Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2. Основные функции политологии.
3. Особенности формирования политологии в российском обществе.
4.Европейская политическая мыль
5.Особенности формирования и развития российской политической мысли.

Работа содержит 1 файл

ответы на вопросы политология.docx

— 101.16 Кб (Скачать)

Таким образом, отметим  основные особенности принципа разделения властей:

Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству. Ни в  рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как  сам принцип подразумевает наличие  экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими  правами.

Для фактического осуществления  принципа разделения властей необходимы определённые объективные условия - достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные - уровень политического сознания общества.

Наука теория государства  и права изучает и анализирует  различные варианты реализации концепции  разделения властей.

13. Гражданское общество и его признаки

1. Наличие собственности  в распоряжении людей (индивидуальное  или коллективное владение). Это  – базисное условие свободы  личности.  
2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.  
3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.  
 
Если рассмотреть современное гражданское общество в промышленно развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни. Эти самостоятельные и независимые от государства общественно-политические институты подчас напряженно противостоят друг другу борясь за доверие граждан, остро критикуют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в общественной жизни и на производстве.  
 
В настоящее время в США более 70 % граждан состоят в таких объединениях и организациях и более 50 % активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. К примеру, в 200 потребительских организациях состоят более 70 млн. граждан. Эта сеть групп и объединений граждан функционирует ежедневно, ее цель – создание условий для самореализации индивидов и групп, выражения и реализации их повседневных потребностей, одновременно сдерживание стремлений государства к концентрации политического господства.  
 
Гражданское общество не возникает сразу, для его становления и формирования необходимы определенные условия. Практика западных стран и общая теория гражданского общества позволяют выделить следующие наиболее универсальные или объективные условия формирования гражданского общества. Они таковы:  
 
1. Гражданское общество создает само конкретно взятое общество притом двумя путями – через государства или вопреки ему. Через государство – это посредством определенных законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением со стороны государства общепринятых норм и процедур. Вопреки государству – путем создания массовых общественно-политических движений, средств массовой информации.  
2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению. По мнению западных исследователей данной проблемы – наличие собственности рассматривается как базовое условие свободы личности в гражданском обществе. Однако по этому вопросу есть и другое мнение ученых. Так российский политолог Д.П. Зеркин склонен совершенно других взглядов по поводу частной собственности, как базовой ценности гражданского общества. Он пишет, что частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами и поэтому в базис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Д.П. Зеркин считает, что базисом гражданского общества является вся совокупность экономических отношений, а критерием его функционирования выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов.  
3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Она отражает все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев граждан государства.  
4. Высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности. 

 

14. Политическое общество и его атрибуты

под обществом подразумевают  не метафизическую совокупность индивидуумов или механическое их объединение, а  некую «сверхличность», надорганическое  единство, своеобразную «универсальную личность». Общество рассматривается  в двух разновидностях: человеческая сообщество, общность и политическое общество. Человеческая общность, общество является своеобразной естественностью, существующая от природы, а общество политической обусловленности —  это продукт свободного человеческого  установления. 

 

Базовыми признаками человеческих общностей являются род, язык, национальность, сословная или  классовая принадлежность и так  далее. Это всё дано людям с  самого их появления на свет. Политическое общество учреждается людьми. В нем  человек проявляют свою личную свободу  и волю, подобный образом люди делают свой выбор, соответствующий естественному  праву. Общество политической обусловленности, в котором нуждается сама природа  и к чему приходит человеческий разум  — есть некое совершенство, достигаемое  мирскими сообществами. Оно собой  представляет некую данность, стремящуюся  к полностью человеческому и  непосредственному благу (общему благу).  

 

Политическое общество — это результат работы разума людей, освобожденного от животного  инстинкта и таящего в себе своеобразный порядок, рационального  характера. У общества (политического) имеется кровь и плоть, страсти, инстинкты, образы, энергия, структуры  подсознания. Это всё подчинено  и работает в силу определённого  закона (принуждения), разумных решений  и веления идеи. Политическое общество базируется на справедливости, его  жизнеутверждающая форма есть взаимное согласие. 

 

В непосредственный состав политического общества входят политические, экономические, религиозные, культурные и прочие организации, а  также само государство. Стоит учесть, что между понятиями «государство»  и «политическое общество» линия  разделения не проводится, а вот  между «государством» и «гражданским обществом», наоборот, граница устанавливается.

