Политические риски и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, целью данной работы является анализ и оценка политических рисков.
В данной работе мы ставим перед собой следующие задачи:
- определение понятия политического риска;
- выявление его характера и критериев;
- анализ политических рисков государств и предприятий;
- описание уровней и оценок политических рисков;
- определение методов управления политическими рисками.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

В отличие от локального риска макрориск (страновой риск) распространяется на всех субъектов экономической жизни. Например, правительство страны вводит ограничения на импорт, экспорт, на возможность использования иностранной валюты, усиливает контроль государства за ценами. Эти обстоятельства ведут к ухудшению инвестиционного климата в стране, к увеличению степени политического риска. К этим же последствиям могут привести действия правительства, которое, например, в связи с революцией, вооруженными конфликтами, проводит экспроприацию капитала, недвижимости всех зарубежных фирм. Микро- и макрориски относительно автономны, но в то же время взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В этом одна из причин того, что анализ и оценка макрориска всегда должны предшествовать исследованию локального риска. В некоторых работах предлагается деление макро- и микрориска на экстралегальный и легально-правительственный2. Такая классификация осуществляется на основе двух типов событий.

1) Действия правительственных структур, проводящие государственную политику (легально-правительственный уровень).

2) Действия политических сил, которые находятся внесуществующих легитимных структур страны размещения (экстралегальный риск).

 

Таблица 13.

 

Экстра-легальный риск

Легально-правительственный  риск

Макрориск

Революция

Изменение инвестиционного законодательства

Микрориск

Терроризм

Торговое регулирование 


 

 

Существование мегауровня (глобального уровня) политического  риска связано с общемировыми процессами, тенденциями, оказывающими негативное, либо позитивное влияние  на мировую экономику, политическую стабильность в различных странах. Факторами глобального политического риска являются экологическая опасность, рост цен на энергоресурсы, международный кризис задолженности, несовершенный механизм регулирования валютных курсов, международные тенденции движения капиталов, рост инфляции, мировая торговля наркотиками, рост терроризма. Для управления глобальным уровнем политического риска, регулирования последствий, связанных с его факторами создаются и функционируют различные институты и организации. Среди них, например, Совещания глав правительств ведущих стран мира, Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP).

Некоторые исследователи (М.Фицпатрик, В.Ашер, Т.Брювер) считают  существующую дефиницию политического  риска неудовлетворительной из-за того, что она конституирует политический событийный риск. По их мнению, основное внимание должно уделяться динамике политического действия, из которого возникают события, поскольку можно точнее спрогнозировать природу конфронтации или понять действия политических сил, чем предсказать победителей и проигравших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Подверженность политическим рискам4

 

 

Действия легитимных структур

События, вызванные действиями неконтролируемых правительством сил 

Непредвиденные 

обстоятельства 

 

 

 

 

Потеря контроля за деятельностью  фирмы 

- полная или частичная экспроприация 

- насильственное лишение  прав управления 

- конфискация собственности  фирмы - разрыв договора 

- война 

- революция 

- терроризм 

- забастовки 

Падение ожидаемой прибыли 

- неприменимость “национального  режима” 

- уменьшение доступа  к финансовым, трудовым и сырьевым  рынкам 

- контроль над ценами, товарами, деятельностью

- валютные ограничения 

- ограничения денежных  переводов за границу 

-националистически настроенные  продавцы и поставщики 

-угрозы враждебных  группировок 

- навязанные извне  финансовые ограничения 

- навязанные извне ограничения на импорт и экспорт


 

Глава II. Оценка, анализ и прогнозирование политических рисков

 

В 80-х годах активно  проводились исследования по проблемам  развития и улучшения методов  прогнозирования. В работах Дж.Остина и Д.Йоффи, Т. Морана, В.Оверхольта, Т.Шрива уделялось внимание общим методам оценки и анализа политического риска. Другая группа ученых, среди которых Дж.Морган, С.Марк, Дж.Сасси и С.Дила, сосредоточила свои усилия на индивидуальных подходах фирм.

