Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

 

 

6. Политическая система общества. Структура и функции.

Политическая  система – это система ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связей граждан в государстве.

Политическая  система конкретного общества определяется:

- его классовой природой, социальным строем,

- формой правления (парламентского, президентского и т.п.),

- типом государства (монархия, республика),

- характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.),

- социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.),

- политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами),

- характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них, историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),

- исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное  отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. В структуру  политической системы включают и  политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

 

 

 

7. Государство как институт политической системы.

Центральным элементом  политической системы явл. государство, именно оно осуществляет её главную функцию это авторитарное распределение функций.

Признаки функций:

    1. способность гос-ва интегрировать общество при наличии социальных различий, вызываемых борьбой интересов;
    2. государство – это орган власти социального принуждения, активно использующий санкции (поощрения и наказания);
    3. особое значение гос-во придает праву;
    4. публичный характер государственной власти, профессионализация управления общими делами, передача государственным органам и их служащим полномочия на управление;
    5. государство действует четко в рамках ограниченного пространства, оно имеет: географические пределы и пределы человеческие;
    6. гос-во обладает аппаратом принуждения.

 

 

      1.  Формы государственного устройства. Типология государств.

Формы государственного устройства – это организация составных частей гос-ва:

  1. унитарное гос-во (кантоны, провинции) – это гос-во, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц;
  2. федеративное гос-во – это гос-во, составными частями которго явл. государственные образования, обощенно их принято называть субъектами федерации;
  3. конфедеративное гос-во – это союз независимых государств созданных для достижения совместной цели (экономические, военные, политические цели).

 

 

      1. Формы правления.

Монархия (власть человека, которого передает по наследству (король, царь, султан) – это такая форма правления, которой главой государства явл. лицо получающая и передающая свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно.

Виды монархии:

  1. абсолютная монархия (до сих пор Бохрей, Омон);
  2. дуалистическая монархия – в них существует конституция (дарованная монархом народу); парламент – законодательный орган, в россии это федеральное собрание; парламент без которого законы не принимаются; правительство назначается монархом и ответственна перед ним (Нипал, Марокко, Иордания);
  3. парламентская монархия (конституция принятая демократическим путем, при этом монарх юридически остается главой гос-ва, но участие страной фактически не принимает (Великобритания, Испания)

Республики (власть народа) – это форма правления, при которой главой явл. президент избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми квалификациями (определенный возраст, образование).

Виды республик:

  1. президентские республики - президент избирается независимо от парламента, он назначает министров и в этом отдельного от президента правительства нет (законодательная, судебная, исполнительная).

      Признаки президентской республики:

1. отсутствие  дуолизма;

2. президент  избирается непосредственно народом; 

3. президент  и парламент независимы друг  от друга, поскольку парламент  ни вправе сместить президентское  правительство, а президент не  может распустить парламент;

 

  1. полупрезидентская республика:

      Признаки:

    1. президент избран всеобщим голосованием,
    2. премьер и президент ответственны перед парламентом;
  1. парламентская республика:
    1. разделение исполнительной власти на главу и кабинет министров;
    2. правительство несет ответственность перед парламентом;
    3. формирование правительства партий, победившей на парламентских выборах.

 

 

      1. Понятие и типология политических режимов.

Политический  режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти, в той или иной стране на которые оказывают влияние: партийная система, взаимоотношения между органами государства, использующая в стране идеологии и т.д.

Виды  политических режимов:

  1. демократический режим;
  2. авторитарный режим;
  3. тоталитарный режим.

 

 

      1. Тоталитарный политический режим и его виды,

Признаки:

  1. политические права граждан принципиально отвергаются концепцией вождизма, у граждан нет выбора.
  2. Переход политического руководства от одной партии к другой, не может быть осуществлен путем выбора.
  3. Политический флюролизм отвергается, политическая аппозиция не допускается.

 

 

      1. Авторитарный политический режим и его виды.

Признаки:

  1. политические права граждан признаются в ограниченном объеме, которые не обеспечивает возможного самостоятельного участия граждан в определении государственной политики.
  2. признается ограниченный политический плюрализм.
  3. принцип разделения властей может быть раскреплен в конституции, но фактически он отвергается.
  4. ограничение плюрализма политической идеологии.
  5. Вооруженные силы часто играют в политическую роль.

 

      1. Демократический политический режим и его виды.

Подходы концепции демократизации:

  1. марксиско-ленинские (власть  трудящихся, ликвидация имущественного неравенства;
  2. либеральная (включает в себя теорию плюралистической демократии, согласно этой теории различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления обладают определенной политической властью и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль примирителя конфликционных интересов; теорию компромиссной, консесиозной или социэлитарной, согласно этой теории в современных развитых государствах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития; теория плебисцитарной (нтр);
  3. представительная демократия (её основы представительные учреждения парламент);
  4. непосредственная демократия (принятие решения на собраниях);
  5. демократия партий (соревнование политических партий за влияние на избирателей и определения политики государства, партий получивших большинство на выборах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Понятие гражданского общества.

Под гражданским  обществом понимается независимое  государство и существующая на ряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социологических  групп, движений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формы выражения интересов личности.

В систему гражданского общества входит: экономические, брачносистемные, этнические, воспитательные, культурные, религиозные, информационные, образовательные отношения, способные существовать и развиваться независимо от ситуаций.

Признаки  гражданского общества:

  1. экономическая и социальная свобода индивидов.
  2. Гражданское общество создает необходимое условие для наиболее полного удовлетворения потребности личности, социальных групп и класса.

 

 

      1. Основные черты социального государства.

Процесс возникновения  и становления социального государства  имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и  его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях:

- на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций,

- на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран,

- на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

 

 

      1. Правовое государство.

Термин "правовое государство" произошёл от нем. Rechtsstaat, обозначившем в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat c верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности.

Правовое государство  требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства, поэтому к нему неприменимо традиционное определение государства как способа организации общества. В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются:

  • права и свободы человека;
  • всеобщее равенство перед законом;
  • принцип разделения властей;
  • разрешение конфликтов через справедливый суд.

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

  • наличие развитого гражданского общества;
  • действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
  • правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
  • возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
  • ограничение государственной власти.[6]

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

 

 

      1. Политическая культура.

Политическая  культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"