 

15. Взаимосвязь гражданского и политического общества

Гражданское общество - совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. 
Структура гражданского общества включает в себя; 
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); 
- общественные объединения; 
- политические партии и движения; 
- сферу воспитания и негосударственного образования; 
- негосударственные средства массовой информации; 
- семью; 
- церковь и т.д. 
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было "гражданским обществом". Последнее возникает в результате отделения государства от социальных структур. В сословных обществах государственная регламентация охватывала многие стороны экономической, бытовой, религиозной, духовной жизни общества. Гражданское же общество складывалось в процессе и в результате ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков, но до настоящего времени этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом сообществе. Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденных от лишних запретов и административной регламентации. 
Характеризуя современное гражданское общество, можно выделить три уровня общественных отношений, 
Первый уровень связан с воспроизводством самого человека и охватывает сферу семьи, быта, культуры, образования, 
Современный Гумани!арный Унцнорсиют 
26 
Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен. Субъектами отношений здесь выступают индивиды; социальные группы, образующие социальный состав гражданского общества; различные объединения индивидов (профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.д.). Все эти субъекты устанавливают разнообразные по своему характеру связи, которые позволяют обеспечить гармоническое развитие гражданского общества без вмешательства государства, 
Третий уровень связан с политической жизнью членов общества. Субъектами политического процесса являются граждане, их политические объединения (партии, движения, союзы и т.д.) и государство. 
Поскольку государство является основным элементом политической системы общества, соотношение понятий "гражданское общество" и "полити¬ческая система" следует рассматривать, прежде всего, как взаимоотношения государства и гражданского общества. 
Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом, что ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Верховенство государства по отношению к личности проявляется в сокращении массовых движений, партий, объединений, гражданских, инициатив, увеличении обязанностей граждан перед государством в ущерб правам и свободам. В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления. 
С развитием гражданского общества в структуре государственных органов появляются и устанавливаются общенациональные представительные учре¬ждения парламентского типа. Современное представительное государство официально признает юридическое равенство граждан, их права и свободы. Всеобщее равенство перед законом - основа гражданского общества. Однако правовое равенство - это не фактическое равенство, а равенство возможностей. 
Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражается в различии их структур, принципов организации и строения. 
Государство организовано как вертикальная система государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества. Главная цель государства - охрана общества и управление им. 
В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, Цели гражданского общества разнообразны и изменчивы в соответствии с интересами индивидов. 
Государственные органы создаются и действуют строго на основе права. Жизнь гражданского общества правом не предопределена. Создание и деятельность объединений граждан может регулироваться законом, но создаваться и существовать эти объединения могут только по доброй воле их участников. 
Отношения между гражданами и их объединениями строятся на началах равенства и свободы, основываются на соглашениях и договорах. Должностные лица и государственные органы связаны отношениями субординации. 
К настоящему времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей к торговым и финансовым корпорациям. Организованный в профессиональные союзы рабочий класс сформировался во внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели и в защиту которого выступают влиятельные политические партии. Все большее место в деятельности государства занимают такие функции, как социальное обеспечение, образование, здравоохранение. Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать буржуазным. Многие социологи относят капитализм к уже изжившей себя первой фазе индустриального общества и отмечают, что наметился переход к постиндустриальному обществу с экологически чистой технологией производства, научно-техническим прогрессом, заменой отраслей тяжелой промышленности наукоемкими отраслями. Главной тенденцией гражданского общества является устранение всех видов неравенства, сближение народов на основе общемирового рынка, возрастание значения международных пактов о правах человека, повышение роли международных организаций, повсеместное развитие демократии. 
Вместе с тем история развития человечества знает не только рывки вперед, но и стремительные откаты назад. Гражданское общество не гарантировано от разрушения горизонтальных связей индивидов и превращения их в вертикальные, зависимые от государства. Главным врагом гражданского общества является тоталитаризм и фашизм, опасность которых исходит не только от реакционных или люмпенизированных слоев общества. Нередко антидемократические режимы расцениваются как выход из кризисов, административные, военные и казарменные средства предлагаются как средства решения острых социальных проблем. Для антидемократсческих программ характерны идеи защиты подлинных интересов нации, необходимости применения крайних мер при отсутствии якобы других способов спасения. При этом обосновывается необходимость ограничения или отмены завоеванных гражданским обществом прав и свобод, запрета какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли. 
В кризисные эпохи решающим фактором сохранения гражданского общества является состояние народа (его социальный, образовательный, культурный уровни) как особой социальной общности.