Задача прикладных исследований риска состоит в том, чтобы снизить остроту неопределенности, предусмотреть возможные негативные и позитивные последствия ее развития. Современные методы позволяют количественно и качественно оценить вероятность достижения цели, отклонения от цели или неудачи.

Цель мониторинга политического  риска достаточно ясна: защитить зарубежные инвестиции компаний путем прогнозирования  возможных рисков, возникающих в  политической среде. При проведении анализа политический риск выводится  из стабильности и направленности политики правительства данной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Оценка политических рисков

 

До 1970-х годов большинство  компаний строило политический анализ климата в стране на основе качественных оценок при помощи методов «старых  знакомств» (old hands) и «больших туров» (grand tours). Анализ проводился не регулярно, а только тогда, когда на карту был поставлен вопрос о новых инвестициях. Недостатком этих методов является то, что возможно «приукрашивание» полученной информации.

 Наиболее систематичным  является метод Delphi (рисунок 1), в соответствии с которым на первом этапе аналитики компании разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем привлекают достаточное количество экспертов, которые определяют вес каждой переменной для рассматриваемой страны.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на оценку рисков5

2.1.1. Способы оценки политических рисков

 

Для оценки политического  риска применяются четыре основные группы методик:

1) количественные методы;

2) экспертные методы: Дельфы, методы «старых знакомств», «больших туров», «инспекционных поездок экспертов», используемые для качественной оценки;

3) количественно-качественные  методы,

4) интуитивные или факторные методы.

 

Качественные  методы оценки

В основе методики взвешивания  факторов, влияющих на величину риска, лежат заключения экспертов. Субъективность подобных оценок снижает достоверность получаемых результатов.

Применение данных методов  имеет смысл только при привлечении  очень опытной группы экспертов, очень хорошо знающих не только ситуацию в оцениваемой стране, но и четко представляющих цели исследования. Дополнительное повышение надежности результатов анализа может быть достигнуто путем количественной структуризации оцениваемых факторов, т.е. их систематизацией, что позволит провести на основе рейтингов разбивку исследуемых стран на группы, однако внутригрупповые более глубокие оценки уровня риска затруднены.

 

Количественные  методы оценки

При реализации данного  метода на основе известных страновых  статистических данных происходит отбор  наиболее значимых показателей в развитии страны, влияющих на оценку риска, - факторов риска.

 

    Результирующее  значение риска R — многофакторная функция, зависящая, вообще говоря, от значений учитываемых факторов ( 1 — совокупность значений i-го фактора) (формула 1):

 

 

 

    где в качестве  факторов используются только  те, которые имеют объективное численное значение (как правило, это экономические показатели), либо для вычисления риска используется множество уже численно выраженных оценок риска (на основе и количественных, и качественных оценок).

 

Эконометрические  методы оценки странового риска

Данный метод позволяет  в определенной степени разрешить  некоторые проблемы предыдущих методик. В основе осуществляемого с его  помощью прогнозирования риска  лежит тот факт, что ряд экономических  показателей (например, темпы роста, различные индексы, коэффициенты и т.д.) могут служить основой для проведения оценок будущих тенденций. Вместе с тем качественные факторы (политическая, социально-культурная обстановка в стране и др.), не учитываемые статистикой, но имеющие часто существенное значение для оценок риска, остаются нерассмотренными.

Хотя эконометрический подход претендует на большую объективность, наиболее целесообразными и свободными от недостатков можно считать  системы анализа, базирующиеся на сочетании  качественных и количественных методов  оценки странового риска.

 

 

 

 

Комбинированные методы оценки

В моделях, построенных  на использовании как качественной, так и количественной информации, сначала происходит построение индекса  страны на основе:

    • численных  абсолютных и относительных показателей (при этом используется статистико-экономический анализ для определения веса переменных);

    • экспертных  оценок качественных показателей  (например, социально-политического  развития); веса переменных также  определяются экспертными оценками.

