Шпоргалка по "Конституционному праву РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 36 вопросов по дисциплине "Конституционное право РФ".

Работа содержит 1 файл

Конституционное право. шпора.docx

— 39.12 Кб (Скачать)

1. Конституционное право – это самостоятельная отрасль в составе российского права, которая определяется наличием у него особого предмета и метода правового регулирования, обеспечивающая и гарантирующая основы конституционного строя. КП как отрасль права реализует и защищает основные права и свободы человека и гражданина, отношения в обществе и государстве, развивает  демократические и общественные институты, закрепляет государственное устройство, его территорию, порядок формирования и принципы организации и деятельности ОГВ и МСУ. В российском праве нет ни одной отрасли права, которая не основывается на конституционных положениях. 

2.Конституционное право как наука – совокупность мнений, гипотез, учений, исследующих институты конституционного права в процессе их исторического или современного становления. Предметом конституционно-правовой науки является кпрф как отрасль права. 

3.Все отрасли права основываются на закреплённых конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и основных началах деятельности органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений. Роль конституционного права как ведущей отрасли правовой системы обусловлены и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы их издающие, соотношение их юридической силы. 

4.Конституционно - правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила, которые определяют поведение участников конституционно-правовых отношений. Значительная часть норм конституционного  права содержания в К РФ, конституциях (уставах) S РФ, т.е. в первичных учредительных актов. Нормы КП в зависимости от того, какие ф-ции они обеспечивают, подразделяются на следующие. Регулятивные нормы- учреждают общественные, государственные институты, закрепляют права и обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Охранительные нормы- устанавливают меры  конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности( тот же роспуск парламента). Общие нормы- фиксируют в обобщённом виде элементы регулируемых отношений. Нормы-цели, нормы -принципы – устанавливают исходные для КП, иных отраслей права ценности, направления и способы деят. Гарантийные нормы- направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деят. органов власти. Оперативные нормы- направлены на введение, отмену, изменение содержания др. норм и т.д. 

5.Источниками кпрф являются действующие в настоящий момент нпа, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовых норм. Источниками являются: Конституция РФ (пр 12 декабря 93г. вступ 25 дек 93г),ФКЗ,ФЗ, Подзаконные акты (указы президента,  постановления и распоряжения правительства, акты органов мсу), Акты субъектов (конституция и уставы субъектов, законы субъектов, акты органов исполнительной власти субъектов), Международные акты (ратифицированные),Решение конституционного суда. 

6.Система конституционного права – совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих структуру и содержание всей отрасли кпрф. Элементы системы: Принципы (основополагающее начало, которое определяют содержание кпрф), Институты (совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения), Конституционно-правовая норма (правило поведения, установленное государством для регулирования общественных отношений). 

7.Необходимость принятия новой Конституции возникает после принятия декларации о государственном суверенитете. Она начала разрабатываться с 1990г.. В апреле съезд народных депутатов принял постановление об утверждении общей концепции конституционной реформы и основные положения проекта Конституции. В марте 1993г. Ельцин принимает указ о введении особого единоличного порядка управления страной. 25 апреля 1993г. проводится референдум о доверии президенту и досрочному прекращению полномочий. Президент получает одобрение и на основании этого представляет свой проект Конституции с президентской формой республики. В июне 1993г. создано конституционное совещание для доработки проекта. Указом от 21 сентября 1993г. президент прекратил работу съезда народных депутатов. В октябре 1993г. прошел кризис политической системы и при помощи вооруженных сил была прекращена деятельность парламента. 12 декабря 1993г. состоялся референдум, на котором была принята Конституция РФ. После официального опубликования она вступила в силу 25 декабря 1993г.   

8.Структура : Преамбула – вводная часть нормативно-правового акта не имеющая юридической силы, которая определяет исторические и социальные условия. Основная часть состоит из 2 разделов, 9глав и 137 статей. Заключительные и переходные положения, которые содержат условия приведения в соответствие с вновь принятой Конституцией всего законодательства. 

9.Конституционный строй –основы общественного и государственного устройства, закрепленные в нормах Конституции и реально существующие в жизни общества и государства. Конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве Конституции.  В зависимости от черт конституционного строя определяется общая характеристика государственного устройства, правовой статус личности, условия жизнедеятельности государства и общества в целом.

10.В закреплении конституционного строя участвуют все отрасли права. Ведущее место занимает Конституция РФ, т.к. имеет высшую юридическую силу и является основой всех НПА. В Конституции РФ содержится специальная глава (гл. 1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы, которые присущи каждому конституционному государству. Черты: Признание человека и его права и свободы наивысшей ценностью, Народный суверенитет, Россия как государство многонационального народа, Демократия, Идеологическое и политическое многообразие, Свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.

