Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Уровни  политической культуры: Мировоззренческий уровень - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.  Гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.  Политический уровень - складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

 

 

      1. Типология политической культуры.

Наиболее известная  типология политических культур  принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры: 1) приходская культура; 2) зависимая культура; 3) культура участия .

Приходская  культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей.

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

 

 

      1. Политические партии как субъект политического процесса.

Важнейшая функция  партий в современном демократическом  обществе -служить средством обратной связи между гражданским обществом  и государством, обеспечивать политическое партнерство между этими сторонами.

Политическое партнерство - это вид взаимоотношений, между  субъектами политической жизни, заключающийся  в выработке единой позиции по тем или иным вопросам, практике совместных политических действий, долгосрочных, основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, политических программ, выражающих интересы этих субъектов.

Политические партии, в  отличие от других субъектов гражданского общества, имеют реальные возможности  участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, поэтому их роль во взаимоотношениях государства и гражданского общества особенно велика.

Принятие Федерального закона "О политических партиях", затянувшееся более чем на 10 лет, было обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского общества. Не принижая огромной позитивной роли, которой новый Федеральный закон должен сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений, нельзя не отметить что ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе, может породить определенные проблемы на практике.

Российские политические партии, являясь центральными субъектами формирования представительных органов  власти, практически не участвуют в формировании и деятельности коллегиальных органов исполнительной власти.

При этом сам Президент  России может быть не связан ни с  одной политической партией. Правительство  также формируется не по партийному, а по профессиональному признаку.

Большинство глав администраций субъектов Федерации, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной ^ власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата.

 

 

      1. Общественные организации и движения.

Общественные  организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества.

Под «организацией» понимается искусственное объединение институционального характера, имеющее определенный социальный статус.

«Организацией» называют определенную структуру, строение, тип  связей как способ соединения  частей в целое. На современном этапе произошли качественные изменения в организации.

Причинами этих организационных  изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом.

Говоря о партиях, М.Вебер писал: «Это детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины» (3, 674).

Однако сегодня  партии очень отличаются от классических партий конца XIX – начала XX века. Необходимо заметить, что современные российские партии являются партиями в полной мере только по названию, поскольку, как и в 90-е гг., они имеют довольно рыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы.

Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями.

В социологической  науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов.

Движения имеют  иерархию (самая  простейшая - это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к  конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы).

У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные  документы, зарегистрированные в установленном  порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников.

Общественные  организации и движения выступают  как выразители интересов отдельных  социальных слоев и групп, а также  как субъекты реформационного процесса.

Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать  с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам.

Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

 

      1. Типология политических партий.

Современные типологии  партий основываются на классификации  разработанной в середине 20 века Дюверже(орган исследования), которые  выделяют массовые и кадровые партии, партии избирателей.

  1. кадровые партии представляют собой партии авторитетных в обществе лиц (Нотабли), умелых организаторов избирательных компаний, крупных финансистов;
  2. массовые партии, данные партии характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью членов и организационной структурой, подразделяются на виды:

а) представительные партии западного типа;

б) коммунистические партии;

в) популистские партии.

Партии избирателей  не являются массовыми ориентированные  на объединения на максимальное кол-во избирателей самой различной  социальной принадлежности, вокруг своей программы для решения основанных вопросов (универсальная).

В зависимости  от социального состава партии подразделяются на: буржуазные, рабочие, крестьянские.

Партии различаются  по отношению к общественному  строю:

  1. консервативные партии - стремятся сохранить общество в неизменном виде;
  2. реакционные партии – ориентируются на возвращении прошлого;
  3. реформаторские партии – ориентируются на изменение общества по средствам реформ;
  4. радикальные партии – революционно настроены, изменить общественную систему в целом.

 

      1. Понятие группы давления.

Группы  давления - это совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Они обладают значительными  возможностями оказывать необходимый  нажим на политических деятелей и  органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний.

 

      1. Типология групп давления.

1. С точки зрения происхождения и степени организованности группы давления делятся на:

а)Анемические - возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги).

б)Институциональные - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например представительства автономий в федеральных центрах и др.).

2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:

А) Ассоциативные группы - добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права).

 Б) Неассоциативные группы - неформальные и недобровольные объединение на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты).

3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на: а) одноцелевые; б) многоцелевые.

 

 

 

      1. Политическая элита.

Политическая  элита - внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом.

Ее характеризует  близость установок, стереотипов и  норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических.

 

      1. Основные теории политических элит.

 

Функции политической элиты:

  • стратегическая — определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны; 
  • организаторская — осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь;
  • коммуникативная — эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества; 
  • интегративная — укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

Сама  политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится:

  • на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. — это политическая элита власти, 
  • оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, 
  • среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения), 
  • административную — это служащие-управленцы (бюрократия),
  • а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"