Проблемы современной демократии. Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 07:37, контрольная работа

Описание работы

Как выразился Бернард Крик, «в лексиконе публичной политики демократия, возможно, является самым надежным словом». Термин, который может обозначать все что угодно, в конце концов не означает ничего. Среди значений, придаваемых слову «демократия» можно выделить, что демократия:
- это система, при которой власть принадлежит самым бедным слоям общества;
- это правление, которое непосредственно и непрерывно осуществляет сам народ, не нуждаясь в профессиональных политиках или государственных служащих;

Работа содержит 1 файл

КР - копия.docx

— 54.72 Кб (Скачать)

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно  обеспечивает защиту частных  сфер жизни человека и гражданина  от необоснованной жесткой регламентации  государства и других политических  структур.

2. На базе ассоциаций гражданского  общества создаются и развиваются  механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является  одним из важнейших и мощных  рычагов в системе «сдержек  и противовесов», стремления политической  власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их  объединения от незаконного вмешательства  в их деятельность государственной  власти и тем самым способствует  формированию и упрочению демократических  органов государства, всей его  политической системы. Для выполнения  этой функции у него есть  немало средств: активное участие  в избирательных кампаниях и  референдумах, акциях протестов  или поддержки тех или иных  требований, большие возможности  в формировании общественного  мнения, в частности, с помощью  независимых средств массовой  информации и коммуникаций.

4. Институты и организации гражданского  общества призваны обеспечивать  реальные гарантии нрав и побед  человека, равный доступ к участию  в государственных и общественных  делах.

5. Гражданское общество выполняет  также функцию социального контроля  по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить  индивиды соблюдать общественные  нормы, обеспечить социализацию  и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет  также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Гражданское общество выполняет  стабилизирующую функцию своими  институтами и организациями. Оно  создает прочные структуры, на  которых держится вся общественная  жизнь. В сложные исторические  периоды (войны, кризисы, депрессии), когда  государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского  общества. Одной из функций гражданского  общества является также обеспечение  некоторого минимального уровня  необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т.п.).

 

  • Понятие правового и социального государства, их связь с гражданским обществом. Перспективы гражданского общества в России.

Теория о правовом государстве зародилась в древней Греции. Именно античные мыслители, такие, как Сократ, Платон, Аристотель, впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип абсолютного господства закона над всеми, в том числе и над правителями государств. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой.

Если суммировать все достижения юридической науки и практики, то в результате можно получить следующие основные признаки правового государства: 1) ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан); 2) верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни; 3) конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) наличие развитого гражданского общества; 5) правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина; 6) наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за реализацией действующего законодательства; 7) верховенство закона в системе права; 8) соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; 9) прямое действие конституции; 10) независимость суда. В юридической литературе последних лет называют и ряд других признаков правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти и др. Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Однако непреходящим, общим началом правового государства является верховенство права.

Несмотря на то, что ст. 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию как «демократическое федеративное правовое государство», большинство исследователей сходятся во мнении, что данная статья имеет программный характер. Нашей стране еще предстоит пройти длинный путь к гражданскому обществу и правовому государству. Что поджидает нас на этом пути? Россия, надо полагать полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристического экспериментаторства, бездумного заимствования чужого опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающих необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.[5] Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящий о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения требований правовых норм. Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично сочетаются с ответственностью и дисциплиной. Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод. На пути формирования в России гражданского общества и правового государства существуют значительные трудности. Прежде всего это устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества и правового государства. Вследствие ошибок и просчетов в первые годы экономических преобразований в России, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение ценностей гражданского общества и правового государства также затруднено. Между людьми нет доверия, формы общественной самоорганизации неразвиты. Экономическая и политическая ситуация в современном российском обществе непредсказуема. Для преодоления этих, несомненно, временных трудностей, необходимо развитие среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества; упрочнение федеративных и демократических начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма; укрепление законности и борьба с преступностью; повышение уровня политической и правовой культуры граждан, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственного климата. Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества – столбовая дорога мировой цивилизации, по которой пока еще медленно, но, тем не менее, целеустремленно идет Россия.

