Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

    Демократизм, прежде  всего, ориентируется на реальные  потребности и запросы граждан,  воплощение их прав и свобод, в отличие от радикализма, пренебрегающего  ради глобальных будущих целей  насущными интересами и правами  людей. Культивируя в обществе  атмосферу взаимоответственных  отношений между рядовыми гражданами  и элитой, демократическая политика  добивается доверия и желания  людей лояльно сотрудничать с  властями. Соблюдение процедур избирательных  циклов, принципа разделения и  уравновешенности властей, ориентация  на цивилизованные отношения  с оппозицией, борьба с политической  пассивностью населения, как правило,  исключают из арсенала политического  управления средства жесткого  социального принуждения. Насилие  заменяют здесь механизмы самодисциплины  и самопринуждения граждан.

  Политические процессы  бывают двух типов: внешнеполитические  и внутриполитические. Для понимания  особенностей внутриполитических  процессов, прежде всего, необходимо  отметить ведущую роль и значение  институализированных форм политического  участия и принятия решений.

 

    Организационная  структура власти является подлинным  хребтом политического процесса, предопределяя объемы политической  активности населения, влияя на  средства политической мобилизации  граждан, господствующие методы  управления. Поэтому содержание  политических процессов существенно  различается в парламентских  унитарных государствах (Великобритания), в странах с полупрезидентско-унитарным  правлением (Франция), в президентских  системах, сочетающих разделение  властей и федерализм (США), в государствах  с парламентско-федеральным правлением (Канада) или в иных государственных  устройствах. Возможности развития  политического процесса зависят  от способности политической  организации видоизменять функции  своих звеньев, быстро справляться  с переменами в правящей элите  и сменой лидеров, обеспечивать  создание новых институтов власти.

    С точки зрения  системных качеств организации  политической власти различаются  демократические и недемократические  политические процессы. В демократических  сочетаются различные формы прямого  и представительного народовластия.  В недемократических все зависит  от того, находятся ли у власти  теократические или военные группировки,  авторитарные лидеры или монархи,  партии того или иного типа. Если же брать во внимание  определяемый организацией власти  характер политического участия,  а также характер принятия  решений, то типология внутриполитических  процессов будет еще шире: мобилизационно-консенсусные, традиционно-конфликтные и проч.

    Еще одной важной  характеристикой внутриполитического  процесса является его предметная  направленность на регулирование  тех или иных областей общественной  жизни: на экономику, социальную  структуру, культуру и т.д. В  конкретном обществе удельный  вес этих разновидностей политического  процесса неодинаков. В отдельных  случаях сосредоточение внимания  государственных органов только  на одной сфере общественных  отношений в ущерб другой способно  вызвать резкий дисбаланс внутри  политического процесса, чреватый  нарастанием напряженности и  даже кризисом правящего режима. Поэтому власти всегда должны  стараться проводить сбалансированную  политику, избегая перекосов в  политическом регулировании тех  или иных областей общественной  жизни.

    Отличие внутриполитических  процессов можно определить и  по другим основаниям. В частности,  с точки зрения публичности  осуществления элитой и электоратом  своих функций, явного или неявного  отправления государством своих  полномочий можно выделить открытый  и теневой политические процессы.

    Открытый политический  процесс характеризуется тем,  что политические интересы группы  граждан систематически выявляются  в период выборов, в программах  партий и движений, а также  в других формах предъявления  требований людей к государству.  При демократии это выражается  в непрерывных контактах между  группами, гражданами и институтами  власти, в обсуждении и оспаривании  частных и общих целей, в  корректировке политического курса,  осуществляемой под воздействием  общественного мнения.

  В условиях же недемократических  режимов обнажены другие черты  политического взаимодействия субъектов  и институтов власти: административный  беспредел центра, всепроникающее  силовое влияние государства  на граждан и т.д. В то  же время, если в демократических  государствах открытость политического  процесса выражается в открытости  для общественности различных  этапов принятия политических  решений, корректировке программ, рекрутирования элит, других участков властного взаимодействия, то в недемократических режимах открытость политического процесса никогда не распространяется на механизмы управления и особенно — на выработку стратегических и тактических целей элиты.

 

    В противоположность  открытому теневой процесс базируется  на публично неоформленных политических  институтах и центрах власти, а также на таких властных  притязаниях групп и граждан,  которые по разным причинам  не предусматривают обращения  к официальным носителям власти. В качестве теневых центров  власти могут выступать запрещенные,  нелегальные и непризнанные обществом  структуры, например мафиозные  группы, действующие на той или  иной территории. В таком случае  властные отношения на этих  территориях будут регулироваться  средствами и нормами, установленными  данными теневыми центрами власти. Теневой политический процесс  может выступать как в альтернативной  официальной политике форме, так  и в неальтернативной, когда высшая  власть определенных теневых  институтов официально не афишируется,  но признается. Такая ситуация  довольно типична, когда государство  передает высшие властные функции  своим отдельным структурным  звеньям, например службе безопасности, или тем или иным партийным  формированиям. В то же время  теневым может быть и политический  процесс, которому препятствуют  в его легализации, и потому  он приобретает неуправляемый  характер.

    Существуют и  другие классификации политического  процесса. Так, например, в зависимости  от темпов и длительности изменений  он делится на революционный,  отличающийся быстротой и глубиной  преобразований, и эволюционный — процесс постепенных длительных изменений.

    С точки зрения  устойчивости, определенности функций  и взаимоотношений субъектов  власти можно говорить о стабильном  и нестабильном политических  процессах.

