Характеристика изменений в российском избирательном законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Сложившаяся конструкция разграничения полномочий в сфере избирательного законодательства существенно ограничила диапазон регулирования выборов законами субъектов Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

юля-эссе.docx

— 30.50 Кб (Скачать)

даже  вне территории соответствующего избирательного округа и вне всякой

связи с выборами.

     На лицо серьезная коллизия в формулировках законов, которой не

было  найдено адекватного разрешения в ходе избирательной кампании по

выборам депутатов Государственной Думы 2003 года. Пунктом 6 ст. 1

Федерального  закона "Об основных гарантиях избирательных  прав..."

предусмотрено, что если федеральный закон противоречит Федеральному

закону "Об основных гарантиях избирательных  прав...", то применяются

нормы последнего закона. В то же время  нельзя не учитывать, что в

соответствии с Конституцией Российской Федерации не допускается

установление  более высокой юридической силы одного федерального закона

по отношению  к другому федеральному закону. Недопустимость

установления  приоритетности одного федерального закона перед другим

неоднократно  подчеркивалась в правовых позициях Конституционного Суда

Российской  Федерации. На это, в частности, указывалось  в Определении

Конституционного  Суда от 5 ноября 1999 г. N 182-О, принятом по запросу

Арбитражного  суда г. Москвы о проверке конституционности  пунктов 1 и 4

части 4 статьи 20 Федерального закона "О  банках и банковской

деятельности". Конституционный Суд подчеркивал, что в ст. 76 Конституции

Российской  Федерации не определяется и не может  определяться иерархия

актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни

один  федеральный закон в силу ст. 76 Конституции не обладает по

отношению к другому федеральному закону большей юридической силой10.

Практика  проведения выборов депутатов Государственной  Думы в 2003 году

10 Лазарев  Л.В. Правовые позиции Конституционного  Суда России. М., 2003. С. 497. показала серьезность противоречий между указанными нормами

федеральных законов. В одних случаях избирательные  комиссии и суды при

решении вопроса об ответственности кандидата руководствовались нормами

Федерального  закона "Об основных гарантиях избирательных  прав..." (в

частности, по основаниям, указанным в данном Федеральном законе,

кандидату в депутаты Государственной Думы по Энгельсскому

одномандатному  избирательному округу Е.И. Шлычкову соответствующей

окружной  избирательной комиссией было отказано в регистрации, и

областной суд подтвердил правомерность этого  решения), в других случаях

избирательные комиссии и суды ориентировались  на более благоприятные

для кандидатов формулировки Федерального закона "О  выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Такая правовая ситуация существенно снижает  защищенность избирательных прав кандидатов, поскольку вопрос о продолжении их

участия в выборах решается по усмотрению правоприменительных органов.

Имеются и другие серьезные расхождения  в содержании норм

Федерального  закона "Об основных гарантиях избирательных  прав..." и

Федерального  закона "О выборах депутатов  Государственной Думы

Федерального  Собрания Российской Федерации". Некоторые  из них носят

характер  законодательной ошибки. В частности, можно указать на явное

расхождение в формулировках п. 5 ст. 77 Федерального закона "Об основных

гарантиях избирательных прав..." и п. 4 ст. 96 Федерального закона "О

выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

Российской  Федерации"11.

     Новшества в избирательном законодательстве для регионов нравятся

далеко  не всем. Но, несмотря на недовольство Совета Федерации, иными

11 Комментарий  к Федеральному закону "О выборах  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации" / Под ред. С.В. Кабышева и А.Е. Постникова. М., 2003. С. 841 - 842.

