Политические риски и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, целью данной работы является анализ и оценка политических рисков.
В данной работе мы ставим перед собой следующие задачи:
- определение понятия политического риска;
- выявление его характера и критериев;
- анализ политических рисков государств и предприятий;
- описание уровней и оценок политических рисков;
- определение методов управления политическими рисками.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

ICRG представляет оценку  странового риска для 140 стран.  Данная модель основана на  оценках трех составляющих странового  риска: политическом (50 пунктов из 100 в общей оценке,12 переменных), финансовом (25 из 100, 5 переменных) и экономическом (25 из 100, 5 переменных) рисках. Каждая из 22 переменных оценивается по собственной шкале, максимальные значения которых в сумме дают 100. На результирующей шкале максимальному риску соответствуете, минимальному- 100.

 

 

Moody's Investor Service

При оценке суверенного  кредитного риска Moody's анализирует  как политическую (6 показателей), так  и экономическую (7 показателей) обстановку в стране. Получаемые в ходе этого  процесса оценки уровня риска принимают буквенно-цифровое значение по 21-символьной шкале: от Ааа до С.

Political Risk Services (PRS)

Оценка риска для  инвестора у PRS (106 стран) проходит в  два этапа. На первом этапе, используя Prince-метод, прогнозируется будущий  режим в стране. Рассматриваются три наиболее вероятных варианта развития событий в течение следующих 18 месяцев и 5 лет. Затем для каждого режима оценивается вероятный уровень политических беспорядков (по шкале: «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий» риск) и уровень еще 11 переменных, влияющих на деловой климат в стране. На втором этапе с учетом, что итоговые рейтинги режимов составляют 100% вероятности, полученные численные оценки конвертируются в буквенные (шкала от А до D) по трем инвестиционным подразделам: финансовые трансферты, прямые инвестиции и экспортные рынки.

Standard & Poor's Ratings Group (S&P)

Рейтинговая методология S&P основана на результатах прогнозирования  способности обслуживать долги, вероятности дефолта. Различия между  основными рейтинговыми службами сводятся, по сути, к источникам информации для главных составляющих индекса риска и ее видам (количественная/качественная), а также к типу индекса риска (порядковый/скалярный)7.

 

 

 

2.2. Оценка рейтинга  стран

 

Еще одним методом  анализа и оценки политического риска является создание рейтинга стран по уровню риска на основе структурированного и стандартизированного списка вопросов. В первом случае (таблица 3) представлены рейтинги основных стран мира, а во втором – оценки политического риска для государств, образовавшихся в результате распада СССР. Видно, что Россия по уровню политического риска международного бизнеса находится среди стран с наименьшими (в баллах) оценками. В этих странах уровень иностранных инвестиций минимален.

Таблица 3. Шкалы оценки уровня риска

Уровень риска

Баллы

Вероятность существ. ущерба

практически отсутствует

83-100

 

очень низкий

75-82

низкая

низкий

67-74

(мала)

заметный

60-66

ниже среднего

55-59

умеренная

51-54

(допустимая)

средний

45-50

большая

выше среднего

40-44

на грани допустимого

34-39

(велика)

не допустимо

26-33

высокая

18-25

0-17


 

 

 

 

Таблица 4. Политический риск международного бизнеса8

Страны

 

Рейтинг

Уровень политического  риска, баллы (1995 г.)

1993

(170 стран)

1994

(167 стран)

1995

(181 страна)

Швейцария

1

1

1

100

Япония

3

3

2

99

США

4

9

3

98

Германия

5

4

4

97

Великобритания

7

9

6

96

Франция

2

7

7

95

Австрия

9

6

8

94

Канада

10

10

12

92

Тайвань

15

12

15

86

Швеция

16

20

17

85

Австралия

13

16

18

85

Корея

22

17

21

82

Испания

19

19

22

82

Таиланд

43

36

29

75

С. Аравия

30

41

40

66

Индонезия

44

43

43

64

ЮАР

48

52

49

62

Индия

57

46

53

55

Турция

45

63

59

50

Польша

59

59

66

47

Мексика

46

45

67

47

Бразилия

85

72

78

43

Аргентина

56

53

83

41

Пакистан

86

65

94

37

Россия

113

125

133

22

Нигерия

104

128

151

16


Иногда, наряду с факторами  риска, в обобщенной оценке учитываются  симптомы заметного изменения риска (они являются индикаторами той или  иной ситуации)9. Показатели, которые учитываются в оценках риска, не являются равноценными по их вкладу в эти оценки. Это учитывается введением соответствующих весовых коэффициентов (см. табл. 5, где представлены факторы и симптомы политического риска

Таблица 5. Симптомы политического риска. 

