Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Предмет и основные понятия политологии
Билет 2. Основные политические теории Древнего Мира
Билет 3. Основные политические теории Средневековья

Работа содержит 1 файл

politologia.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

- наличие устойчивых местных  организаций, поддерживающих регулярные  связи с национальным руководством.

- существование конкретной цели  завоевания и осуществления власти. Стремление к власти позволяет  отличить партии от групп давления (последние не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь в тени).

- обеспечение народной поддержки,  начиная от голосования и кончая  активным членством. По этому  признаку партии отличаются от  политических клубов, которые не  участвуют в выборах и парламентской деятельности.

Функции: формирование общественного  мнения (электоральная), политическое рекрутирование (отбирают кандидатов на выборы), связующее звено между  избирателями и депутатами, создают  среду, в которой действуют депутаты-парламентарии, артикуляция (представительство) интересов.

Моисей Острогорский (1854-1921) – российский политолог, ученый, юрист, социолог. Острогорский указывал на то, что основная часть членов партии становится объектом манипулирования со стороны партийной элиты («кокуса»).

Основное произведение - «Демократия и политические партии», 1912.

Обобщил опыт функционирования партийных  систем США и Великобритании (представительные демократии). считал он, на место партий с жесткой организацией должны быть поставлены свободные общественные ассоциации, ставящие более конкретные и выполнимые задачи, причем участие в одной из них не должно исключать участие в другой, так, чтобы два человека, оказавшиеся противниками по одному вопросу, стали затем союзниками по другому. Острогорский первым установил связь таких параметров современного развития как переход к массовому обществу и возможность манипуляции волей избирателей, взаимоотношение масс и политических партий, бюрократизация и формализация самих этих партий в условиях жесткой конкуренции в ходе борьбы за власть.

Роберт Михельс (1876-1936) – немецкий социолог, ученик Гаэтано Моска и Макса Вебера.

Его теория. «Социология политической партии в условиях современной демократии» 1911.

Автор «железного закона олигархии». Любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности либо автократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию – концентрацию власти в руках обеспеченного меньшинства, преследующего свои интересы.

Государство по своей природе олигархично. Государство может быть лишь организацией меньшинства, стремящегося навязать остальной  части общества «правовой порядок», порожденный отношениями господства и эксплуатации и никогда не может  быть порождением большинства, не говоря уж о том, чтобы быть его представителем. Всякий правитель постепенно начинает искать выгоду для себя, забывая о всеобщем благе.

Считал, что только марксизм способен дать отпор всем остальным идеологиям, т.к. у Маркса государство сращивается с правящим классом (диктатурой пролетариата).

Пришел к выводу, что представительная демократия невозможна вообще. «Демократия  представляет собой наихудший» буржуазный порядок.

Стал поддерживать Муссолини и  фашизм, считая олигархическое управление не только не порочным, но даже благотворным для общества в целом.

 

Билет 11. Теория политических систем (Истон)

 

Дэвид Истон (родился в Торонто в 1917) — один из ведущих американских политологов. В 1968—1969 гг. президент Американской ассоциации политических наук.

Основной вклад Истона в политическую науку связан с  адаптацией и применением принципов  и методов системного анализа  к изучению функционирования политических систем, а также с исследованием  проблем политической социализации. Первым предложил наиболее систематическое изложение теории политической системы в работах «Политическая система»(1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965).

 

Политическая система – механизм распределения ценностей, действующих авторитетно во внутренней и внешней социальной среде. Этим прекращаются конфликты между членами общества. Важнейшие свойства политической системы: способность предлагать обществу ценности и распределять их; способность заставить (убедить) общество принимать эти ценности.

2 части между политической системой: вход и выход.

На входе:  система воспринимает воздействие окружающей среды

На выходе: реагирует, осуществляя принятые решения

Внутри происходит преобразование импульса. Так можно объяснить  эффект функционирования социальных институтов.

Политические системы бывают открытые (гибкие) и закрытые. Открытые быстро реагируют на требования гражданского общества.

Политическая модернизация – преобразование системы из закрытой в открытую.

Например, период революций в 18-19 веках. Тогда были преобразования традиционных институтов, где преобладала автократия.

Исторические типы системы: традиционные, переходные и современные.

Есть еще вторичная модернизация, но она осуществляется в странах, которые отстали.

Эта теория политических систем Истона не смогла объяснить  разрушение этих самых политических систем.

 

Билет 12. Теория конфликтов (Дарендорф)

 

Ральф Дарендорф (1929) - англо-германский социолог, социальный философ, политолог и общественный деятель.

Его эпоха – вступление в постиндустриальное, информационное общество, развитие средств коммуникации, компьютер, интернет, глобализация.

Первые книги Дарендорфа – публикации его диссертаций по социальной философии, посвященных критике Маркса и  марксистской теории общества. «Современный социальный конфликт» 1992.

Дарендорф придумал Теорию конфликтов. У Маркса – классовая борьба – это следствие ненормального состояния общественных отношений, а у Дарендорфа – социальная напряженность является важнейшим условием развития системы.

Упразднить конфликт невозможно, т.к. в его основе дифференциация людей  по различным признакам.

Конфликт – это суть политической жизни, а дифференциация общества - это показатель его развития.

Конфликты способствуют изменениям политической системы. Они разрушают старые институты и строят новые.