 

Структурно-качественный (факторный) метод статистической оценки странового риска

 Метод основан на  экспертном исследовании двух  характеристик риска: вероятности  возникновения и величины убытков,  т.е. риски взвешиваются по  вероятности того или иного  сценария развития событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2. Модели оценки странового риска

 

В мировой практике существует множество методов и моделей  для оценки данных рисков. Например, метод «старых знакомств», «больших туров», «Delphi» (метод «дельфийского  оракула»), PSSI, Ecological Approach, ASPRO/SPAIR, ESP, модель И. Вальтера, модель В. Тихомирова, Prince-модель и др.

Рассмотрим основные рейтинговые агентства и используемые ими методики оценок странового риска6.

 

Bank of America World Information Services

Bank of America на основе 10 экономических показателей оценивает уровень странового риска для 80 государств. Оценка по каждому из индикаторов, а также итоговая оценка (усредненное значение по всем показателям) варьируются от 1 (наименьшие трудности) до 80 (наибольшие проблемы). Своим клиентам Bank of America предлагает оценки странового риска в текущем году, исторические данные за 4 года и прогноз на 5 лет.

Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A.

В данной методике оценка странового риска (для 50 стран) основана на среднем арифметическом трех составляющих: политический риск (взвешенная оценка 10 политических и социальных переменных), операционный риск (взвешенная с помощью экспертов оценка 15 экономических, финансовых и структурных переменных) и R-фактор (взвешенная оценка существующей законодательной системы, валютного курса, валютных резервов и внешнего долга). Наименьшему значению риска на используемой BERI шкале соответствует 100, наибольшему — 0. Прогноз уровня риска осуществляется на 1 год и 5 лет.

 

Control Risks Group (CRG)

Проводимое CRG измерение  политического риска (118 стран) основано на оценке трех показателей. На основании  экспертных заключений итоговое значение риска может варьироваться между  следующими значениями: «незначительный», «низкий», «средний», «высокий», «крайне высокий». Прогнозирование заключается в построении различных сценариев развития событий.

Economist Intelligence Unit

Оценка странового риска  производится для 100 стран и базируется на четырех составляющих: политическом риске (22% в общей оценке; состоит из 11 показателей); риске экономической политики (28%; 27 переменных); экономико-структурном риске (27%; 28 переменных) и риске ликвидности (23%; 10 переменных). Полученные численные значения риска, расположенные на шкале, - 0 (самый низкий риск), 100 (самый высокий риск), конвертируются соответственно в буквенную шкалу: А — Е.

Euromoney

Euromoney в своей модели  оценки уровня странового риска  использует оценки по 9 категориям: экономические данные (25% в оценке), политический риск (25%), долговые показатели (10%), невыплачиваемые или реструктурированные во времени долги (10%), кредитный рейтинг (10%), доступ к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступ к рынкам капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%). При этом оценка политического риска производится на основе экспертных заключений по шкале от 0 (высокий риск) до 10 (низкий риск). Результирующее значение странового риска варьируется от 0 (наибольший риск) до 100 (наименьший). Данные числовые значения конвертируются в 10 буквенных категорий: от ААА до N/R. (приложение 1)

Рис. 2. Категории данных в оценке странового риска по модели Euromoney

 

Institutional Investor (II)

Измерение уровня риска (кредитоспособности) (более 135 стран), проводимое агентством II. построено на опросе экспертов, которые выделяют и оценивают наиболее существенные для риска факторы. Полученные оценки взвешиваются в зависимости от эксперта и усредняются. Итоговый рейтинг лежит в числовом промежутке от 0 (очень высокая вероятность дефолта) до 100 (наименьшая вероятность дефолта).

International Country Risk Guide (ICRG)

Информация о работе Политические риски и прогнозирование