 

16. В разных странах по-разному выражена степень гражданственности общества, но в идеале гражданское общество пока не представлено нигде. Отсюда поиски путей совершенствования форм организации политической власти, наиболее адекватно отвечающих современному пониманию гражданского общества. Эти поиски ведутся прежде всего в рамках следующих теорий: политической модернизации, меритократии и всемирного общества. Каждая из названных теорий в основу формирования гражданско-политического общества кладет критерий технологического детерминизма. Каждая претендует на собственную интерпретацию происходящих в мире политических изменений. Для каждой из них характерны как общие, так и специфические проблемы взаимосвязи гражданского и политического общества. 
Теория политической модернизации представляет собой одну из первых попыток разработки модели гражданско-политического устройства, впитавшего в себя опыт предшествующих эпох. Как отмечал американский социолог У. Мур, модернизация есть не что иное, как «понятие тотальной трансформации традиционного или досовременного общества к тому типу технологии и соответствующей ему социальной структуры, которые характерны Для развитых, экономически процветающих и политически относительно стабильных стран западного мира» . Данная теория изначально рассматривалась как альтернатива любому другому (в

133 
 
особенности революционному) преобразованию старого общества в новое. Она была призвана оказать воздействие прежде всего на развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. 
Теория политической модернизации тесно связана со многими другими теориями, широко распространенными на Западе, в особенности с теорией социального изменения О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и Р. Нортропа, а также с теорией стадий экономического роста У. Ростоу. От первой она заимствует идею о том, что социальное изменение предполагает прежде всего изменение культуры и культурных ценностей, которые определяют собой тип общества, его гражданскую и политическую структуру. От второй она берет постулат, согласно которому трем стадиям перехода от аграрного общества к индустриальному соответствуют и три стадии общественно-политического развития: традиционному обществу — монархия, олигархия и партикуляризм, периоду сдвига — бюрократическая империя и деспотизм и, наконец, современному модернизированному обществу — представительная демократия. 
Основной тезис сторонников теории политической модернизации состоит в том, что демократическая форма организации власти в гражданско-политическом обществе несовместима с низким уровнем развития технико-экономических структур. Так, например, по мнению французского политолога М. Дюверже, низкий технико-экономический уровень общества не только свидетельствует об отсутствии демократических структуры управления общественными делами, но и неизбежно ведет к авторитарному, диктаторскому характеру политической власти 
Для граждан общества с низким уровнем развития тех чье политическое неравенство является таким же естественным и неотвратимым феноменом, как холод, голод, чума или холера. 
Больше того, отсутствие демократии в слаборазвитых странах, считают сторонники теории политической модернизации, создает угрозу демократическим политическим системам в индустриально развитых странах. «Ослабление напряженности в обществе изобилия,— писал М. Дюверже,— будет сопровождаться, резким усилением международной напряженности между обществами изобилия и слаборазвитыми странами. Борьба имущих и неимущих, привилегированных и угнетенных перейдет из под национального в область международных отношений. Во многих странах через несколько лет не будет больше пролетариев рядом с этими странами еще долго будут существовать пролетарские нации, что может вызвать... напряженность и кризисы. мало благоприятные для демократии» . 
Отсюда путь к демократическому гражданско-политическому обществу лежит через всемерное развитие и утверждение 
 
134

технико-экономических структур. Идеальной моделью такого развития считается политическая система  США и других западных стран. 
Помимо других признаков, эта модель характеризуется сравнительно высокой степенью урбанизации, широким распространением грамотности, сравнительно высоким доходом на душу населения, экстенсивной географической и социальной мобильностью, относительно высокой степенью развития торговли и индустриализации экономики, экстенсивной и всепроникающей сетью средств массовой коммуникации, широким участием и включением членов общества в современные социальные, экономические и политические процессы. 
Своеобразный вариант гражданско-политического общества представлен в теории меритократии. Авторы этой теории исходят из того, что в условиях современной НТР традиционная демократия как правление с помощью организованного большинства все более перерастает в так называемую меритократию (от латинского слова meritus—заслуга, достоинство), т. е. в правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства, а точнее — с помощью квалифицированных специалистов (технократов и интеллектуалов). Основателем теории меритократии по праву считается английский социолог Митчел Янг, который в книге «Восход демократии», впервые опубликованной в 1958 г., изложил ее важнейшие идеи. По мнению М. Янга, степень социального прогресса зависит от меры сочетания власти и интеллекта. А это значит, что общество, желающее преуспеть в своем развитии, должно научиться максимально использовать человеческий .материал и таланты, которыми оно располагает. Назначение меритократии, подчеркивал М. Янг, в том и состоит, чтобы, с одной стороны, вносить интеллектуальную струю в общественную жизнь, а с другой — способствовать раскрытию естественных дарований личности. 
Применительно к политической сфере общества принципы меритократии наиболее полно обосновал американский политолог Д. Белл. «Принцип меритократии,— писал он,— должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд» . И наоборот, общество, девизом которого является техническая эффeктивнocть и научный прогресс, добавлял Д. Белл, само по себе в силу логики современного развития обретает характер меритократического общества. Доказательством наступления меритократической эры во многих постиндустриальных странах, по его мнению, является беспрецедентное возрастание роли и значения дипломов, а также других равных им по важности