Организованность в общественной системе

Управление событиями

Стабильность политического режима

Стабильность правительства

Легитимность органов власти

Сопротивление оппозиции

– 8

– 8

– 5

– 4

25

Роль государственных органов (влияние)

Состояние законодательства

(юридические гарантии)

Состояние органов власти (коррупция)

Влияние извне

– 8 

 

– 8

 

– 5

– 4

25

Состояние отношений

Последствия (события)

Уровень эксплуатации занятых

Социальное неравенство (по доходам)

Религиозно-этнические противоречия

Безработица, беженцы

– 8

– 8

– 5

– 4

25

Массовые акции протеста

Антиконституционные действия органов  власти

Преступность

Угроза целостности системы

–8 

–8

 

–5

– 4

25


Примечание: в обобщенной оценке учитывается, что сумма весовых коэффициентов равна 100 (влияние каждого фактора риска характеризуется числом баллов).

2.3. Прогнозирование политических рисков

Проведение этой процедуры  связано с различными трудностями. К их числу относятся следующие  обстоятельства10. Во-первых, сложности, обусловленные наличием «границ прогнозов». Горизонт прогноза – время, определяющее насколько можно взглянуть в будущее данных ситуаций. К середине 80-х годов выяснилось, что мы не можем делать долгосрочный прогноз поведения даже сравнительно простых механических, физических систем. Во многих случаях существует «горизонт предсказуемости», за который человек практически не может заглянуть. Непредсказуемость является не досадным просчетом человеческого разума, а внутренней характеристикой сложной системы. Одна из причин существования горизонта прогноза связана с тем, что в теории катастроф называют «критичностью системы». Существуют особые критические состояния системы, в окрестностях которых происходят бифуркации (появляется несколько возможных вариантов ее развития из данной точки) и усиливается рост флуктуации (отклонений от устойчивого состояния). Поскольку состояние системы неустойчиво, постольку создается возможность разнообразного множественного поведения нелинейных систем, которое не укладывается в единственную теоретическую схему. Поэтому поведение систем, находящихся в области неустойчивости, нельзя прогнозировать, опираясь только на предшествующий опыт. Вторая трудность связана с тем, что сложно прогнозировать последствия перспектив развития социальных систем с помощью традиционных методов гуманитарных дисциплин. Вполне уместен в этой связи афоризм: «Большинство гуманитарных наук все объясняет, но почти ничего не предсказывает». Дело в том, что прогнозы обычно основаны не на строгой теории, а на личных склонностях и предположениях конкретного исследователя-аналитика. Даже, если расчеты ведутся на основе формализованной математической модели, то ее исходные предположения, область применения и интерпретация данных во многом зависят от интуиции специалиста. Следующая сложность прогнозирования связана с его противоречивостью: то, что считается хорошим на временных отрезках в 5–7 лет, может оказаться далеко не лучшим решением для 10–20 лет и гибельным – для 40–60 лет. Например, долгие годы хлорфторуглероды считались одним из самых безопасных продуктов химической индустрии. Однако, как выяснилось через много лет после начала их использования, эти вещества явились главными виновниками разрушения озонового слоя. В связи с этим был принят Монреальский протокол и понадобились огромные затраты для отказа от выпуска этих веществ. Для России можно назвать еще одну сложность прогнозирования в процессах антикризисного управления – «организационно-управленческую»11. Имеется в виду, что система управления помимо относительно предсказуемых деловых связей включает огромный спектр весьма трудно прогнозируемых личных связей. В нынешней системе управления существуют структуры, основанные на закрытых механизмах перераспределения денег, фондов, сфер влияния, заказов, на разворовывании бюджетных денег. В этой системе действуют такие элементы как знакомства, родственные связи, клановые интересы управленцев, чиновников, олигархов. А личные связи отличаются от деловых, в том числе и по степени прогнозируемости.

 

 

 

 

Глава III. Управление политическими рисками.

 

В самом общем виде управление риском включает планирование и осуществление мер, направленных на уменьшение величины риска, и на усиление позитивных возможностей. При управлении риском прежде всего следует обращать внимание на оценки ВНП на душу населения. Этот фактор заметно влияет на уровень риска, особенно через эффекты взаимодействия с другими факторами, например, с такими как соотношение между стоимостью труда и его производительностью и долей государственных расходов (в % от ВНП). Важно также обращать специальное внимание на уровень неравенства в распределении доходов между отдельными группами населения (на уровне основных социально-экономических групп и некоторые другие факторы, например, уровень урбанизации).

