалка по "Конституционному праву РФ"