По Дарендорфу индустриальное общество может перейти в стадию «постиндустриального»  без классовой борьбы.

По Дарендорфу: конфликты надо регулировать, а не уничтожать (т.к. уничтожить их невозможно).

Источник конфликта – власть, а не собственность.

Причина конфликта –  неравенство  политического положения.

Классы - это группы людей, конфликтующие  в сфере власти.

Обострение конфликтов происходит, когда власть в государстве монополизируется одной частью общества (группой).

Для предотвращения конфликтов Дарендорф  предложил ввести социальный и демократический  минимум (обеспечить предоставление доступа  к власти для активнейших)

Политическая культура – это  способ решения конфликтов.

 

Билет 13. Теория политической культуры (Алмонд)

 

Теория политической культуры дополняет теорию политических систем Истона и социальных конфликтов Дарендорфа. Теория основана на утверждении, что политическая система должна зависеть от политических качеств населения. Данная теория сменила теорию политической активности, которая утверждала, что политическая активность масс обеспечивает существование политической системы. Потом выяснилось, что активность может носить разрушительный характер. Политические качества населения должны учитываться.

Габриэль Алмонд (1911-2002) - американский политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии. Приобрёл популярность благодаря своим работам по теориям политической системы и политической культуры. Алмонд хорошо проиллюстрировал связь между политическими ориентациями граждан и особенностями функционирования политической системы.

Его эпоха – II пол. XX века, «холодная война», НТР, гегемония США.

Его теория. 1953 «Гражданская культура: Политические ориентации в 5 странах».

Политическая культура – то, что определяет политическую активность населения, его ориентацию и особенность функционирования политической системы.

Политическая культура – система оценочных, познавательных и эмоциональных установок по отношению к политике.

Алмонд вместе с Сэмюэлем Верба написали «Гражданскую культуру и стабильную демократию». И в 1956 году они сформулировали такую концепцию. Они утверждали: решение всех проблем в политической жизни зависит от того, на сколько система политических институтов в стране соответствует политическим качествам ее населения. Для эффекта функционирования необходимо комплексное участие в политической жизни.

Политическая культура:

  1. Приходская (у населения нет ни интереса, ни сведений о политической жизни)
  2. Подданническая (есть интерес, есть сведения о политической жизни, но нет стремления в ней участвовать)
  3. Активистская (есть и интерес, и сведения, и желание участвовать в политической жизни)

Всякая политическая культура хороша, если она подходит для населения  данного государства.

 

Билет 14. Формы правления

 

Форма государственного правления – способ организации власти в государстве. В зависимости от двух способов различают две формы правления:

 

  • Монархия – власть передается по наследству. 15% государств в мире – монархии.
    • Неограниченная (абсолютная) (тирания). Вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. (Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар)
    • Ограниченная монархия - власть монарха (главы государства) ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту.
      • Парламентарная (исполнительная власть – правительству) (Великобритания, Канада, Австрия)
      • Дуалистическая (исполнительная власть (+законодательная) – у монарха) (Иордания, Марокко, Кувейт)
  • Республика – власть передается по выборному критерию. Источником власти является народ, который передает управление государством выбранному им лицу.
    • Парламентская (ФРГ). Парламент формирует правительство. Президент – глава государства (избирается парламентом), но не глава правительства (канцлер, у которого намного больше полномочий).
    • Президентская (США, Россия). Президент – глава государства и правительства. Формирует правительство (исполнительная власть). Президент утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку, но он лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
    • Полупрезидентская (Финляндия, Франция, Болгария). Президент – глава исполнительной власти. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы.
    • Суперпрезидентская (Беларусия, Туркменистан) – вся власть у президента, разделение властей только номинальное.
    • Советская (до 1989) – вся власть у представительных органов – Советов.

Система выборов в республике –  представителями народа или всем народом.

Дополнительно: США: 538 выборщиков, которые выбирают президента (косвенные выборы). Парламент (Конгресс) состоит из Сената (избираются всенародным голосованием штата на 6 лет) и палата представителей (прямые выборы на 2 года).

 

Системы престолонаследия в Европе:

  • салическая– только мужская линия  (Япония);
  • полусалическая – мужчин нет, тогда женщины (Австрия, Россия, Греция, Бавария);
  • кастильскую (английскую): женщины устраняются от наследования лишь в пределах одной линии, например, младший брат устраняет старшую сестру, но дочь старшего брата исключает дядю (Великобритания, Испания, Дания, Монако, ранее также Португалия).
  • шведскую, то есть наследником является старший ребёнок монарха независимо от пола (Швеция, Норвегия, Бельгия и Нидерланды).

Билет 15. Формы государственного устройства

 

Форма государственного территориального устройства – способ территориальной организации государства и способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий).

Унитарная – административные единицы не обладают политической самостоятельностью, единая Конституция. Характерна для однородных небольших государств (Дания, Финляндия, Испания). Большинство суверенных государств. Субъекты федеративного государства могут иметь унитарное устройство.

Федеративная – устойчивый союз государственных образований, основанный на законодательном разграничении полномочий между центром и регионами (федеральные органы власти и органы субъектов). Субъекты государства имеют свои органы власти, но в рамках Конституции. Федерации определяются по территориальному (США) и национальному признаку, смешанной системе (Россия). Крупные государства. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии (выход из состава). Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис.

Конфедерация – добровольное объединение независимых стран или республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны и республики, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"