Характеристика изменений в российском избирательном законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Сложившаяся конструкция разграничения полномочий в сфере избирательного законодательства существенно ограничила диапазон регулирования выборов законами субъектов Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

юля-эссе.docx

— 30.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЭССЕ 
 

По дисциплине «Политология» 
 

На тему: «Характеристика изменений в  российском избирательном законодательстве» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010

     Сложившаяся конструкция разграничения полномочий в сфере избирательного законодательства существенно ограничила диапазон регулирования выборов законами субъектов Российской Федерации. Если проанализировать законы субъектов Федерации о выборах, легко убедиться, что подавляющее большинство норм этих законов лишь более или менее точно повторяет нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", а нормы, направленные на учет региональной специфики, составляют крайне незначительный элемент регионального избирательного законодательства. Это связано не только с нежеланием субъектов Российской Федерации творчески развивать нормы федерального законодательства или с отсутствием возможностей развития собственного законотворчества (факторы, в значительной степени доминировавшие на первоначальных этапах разработки регионального избирательного законодательства), а также и с тем, что унификация правового регулирования, содержащаяся в вышеназванном Федеральном законе, препятствует учету региональных особенностей. В подтверждение этого тезиса достаточно привести пример с неоднократными попытками автономных округов создать адекватный механизм обеспечения представительства коренных малочисленных народов в органах власти на основе установления квот представительства для таких народов. Этот вопрос в связи с детальным регулированием процедуры выдвижения кандидатов Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав..." было невозможно решить только на уровне законодательства субъектов Российской Федерации, и в то же время федеральный законодатель неоднократно отклонял инициативы субъектов Федерации по внесению соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон. Здесь прослеживается одно из отрицательных последствий централизации правового регулирования выборов. Путь к решению особых проблем представительства населения в органах власти становится более длительным, и одновременно органы государственной власти субъектов Федерации утрачивают возможность результативно влиять

на решение  этих проблем.

     В связи с принятием в 2002 году нового Федерального закона "Об

основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации" соотношение  федерального и

регионального избирательного законодательства перешло  в принципиально

новую плоскость. В соответствии с нормами  данного Закона субъекты

Российской  Федерации лишились возможности  самостоятельно определять

целый ряд параметров избирательной системы, применяемой при выборах

органов государственной власти. Наиболее существенно  то, что при выборах

законодательного (представительного) органа государственной  власти

субъекта  Российской Федерации не менее половины депутатов было

предписано  избирать на основе пропорционального  представительства. Не

возражая  в принципе против использования  смешанной избирательной

системы на региональном уровне (особенно в  субъектах Федерации с

большой численностью избирателей), отметим, что  не существует каких-

либо  конституционных оснований для  обязательного применения этой

избирательной системы в регионах. Вместе с тем  в условиях, когда в

соответствии  с Федеральным законом "О политических партиях" 2001 года9

не предусмотрены создание и деятельность региональных политических

партий, половина депутатских мандатов законодательных  органов субъектов

Федерации будет распределяться исключительно  между представителями

федеральных политических партий. Такое положение  вещей, по нашему

мнению, не согласуется с принципами федерализма  и объективно ведет к

отчуждению  власти от населения. Следует отметить, что именно по этому

вопросу наблюдался беспрецедентный всплеск  несогласия со стороны

субъектов Российской Федерации, что, в частности, проявилось в

9 СЗ  РФ. 2001. N 29. Ст. 2950. значительном числе законопроектов с предложением отменить

соответствующую норму Федерального закона, внесенных в

Государственную Думу Федерального Собрания законодательными органами

субъектов Российской Федерации. Весьма важно и то, что в связи с принятием последнего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." органы государственной власти субъектов Федерации утратили право самостоятельно определять персональный состав избирательных комиссий субъектов Федерации: два члена каждой из этих комиссий и их председатели теперь назначаются по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Расширены основания и для расформирования этих комиссий по инициативе федеральных органов власти. Это, по сути, привело к окончательному юридическому оформлению фактически складывавшегося в последние годы положения вещей, в соответствии с которым эти комиссии стали органами "двойного подчинения", в равной мере подконтрольными как Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, так и органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная мера,

направленная на дальнейшую централизацию процесса организации

выборов, проводимых в субъектах Российской Федерации, безусловно,

ограничивает  возможности субъектов Российской Федерации самостоятельно

формировать систему органов государственной  власти, вытекающие из ст. ст.