135

документов (аттестатов, сертификатов, удостоверений и т. д.), дающих право  руководить людьми в производственной, политической или иных сферах жизни  общества. 
Меритократическая модель гражданско-политического общества привлекает к себе внимание современных политологов прежде всего потому, что она направлена против несправедливого распределения политических и социальных ценностей. До сих пор существующие в разных странах политические и социальные иерархии, связанные с аристократической, кастовой, клановой и семейной принадлежностью, теория меритократии стремится -заменить одной иерархией — иерархией, в которой политический и социальный статус личности ставится в зависимость от ее качеств, способностей и достижений. 
Важнейший тезис сторонников меритократической модели гражданско-политического общества состоит в том, что на вершине государственной организации должны находиться самые умные и самые деловые люди — элита, отобранная по принципу способностей к управлению, профессиональных навыков и квалификации. Обосновывая указанный тезис применительно к постиндустриальному обществу, Д. Белл, в частности, отмечал, что в этом обществе «почти нет высших постов, доступных для тех, кто не имеет квалификации» . Меритократическая модель гражданско-политического общества, как считают ее авторы, должна воплощать в себе не эгалитарный, а меритократический принцип справедливости, девизом которого является «Каждому по его заслугам». Допуская равенство в одних областях политической жизни (например, при голосовании), не возражая даже против юридического равенства граждан перед законом, сторонники теории меритократии совершенно и бескомпромиссно отвергают равенство результатов, идея которого, по мнению Д. Белла, принадлежит социалистической этике. 
С точки зрения представителей сциентистского направления в современной политической науке нынешний политик — это не трибун и не вождь, а специалист в области принятия политических решений (policymaker), для которого осуществление властных функций — обычное дело, требующее трезвого расчета, точного вывода, складывающегося на основе учета переменных и постоянных величин повседневной реальности. Отсюда следуют и другие выводы. Коль скоро политика — это специфическая сфера управленческой, в том числе научной, деятельности, то и относиться к ней следует с большим уважением, не ставя под сомнение рациональные основы ее функционирования. Поскольку политики — это специалисты своего дела, обладающие необходимыми навыками управления обществом, постольку сама постановка вопроса о привлечении широких масс населения к

136

непосредственному участию  в осуществлении политики лишена каких-либо серьезных оснований. 
И наконец, следует сказать о теории всемирного общества, в рамках которой конструируется еще одна модель гражданско-политического устройства. Сторонники данной теории, также опираясь на фактор техники, стремятся вывести гражданско-политические структуры за рамки конкретных социально-экономических систем и представить их в виде соответствующих образований над общим экономическим базисом «единого индустриального», «конвергентного», «наднационального» общества. Современное индустриальное общество, писала группа американских социологов еще в начале 60-х годов,— это «всемирное общество. Наука и техника, на которых оно базируется, не знают границ. Они говорят на универсальном языке. Индустриальное общество — это единый, нераздельный мир... Различия в языке и одежде, которые уже значительно уменьшены, не соответствуют общей характеристике современного общества, создаваемого автомобилями, самолетами, электрическим светом, энергией и другими чертами индустриализации» . 
Суть теории всемирного общества состоит в том, что к решению всех мировых проблем современности можно прийти только через максимальную интернационализацию общественно-политической жизни — путем перестройки существующих международных организаций (в частности, ООН и ее подразделений) и создания новых. К числу таких организаций относятся: всемирный парламент, наделенный законодательными функциями: всемирное правительство как исполнительно-распорядительный -орган; всемирный суд с национальной юрисдикцией; всемирная полиция и всемирные вооруженные силы, обладающие принудительными полномочиями. Результатом подобного рода трансформации международных организаций и должно стать единое для всех стран понятие «индустриальной демократии», которое закономерно приходит на смену традиционной демократии.

 

17.


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"