 

б) Определите следующие понятия темы (письменно):

  • демократия,
  • признаки демократии
  • представительная демократия
  • разделение властей
  • реальная и формальная выборность
  • реальное местное самоуправление
  • многопартийность
  • политический плюрализм
  • демократические свободы
  • правовое государство
  • социальное государство
  • формальная демократия
  • механизмы демократии
  • гражданское общество

 

  • Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) – власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.
  • Современная западная политология выделяет следующие характерные для демократического режима признаки:

1. Власть формируется в результате  регулярных свободных выборов, на  которых оппозиция имеет реальную  возможность победить.

2. Существует реальное разделение  властей: исполнительная, законодательная  и судебная власть.

3. Существует свобода слова, различные  политические силы имеют сопоставимые  возможности доступа в СМИ.

4. Существует свобода ассоциаций, в том числе и свобода создания  политических партий.

5. Существует свобода предпринимательства  и право собственности.

6. Существует подотчетность выборных  органов своим избирателям.

7. Права и свободы являются  всеобщими.

  • Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

  • Разделение властей - важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы.
  • Реальная и формальная выборность - понятие формальной выборности вводится для обозначения состояния человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и невинностью, когда ум человека еще не знает реальности нравственного зла и когда чувства и желания находятся в подчинении разуму. Примером пребывания человека в состоянии формальной свободы является свобода прародителей в раю и свобода детей. В состоянии формальной свободы нет антагонизма между умом, чувствами и желаниями человека. Формальная свобода открывает возможность нравственного выбора. Когда человек сознательно осуществляет нравственный выбор, его формальная свобода становится реальной свободой. Реальная выборность - это свобода самоопределения в ситуации морального выбора.
  • Реальное местное самоуправление - одна из самых эффективных и действительно демократических форм территориального развития. Возможность для местного населения независимо решать местные проблемы, в рамках национального законодательства и государственной политики, является основой для территориального развития и процветания. Реальное и эффективное местное самоуправление, автономия органов местного самоуправления в процессе принятия решений - индикатор состояния местной демократии в любом государстве.
  • Многопартийность - наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы.
  • Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.
  • Демократические свободы - политические и правовые нормы, определяющие положение личности в государстве.
  • Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.
  • Социальное государство - это особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.
  • Формальная демократия - форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений.
  • 1

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. 
в) Выполните следующие контрольные задания (письменно):

 

  1. Назовите органы представительной демократии, существующие на территории Вашего проживания.

Администрация Кемеровской области, дума г.Новокузнецка.

 

  1. Перечислите признаки формальной демократичности власти в стране.

Формальная демократия проявляется в том, что провозглашенные права и свободы на деле не всегда соблюдаются.

 

  1. Укажите признаки многопартийности в регионе, где Вы проживаете.

Тип партийной системы, функционирующей на территории Кемеровской области. Кемеровская область принадлежит к демократическому многопартийному типу политических систем, поскольку на её территории ведут свою деятельность большое количество политических партий и движении.

 

  1. Назовите 2-3 демократические свободы, которые реально существуют на территории Вашего города.

Свобода собраний, свобода печати, радио.

 

  1. Перечислите признаки правового государства и приведите примеры их реализации (можно использовать исторические примеры или материалы СМИ).

Признаки деятельности государственной структуры, которые являются проявлением правового характера нашего государства. Одним из признаков правового государства является разделение законодательной, исполнительной и судебной власти государства. Я считаю, что государство может осуществлять деление властей, и таким образом создавать основу для правового общества.

 

  1. Укажите признаки демократичности формирования представительной власти. Приведите примеры недемократичного формирования представительной власти (можно использовать исторические примеры или материалы СМИ).

В зависимости от того, кто - народ или его представители - непосредственно осуществляют властные функции, многообразные демократические теории можно разделить на две группы: непосредственной демократии и репрезентативные (представительные). Теория непосредственной демократии исходит из того, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. Преимущественно непосредственный характер носила античная демократия, а также демократия в Новгороде и других городах-государствах.

Информация о работе Проблемы современной демократии. Гражданское общество