11.Основы конституционного строя – находящаяся под защитой гос-ва система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно- правового регулирования. Основы конституционного строя определяют основные черты системы власти, формы правления, гос.- территориальное устройства, полит.режима. Основы конституционного строя РФ закреплены в главе 1 К РФ, никакие другие положения К РФ  не могут противоречить основам конституционного строя.  К РФ характеризует Россию как правовое гос-во. 

12.Демократическое государство. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении. 

13.Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  В РФ охраняются здоровье и труд людей, гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи и материнства, отцовства и детства, развиваются социальные службы, гарантируются пенсия, пособие и иные социальные выплаты.  Идеологическое многообразие. Идеология является сложным духовным образованием. Она имеет определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения. Рф является светским государством, т.е. церковь и государство отделены друг от друга, а религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться как государственная или обязательная. 

14.В РФ признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Они признаются и защищаются равным образом. Ст8.  Земля и недра являются достоянием народа. Экономическими основами является закрепление рыночного типа экономики, когда государство определяет общие правила поведения экономических субъектов без плановой экономики. 

15.ст. 1 К РФ устанавливает, что РФ есть демократическое гос-во. Таким называется гос-во, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанными правам и свободам человека и гражданина. В ф-ции демократического гос-ва входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Важнейшими признаками демократического гос-ва явл. реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В РФ представительная демократия обеспечивает выборность ГД и конституционно обусловленным формированием СФ и органы МСУ. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина- это также важнейший признак демократического гос-ва. Только в условиях демократического гос-ва прав и свобод становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. 

16.Народовластие –форма управления государством и обществом, при которой на основе принципа народного суверенитета управляет или участвует в управлении делами государства непосредственно или через органы государственной власти или через органы местного самоуправления. Формы: Прямая демократия (прямое правление народом делами государства и общества).  Представительная демократия (реализация власти народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления). 

17.Референдум- это публичное утверждение властных решений путём всенародного голосования гр. РФ, имеющих право на участие в референдуме. Нормативная основа референдума закреплена в К РФ- ст.3,ч.2, где утверждается, что высшим непосредственным  выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Принципиальные основы организации и проведения всероссийских, региональных и местных референдумов закреплены ФЗ « об основных гарантиях избирательных прав  и прав на участие в референдуме граждан РФ». Порядок организации и проведения всероссийских референдумов установлен ФКЗ от 28 июня 2004г. « о референдуме РФ».Решения принятые в ходе референдума, имеют обязательный характер для ОГВ, ОМСУ, их должностных лиц и всех иных S и могут быть отменены только путём принятия иного решения на аналогичном референдуме. Решение референдума также может быть признанным недействительным и отменено в судебном порядке по основаниям и в порядке, предусмотренном ФЗ. Право участия в референдуме принадлежит гр.РФ независимо от пола, расы, языка и т.д. Организация и проведение референдума включает две стадии:1) инициатива проведения референдума;2) указ през. РФ о проведении референдума. 

18.Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Согласно Конституции принцип разделения властей означает рассредоточение, распределение, демонополизация власти и взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества. 

19.Под полит.партией понимается соответствующим образом оформленная организация активной части класса, которая ставит своей целью ведение полит.борьбы за интересы данного класса и наиболее последовательно их выражает и защищает. Основной целью создания и функционирования полит.партии явл. борьба за власть. Практически всегда партии определяют свои цели и задачи, формулируя их в программных документах. Организационные признаки  принципы многие полит.партии закрепляют уставом. Иногда  партии имеют свою символику и атрибутику, хотя чаще всего это присуще различным движениям ,не обязательно носящим полит.х-тер. Полит. партии,как правило, стремятся к расширению связей с массами, борются за полит.влияние в массах, используя для этого СМИ. Часто используют непосредственную связь с широкими народными массами, выступая на митингах ,участвуя в дискуссиях  и пр. Партии разделяются на правящие и оппозиционные. Оппозиционные партии, как и правящие, должны руководствоваться интересами общего блага и бороться за него полит.средствами, т.е. стремиться улучшить тот полит.порядок, который сущ. Оппозицией могут быть названы только те партии, которые не ставят под угрозу основы К РФ и правящей системе страны. Партии признаны выполнять ф-ции  объединения интересов различных соц.групп в обществе. Они преобразовывают разнообразные интересы в полит.курсы и по возможности реализуют их на гос.уровне ; обеспечивают связи между различными уровнями и ветвями власти; вырабатывают компромиссные полит.решения. 

20.Права и свободы –неотъемлемые, возникающие в момент рождения естественные права и свободы дарованные человеку по факту рождения и независящие по своему содержанию от воли государства, не подлежащие запрету или отказу.  Ограничение прав и свобод возможно только как санкция за совершенное правонарушение. Права и свободы принадлежат всем независимо от наличия гражданства. Все права и свободы являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. 

21.Правовое государство – это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема равенства граждан, наличие у них равных возможностей в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство. Деятельность правового государства основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. 

Информация о работе Шпоргалка по "Конституционному праву РФ"