Устранить или полностью  контролировать политический риск нельзя. Однако компании могут предпринять  некоторые меры и проводить такие политические шаги, которые в совокупности понизят вероятность неблагоприятных политических действий или которые уменьшат последствия воздействия таких действий на бизнес, если они все-таки произойдут. Управление политическими рисками начинается до того, как инвестиции вложены, оно продолжается во время ведения операций и не прекращается, даже если неблагоприятные действия произошли или происходят.

 

3. 1. Действия перед инвестированием12

Еще до того как вложить  инвестиции в ту или иную страну, соответствующие служащие компании должны попытаться добиться того, чтобы правительство страны, куда они планируют осуществить инвестирование, и ее граждане поняли, какие расходы и приобретения, связанные с данным инвестированием, получат и компания, и местное общество. Уровень политического риска обычно сильно снижается, когда ожидания окружающих в отношении затрат и выгод, связанных с реализацией какого-то проекта, совпадают с действительностью. И напротив, увеличивается, если и местные власти, и общественность сталкиваются с какими-то неожиданными для них поворотами в развитии бизнеса

Формальной процедурой достижения такого понимания является заключение концессионного соглашения, в котором оговариваются права  и обязанности иностранной компании, связанные с реализацией проекта. Например, концессионный договор может определить права собственников на совершение денежных переводов дивидендов, процентных отчислений и административных платежей. В нем могут также быть уточнены вопросы налогообложения корпоративной прибыли, тарифов на импорт и трансфертных цен. Там также может быть предусмотрена возможность доступа на рынки местных кредитов или шаговое отторжение, что означает постепенный переход собственности к местным инвесторам. В концессионном соглашении обычно уточняются и условия проведения арбитража, и посреднические процедуры для разрешения спорных вопросов в случае их возникновения.

В общем, в концессионном  соглашении могут определяться любые  аспекты взаимодействия компании со страной пребывания. Однако здесь, следует  сделать предостережение: условия  такого соглашения обязательны для  страны пребывания только в той мере, в какой правительство само захочет их выполнять. При нарушении им обязательств концессионного соглашения в отношении другой стороны последняя не имеет возможности принудить правительство исполнить свои обязательства.

Еще одной стратегией управления политическим риском является получение страхового полиса на случай возникновения политического риска в каком-нибудь правительственном агентстве типа Корпорации зарубежных частных инвестиций (КЗЧИ), которая была учреждена правительством США для страхования политических рисков для американских компаний, занимающихся прямыми зарубежными инвестициями.

КЗЧИ предлагает четыре варианта страхования.

Во-первых, это страхование  против введения ограничений на перевод  денежных средств в долларах от прибылей от иностранных отделений и филиалов.

Во-вторых, она страхует от экспроприации и национализации.

В-третьих, она страхует против ущерба имущества, понесенного  в результате военных действий, восстаний, гражданских беспорядков.

В-четвертых, это страхование  против убытков в прибылях, вызванных политическими конфликтами и беспорядками.

 

 

 

 

 

 

3.2. Действия во время работы в стране пребывания

 

После того как иностранная  дочерняя компания организована, ее руководство  пользуется самыми различными методами для управления политическими рисками.

Если компания отслеживает  перемещения сырья и готовых  изделий, страна пребывания не многого  добьется, если будет вмешиваться  в деятельность компании. Например, если дочерняя компания в той или иной форме захвачена правительством, родительская компания может прекратить поставки ключевых сырьевых компонентов. Из-за этого дочернее предприятие не сможет работать и вынуждено будет закрыться с соответствующими потерями рабочих мест и доходов от ее деятельности, поступавших от нее стране пребывания. Точно так же, если дочерняя компания зависит от родительской в ведении маркетинговой и сбытовой деятельности, последняя может вынудить первую прекратить производство, если дочернее предприятие станут контролировать чужие структуры, что снова приведет к отрицательным результатам для страны пребывания.

Родительские компании могут также снизить вероятность  захвата их отделений или вмешательства  в их деятельность, контролируя доступ к последним технологиям или  к фирменным производственным и  торговым маркам. Например, дочернее предприятие, производящее электронную продукцию, вскоре устареет, если будет отсечено от нового оборудования и современных производственных технологий.

Информация о работе Политические риски и прогнозирование