73, 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.  Упомянутое ограничение

прежде  всего существенно сужает полномочия субъектов Российской

Федерации по решению сугубо кадровых вопросов. Складывающаяся

практика  функционирования новой системы  взаимоотношений избирательных комиссий свидетельствует о том, что эта система не

гарантирует более эффективную защиту избирательных  прав граждан. При

рассмотрении жалоб на нарушение избирательных прав граждан вертикаль

избирательных комиссий, как правило, оказывается  малоэффективной.

Основным  процессуальным инструментом защиты этих прав по-прежнему

остаются  федеральные суды общей юрисдикции. Процесс рассмотрения

таких жалоб избирательными комиссиями мало формализован и

недостаточно  авторитетен, он автоматически прерывается  при поступлении

аналогичной жалобы в суд. Таким образом, усиление управляемости

процессами  организации проведения выборов  в субъектах Российской

Федерации как таковое прямо не связано  с созданием более эффективной

системы гарантий избирательных прав граждан.

     В настоящее время любые региональные, а равно федеральные

выборы  проводятся в соответствии с двумя  законами, регулирующими

подготовку  и проведение выборов. С одной  стороны, это Федеральный закон

"Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в

референдуме граждан Российской Федерации". С другой стороны, это закон

субъекта  Российской Федерации о выборах (избирательный кодекс субъекта

Российской  Федерации) или Федеральный закон "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации". То есть

участникам  избирательных кампаний, избирательным  комиссиям приходится

одновременно  руководствоваться положениями  двух законодательных актов,

детально  регулирующих все стадии избирательного процесса. В то же время

не все  положения данных Законов совпадают. Это касается не только

соотношения Федерального закона "Об основных гарантиях  избирательных

прав..." и законов субъектов Федерации, в ряде случаев неполно или  неточно

воспроизводящих нормы Федерального закона. Существуют весьма

серьезные различия в формулировках Федерального закона "Об основных

гарантиях избирательных прав..." и Федеральных законов "О выборах

депутатов Государственной Думы..." и "О  выборах Президента Российской

Федерации". Эти различия создают существенные сложности в реализации

избирательных прав кандидатами, иными участниками  выборов.

Так, федеральным  законодательством установлены  ограничения на

рекламу коммерческой и иной не связанной  с выборами деятельности с

использованием  фамилии или изображения кандидата, наименования,

эмблемы, иной символики политической партии, избирательного блока в

ходе  избирательной кампании. Согласно пункту 4 ст. 64 Федерального закона

"О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания

Российской  Федерации" оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с

выборами  деятельности с использованием фамилии  или изображения

кандидата, наименования, эмблемы, иной символики  политической партии,

избирательного  блока, выдвинувших список (списки) кандидатов,

политической  партии, иного общероссийского общественного  объединения,

входящих  в состав избирательного блока, выдвинувшего список (списки)

кандидатов, в ходе избирательной кампании осуществляется только из

средств соответствующего избирательного фонда. В то же время Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." (п. 4 ст. 56) устанавливает дополнительное ограничение, отсутствующее в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": в период избирательной кампании за счет средств соответствующего избирательного фонда также должна осуществляться оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, уполномоченные представители избирательных блоков. При этом следует учесть, что последнее ограничение носит строго формальный характер, в частности, не определены пределы его действия, связанные с территорией распространения рекламы. Если исходить из буквального толкования данной нормы, получится, что во время избирательной кампании для кандидата, баллотирующегося по одному из одномандатных округов и являющегося владельцем акций либо учредителем одной из достаточно крупных компаний, могут быть созданы непреодолимые препятствия для участия в выборах в случае осуществления этой компанией рекламной деятельности

Информация о работе Характеристика изменений в российском избирательном законодательстве