Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Предмет и основные понятия политологии
Билет 2. Основные политические теории Древнего Мира
Билет 3. Основные политические теории Средневековья

Работа содержит 1 файл

politologia.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Билет 1. Предмет и основные понятия политологии

Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.

Объектом изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

- история развития политических  учений и теорий 

- политические институты (институт  парламентаризма, институт исполнительной  власти, институт государственной  службы, институт главы государства,  институты судопроизводства)

- политическая культура, политическое поведение, политическое сознание

- общественная мысль и международные отношения

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

В политологии представляется возможным  разделить методы на две группы: традиционные (используемые и другими науками) и новые.

Традиционные:

- Исторический метод

- Метод сравнения

- Системный подход

- Метод моделирования

Новые (выработанные политологией):

- Группа бихевиористских методик (Бихевиоризм (от англ. behaviourism “поведение”)

- Теория групп

- Метод политической коммуникации

- Теория игр и метод принятия решений

- Использование статистики (прежде всего электоральной);

- Анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);

Основные этапы развития политической мысли за рубежом и в России:

- политическая мысль Древнего  мира (Египет, Иран, Китай, Индия,  Греция, Рим)..

- политические учения Средневековья

- эпоха Возрождения и Просвещения 

- политические учения Нового  времени

- во второй половине XIX в. начинает формироваться самостоятельная политическая наука (за рубежом).

- с первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки.

Считается, что первым политологическим трудом в России стала История  политических учений Б.Н. Чичерина (1869). Но право на существование в нашей стране политология завоевала лишь в конце 80-х годов. В 1989г. политология официально была признана академической дисциплиной в 1990г ее ввели в число изучаемых в российских вузах наук.

Понятия: Власть – общественные отношения, которые характеризуются преобладанием одних людей над другими. В случае монополизации – господство

Правящая элита – общественное меньшинство, доминирующее в государстве.

Бюрократия – часть населения, которая профессионально занята непосредственным осуществлением власти под руководством правящей элиты.

Политическая жизнь  – процесс возникновения, функционирования и развития политических систем.

Легитимность –  это согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

 

Билет 2. Основные политические теории Древнего Мира

 

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна, но одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность.

В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя  Греция. Там сложился «античный способ производства» со значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял полную противоположность восточным деспотиям. Формой политической организации служил полис (город-государство). Царская власть уступила место аристократии и рабовладельческой демократии.

На Востоке особо крупный  вклад в развитие представлений  о государстве и праве внесли Индия и Китай. Обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ.

Цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами.

Фундаментальную роль во всей истории  этической и политической мысли  Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Беседы и высказывания», составленный его учениками:

Государство – это большая семья. Власть императора - власть отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения на началах добродетели, и был противником насильственных методов правления. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

В целом добродетель в трактовке  Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в  который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю. Ключевое, не законы, а нормы и принципы.

 

Билет 3. Основные политические теории Средневековья

 

Теократическое учение – это  учение, согласно которому государство должно быть теократическим, в котором правители подчиняются духовенству. Крупнейшие фигуры теократических учений это Августин Блаженный - и Фома Аквинский.

Теократическое учение Аврелия Августина (Блаженного) (родоначальника христианской философии истории):

Эпоха, в которую он жил – время распространения христианства по Римской Империи. (400 гг.)

Теологический и философский труд — «О граде Божием».

Августин описывает историю  человечества как сосуществование  двух общностей — Града Божьего  и Града Земного. Люди, входящие в  Град Божий, живут по установленным Богом законам (по божественным заповедям), а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога (грехопадение, отношения господства и рабства).

«Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия.

Теократическое учение Фомы Аквинского:

Крупнейший идеолог католицизма, был монахом.

Эпоха, в которую он жил – Средние века, дикие нравы. Крестовые походы католиков против «неверных». Активное распространение христианства. (1200 гг.)

Главное сочинение: «О правлении государевом».

Наибольшее влияние на философию  Фомы оказал Аристотель.

Сущность власти – всякая власть от Бога. Государство является первичным по отношению к человеку, поскольку представляет собой часть творения Бога. Все законы государства основаны на законах божественных. Правитель наследует божественный способ правления. Правитель должен подчиняться церкви. Сущность власти в государстве – отношения господства и подчинения. Эти отношения поддерживают общественный порядок как отражение порядка божественного. Власть может быть получена законным или незаконным (не богоугодным способом).

Высшая цель государства – общее  благо. Добродетельная жизнь приведет к достижению небесного блаженства.

Выделял две формы государства – чистые и извращенные.

Чистые – монархия, аристократия, полития.

Извращенные – тирания, олигархия, демагогия.

Извращенные формы посылаются народу как наказание за грехи.

Лучший вид – монархия, которая  основана на мудрости правителя (один Бог – один правитель), худший – тирания. Но монархия тоже может быть деспотической – неограниченной, и политической – ограниченной духовенством. Политическую монархию Аквинский принимает. Тирания чаще возникает из правления многих, и ее нужно терпеть, бороться с ней нельзя (христианское учение о смирении).

 

Билет 4. Учение Аристотеля о формах государства

 

Эпоха Аристотеля – 4 в. до н.э. Место  – Древняя Греция. V—IV вв. до н. э. — этап высшего расцвета полисного устройства. Период «Классической Греции». Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Аристотель - древнегреческий философ  и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Позже идеи Аристотеля стали расходиться с идеями Платона. Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Аристотель был убежденным защитником частной собственности, моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Учение Аристотеля о государстве - сочинение «Политика».

Человек «существо политическое», вне государства и общества существовать не может.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование  семьи — муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Государство создается не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. Государство создается для достижения блага.

 

В зависимости от целей, которые  ставят перед собой правители  государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

  • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
  • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию.
  • Полития — Аристотель эту форму считал самой наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В политии правит большинство (военные) в интересах общей пользы.

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

  • Тирания – искажение монархии;
  • Олигархия – искажение аристократии;
  • Демократия — искажение политии; среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Отклонение от демократии дает охлократию.

Наилучшее государство  — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента.

 

Билет 5. Теория общественного договора (Гоббс, Руссо)

 

Теория общественного  договора – теория происхождения государства и права, объясняющая возникновение власти и правовой системы соглашением между людьми, вынужденными сделать это для сохранения стабильности и обеспечения безопасности и мира во всем мире.

Томас Гоббс (1588-1649) - английский философ 17-го века, материалист.

Трактат "Левифиан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского": изложена теория общественного договора в определенной, четкой и рационалистической форме.

Догосударственное состояние людей  – «война всех против всех». Неограниченная свобода, которая приводит к положению  «человек человеку волк». Люди по природе злые и эгоистичные.

Естественный закон природы  человека – стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Для прекращения «войны всех…» люди добровольно ограничили свою свободу и отдали власть в руки одному человеку. Так появилось государство – для обеспечения безопасности. Государство предотвращает насилие и вражду.

Государство необходимо для поддержания  порядка, мира; оно не должно вмешиваться  в частную жизнь граждан, в  экономическую деятельность. Гоббса считают основоположником классического  консерватизма. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу (власть лишена обожествления, имеет исключительно светский характер, источник власти – соглашение людей, власть монарха не ограничена).

Жак Руссо (1712-1778) - французский писатель, мыслитель, композитор. Основатель левого политического радикализма (разрушение старого порядка, установление нового). Русские последователи: Радищев, Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Плеханов.

Произведение: «Об общественном договоре, или принципы политического права» 1762.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"