Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2. Основные функции политологии.
3. Особенности формирования политологии в российском обществе.
4.Европейская политическая мыль
5.Особенности формирования и развития российской политической мысли.
Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:
– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);
– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.
Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.
Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.
Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.
1. Традиционная
легитимность, основанная на вере,
обычаях и традициях. Примером
являются абсолютные монархии, где
механизм управления ясен и
понятен: один управляет,
2. Рационально-легальная
легитимность, опирающаяся на признаваемые
народом законы, в рамках которых
избираются и действуют
3. Харизматическая
легитимность, основанная на признании
авторитета и популярности
Выделяют три уровня легитимности власти:
– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;
– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;
– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.
12. Идея разделения властей и ее реализация в современной России
Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
«Разделение власти
возникает из свойства власти быть
отношениями между субъектами (первым,
или активным), от которого исходит
волевой импульс, побуждение к действию,
и субъектом (вторым, или пассивным),
который воспринимает этот импульс
и осуществляет побуждение, становится
носителем власти, её исполнителем.
Эта простейшая структура разделения
и передачи власти обычно усложняется,
особенно в институциональном
Таким образом, понятие
«разделение власти» достаточно
широкое и не отделимо от понятия
«власти» и принимает при этом
самые различные формы
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)
Первое крупное
разделение власти развело политическую
и религиозную власти, власть государства
и церкви. Оно же сопровождалось
и длительной борьбой за унификацию
власти, преобладание светской власти
над религиозной, или господство
церкви в светской жизни общества.
Соперничество между ними продолжалось
многие столетия, всё средневековье
и начало Нового времени как в
России, так и на Западе. Оно далеко
не завершено для многих государств
и обществ и поныне, при этом
исход его далеко не однозначен в
разных регионах мира. Западная, преимущественно
христианская его часть решила спор
о власти в пользу светской, государственной,
восточная во многих случаях (в некоторых
мусульманских странах, например, Иран)
- в пользу значительного политического
влияния религиозных начал
Наряду с этим,
в самом светском государстве
рано началось разделение профессиональных
функций власти. Уже Аристотель отмечал
существование в нём
Дальнейшее развитие
разделённых властей шло
1. Происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);
2. Укреплялась и
совершенствовалась
3. Завершилось формирование
возникшей в феодальном
Этот объективный
процесс получил теоретическое
обоснование в политико-
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).
В основании политической
философии Локка (1632–1704гг.) и либерализма
лежит идея собственности («Трактаты
о правительстве»). «Государство и
гражданское общество покоятся на собственности
(имелась ввиду частная и
В России идея разделения
властей как принципа либерализма
впервые в наиболее чёткой форме
была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.)
в «Проектах и записках». В
своих проектах государственных
преобразований Сперанский мечтал о
конституционной монархии, которая
управляла бы на «непременном законе».
Законность форм осуществления власти
Сперанский прежде всего связывал с
необходимостью разделения властей. «Законодательная
власть должна быть вручена двухпалатной
Думе, которая обсуждает и принимает
законы, для чего собирается сессионно,
один раз в год, начиная свою работу
19 сентября. Глава исполнительной власти
- монарх участвует в деятельности
Думы, но «никакой новый закон не
может быть издан без уважения
Думы. Установление новых податей, налогов
и повинностей уважаются в
Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому
монарх не может «ни уничтожить законов,
ни обезобразить их», так как в
своих действиях исполнительная
власть подконтрольна
Порядок в устроенном
таким образом государстве
Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». «никто не может распустить Народной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа». Исполнительная власть - державная Дума — состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы». Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Собор имеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. -«Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией». В последствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс Н.М. Коркунов (XIX в.) - («Указ и закон»). Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.