    Стабильный процесс  характеризуется устойчивыми институализированными  формами политической мобилизации  и поведения граждан, а также  функционально отработанными механизмами  принятия политических решений.  Как правило, такой политический  процесс основывается на сформированной  социальной структуре, легитимном  режиме правления и высокой  эффективности, господствующих в  обществе культурных норм (доверие,  взаимоуважение прав участниками  политического процесса). В силу  этого настрой на сотрудничество  значительно сильней, чем потребность  в конфликтном развитии отношений.  Отличительным признаком стабильности  политических процессов является  высокий уровень институализации  осуществления демократических  прав и свобод. Стабильность политических  процессов велика там и тогда,  где и когда гражданское общество  обладает высоким уровнем независимости  от властей, где даже при  конфликтных ситуациях государство  не вмешивается в развитие  событий, отдавая предпочтение  механизмам саморегулирования противоречий. При этом правительство постоянно  реагирует на запросы общественного  мнения, что дает людям уверенность  в своих возможностях влиять  на власть.

    Нестабильный политический  процесс обычно возникает в  условиях кризиса власти как  проявление необходимости изменения  политического курса. К этому  может привести осложнение международных  отношений, спад материального  производства, социальные конфликты,  вызванные изменившимися условиями  вертикальной и горизонтальной  мобильности населения. Разрыв  между новыми потребностями общества  или групп и неспособностью  режима отреагировать на них  адекватным изменением механизмов  политического участия и вызывает  нестабильность политического процесса. Нередко нестабильность возникает и в обществах, где у власти постоянно находятся представители одних и тех же сил, партий, союзов, что неизбежно создает явное или скрытое противоборство, концентрацию всех конфликтов вокруг одной линии противоречий. Постоянная политическая дискриминация даже сравнительно небольшой социальной группы, ее устойчивая неудовлетворенность своим политическим статусом могут стать причиной острых и ожесточенных конфликтов. Особую форму нестабильности политическим процессам придает переход традиционных обществ к формам индустриального развития. Такая нестабильность носит достаточно длительный характер, нередко на протяжении жизни целых поколений.

      В современной  казахстанской действительности  решающим при согласовании интересов  для принятия государственных  решений становится групповой  сговор административно-элитарных  кругов, клиентарный тип кооперирования  интересов, приоритет персональной  лояльности над интересами дела. Раскол между властью и обществом  углубляется: политико-управленческая  сфера становится еще менее  понятой и принятой рядовыми  гражданами, что способствует их  отчуждению от власти. Перебороть  устоявшиеся ментальные реакции  на процесс преобразований и  на условия профессиональной  деятельности чиновничества возможно  лишь в процессе радикального  изменения институциональной среды,  формирования нового типа организации  властных отношений.

 

 

 

        Вопросы  для самоконтроля

 

 

        1. Обоснуйте  режим протекания политического  процесса.

        2. Перечислите  формы политического участия.

        3. В  чем суть нормативного и поведенческого  подходов в процессе принятия  решений?

        4. Дайте  характеристику следующих понятий:  митинг, демонстрация, забастовка.   Назовите их отличия.

 

Список рекомендуемой  литературы:

 

 

 

    • Булатова  А.Н. Политология: Учебное пособие/  Булатова А.Н.,             Исмагамбетова З.Н. - Алматы: Ғылым, 1998

    • Коротец И.Д.  Теория политологии: 100 экзаменационных  ответов: Экзаменационный экспресс-справочник  студента -Ростов на Дону: Мир  Т., 1998

    • Политология:  учебник / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России. - М.: ООО Изд-во "Проспект", 2005

    • Джунусова  Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова A.M. Введение  в политологию.-Алматы: «Жеті Жарғ  ы », 1998

    • Политология:  Учеб.пособие. - СПб, 1996.

    • Балгимбаев  А.С. Политология Саясаттану: - Алматы. - 2003 1 ч.

 

 

 

 

 

 

       Лекция  № 8.

       Государство  и гражданское общество

 

 

    Содержание темы:

    Государство как  ядро политической системы общества. Происхождение и сущность государства.  Признаки государства, его функции  и цели. Типы государства. Типология  государственных систем. Современное  государство, его отличительные  черты.

    Понятие гражданского  общества. Генезис и эволюция  гражданского общества. Широкий  и узкий смысл понятия гражданского  общества. Структура гражданского  общества.

    Понятие правового  государства и его отличительные  признаки. Социальное государство  и его эволюция. Функции социального  государства и новые концепции  демократии. Проблемы формирования  гражданского общества и правового  государства в Казахстане.

    Государство –  центральный элемент политической  системы.

 

 

    План лекции:

    • Происхождение  и сущность государства

    • Признаки  государства, его функции и  цели.

    • Типология  государства

    • Понятие гражданского  общества.

 

 

1. Происхождение и сущность  государства

 

 

    Государство является центральным  институтом политической системы и  основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.    

Что же такое есть - государство?     

В политологии категория "государство" является одной  из центральных, основных наряду с категориями "политика" и "власть".    

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.    

Длительное время отсутствовало  содержательное и терминологическое  разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении  сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения  государства особый термин "стато".     

Основательное теоретическое  разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет  последнему.    

Традиция отождествления общества и государства сохраняется  и поныне, но уже не в теоретическом, а обыденном сознании. Часто термин "государство" используется в  одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что в этой лекции мы рассматриваем государство как  орган, как институт политической власти, в отличие от государства - страны.     

В этом отношении можно  выделить следующие признаки государства:  

    • Наличие права.

   Гражданами признается  за государством исключительное  право на издание законов и  норм, обязательных для всего  населения на всей территории  страны. С помощью права государство  закрепляет определенный порядок  общественных отношений, порядок  формирования, структуру и организацию  государственного аппарата управления.

    • Суверенитет.

          Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств.

    • Отделение  публичной власти от общества.

Информация о работе Лекции по "Политологии"