словами - местных элит, в близком будущем  выборы пройдут в регионах уже

по новым  правилам. Вроде бы поначалу для губернаторов все складывалось неплохо: разрешили избираться на третий, а многим даже на четвертый срок. Но позже правительство и президента как подменили, и на головы несчастных посыпался удар за ударом: создание семи федеральных округов, реформа Совета Федерации, централизация государственных средств в федеральном бюджете. Смысл всех этих реформ - перераспределение власти в пользу федерального центра. Пожалуй, последней каплей для губернаторов станет появление смешанной избирательной системы в регионах. Не так давно в Государственной Думе были приняты, причем подавляющим большинством в 300 голосов, поправки к закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Федерации", инициированные президентом. Верхняя палата отклонила их, выступив с предложением создать согласительную комиссию. Однако, судя по настроениям, царящим сегодня в администрации президента, вето Совета Федерации будет преодолено, и закон вступит в силу. И тогда не менее половины мест в областных думах займут депутаты, избранные по партийным спискам. Такая схема не нова. Как известно, в Государственную Думу выборы с самого начала проходят по смешанной системе. Половина депутатов идет по партийным спискам, половина по округам. Однако как будет работать эта

схема в регионах? Прежде всего, новая схема повлечет за собой уменьшение влияния губернаторов, по крайней мере, на законодательную составляющую власти. До последнего времени мажоритарная избирательная система обеспечивала главам регионов лояльное большинство в парламентах. Новый принцип формирования законодательных органов власти приведет к тому, что набрать большинство прогубернаторским кандидатам станет труднее.

Представители федеральных партий, скорее всего, не будут столь

лояльны и сумеют создать сильную оппозицию  исполнительной власти, по

крайней мере, в части регионов. Таким  образом, в ближайшее время следует

ждать увеличения числа политических конфликтов и повсеместного

обострения  политической борьбы. Второе последствие реформы избирательной системы – расширение региональной базы федеральных партий и резкое усиление их позиций в местной политике. Сегодня федеральные партии, даже такие мощные, как КПРФ, не говоря уж о "Яблоке", СПС или ЛДПР, играют второстепенную,

периферийную  роль на местах. Однако новый закон  о политических партиях,

принятый по инициативе Путина, превращает их в монополистов как на

общенациональных, так и на региональных выборах. А введение смешанной

избирательной системы попросту гарантирует им не менее половины, а в

некоторых случаях и все сто процентов  мест в областных законодательных

собраниях. Популярные партии "наших" ("Наш Урал" Эдуарда Росселя или

объединение "Наши" в Красноярском крае) будут  отодвинуты на второй

план.

     Уже сейчас среди местных элит существуют опасения, что партийные

списки  для региональных дум будут писаться в Москве, а депутатами

областных, краевых и прочих парламентов  станут люди, в проблемах региона

ничего  не смыслящие. Если это и в самом деле произойдет, то провинции

будут управляться из московских политических штабов, которые оттеснят

региональные  партии на политическую обочину.

     Если же федеральная партия, не имеющая серьезной поддержки в

регионе, окажется в большинстве в местном парламенте, то не приведет ли

это к  тому, что и так не слишком активный избиратель полностью потеряет

интерес к политической жизни? И как поведут  себя в этой ситуации

региональные  элиты, которые сегодня сторонятся федеральных партий и

предпочитают  выступать на местных выборах  как члены региональных

объединений или как независимые кандидаты?

     Вполне вероятно, что новый закон вызовет приток провинциальных

лидеров в партии, которые в большинстве  своем пока оставались

московскими. Разумеется, эта активная региональная прослойка попытается

оказывать влияние на федеральные штабы. Однако переход федеральных

партий  под контроль регионалов представляется делом трудно

осуществимым. Российская политическая культура склонна  к

централизованным, вертикально построенным системам, когда наверху есть

начальники, а внизу - подчиненные.

     Подводя итог сказанному, констатируем: в любом случае российские

регионы ждет период серьезных политических конфликтов и потрясений.

Трудно  себе представить, что было бы в Европе, если бы парламенты

европейских государств попытались ограничить влияние  региональных

партий, - например, немецкий рейхстаг урезал бы в правах баварскую ХСС

или Каталонская  партия была бы отстранена от выборов  в Барселоне. Стоит

отметить, что региональные европейские политические партии широко

представлены как на местном уровне, так и в национальных парламентах.

Но Россия отвергает европейский опыт. Она  идет своим собственным

путем - путем чрезмерной централизации  политического пространства.

Информация о работе Характеристика изменений в российском избирательном законодательстве