Формы и виды власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:27, доклад

Описание работы

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти: власть вознаграждающая, принуждающая, референтная власть, нормативная, экспертная власть и информационная. Испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс в своей работе анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фобократию). Специфика политической власти. Отличительные черты государственной власти. "Вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию.

Работа содержит 1 файл

политология доклад.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

В настоящее время  в мире существует 44 государства с  монархической формой правления. Преобладают  парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Люксембург, Новая  Зеландия и др.). Если в начале XX в. в  Европе все страны были монархическими (за исключением Франции и Швейцарии – республики), то ныне из 34 стран лишь 11 монархий, а остальные – республики.

Республика. (лат respuble – от res – дело и publecus – общественный) –это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народ. Республика возникла в античную эпоху – Афины (V-IV в.в. до н.э.)

В зависимости от способа  формирования и взаимодействия ветвей власти различают три разновидности республики – президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская, парламентско-президентская).

Президентская республика характеризуется следующими признаками: президент – глава государства является одновременно и главой исполнительной власти (как правило, должность премьер-министра отсутствует); всенародное избрание президента, правительство формирует президент; отсутствие ответственности правительства перед парламентом, жестко проявляется принцип разделения властей. Классической президентской республикой являются США.

Парламентская республика: верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который избирается гражданами страны; президент, как глава государства, избирается, как правило, парламентом, имеет символические права, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь; правительство формируется парламентом из представителей партии или коалиции парламентского большинства; политическая ответственность правительства перед парламентом; глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является основным лицом политической жизни страны. Парламентарными республиками являются Германия, Италия, Индия, Турция, Венгрия, Израиль, Чехия, Словакия и др.

Смешанные республики сочетают в себе признаки как президентской, так и парламентской республик Ее главная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Подобная система во Франции, Австрии, Португалии, Финляндии, Польше, Болгарии, Хорватии, Словении. Эта форма правления эффективна при условии, если президент, парламентское большинство и правительство придерживаются одной политической ориентации, а если противоположной, то может быть конфликт. Ситуация в Украине – тому подтверждение. Согласно поправок к Конституции, принятых в декабре 2004г., Украина стала президентско-парламентской республикой, в которой значительно усилилась роль парламента, в частности, в формировании правительства. Однако поправки, принятые в чрезвычайной политической ситуации конца 2004г., содержали ряд противоречивых пунктов, вследствие чего новому парламенту, избранному в сентябре 2007г., предстоит обязательновозвратится к конституционным проблемам. 
 
 
 
 
 

Структура власти. Типология  власти

Политическая  власть является многомерным  общественным образованием и имеет структуру власти. Структура власти выступает как система трех определенным образом субординируемых видов властных отношений:

  1. Социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью.
  2. Политико-управленческих,регулирующих многообразие экономических,  социальных, духовных взаимоотношений политических кругов (посредством политических институтов, методов, приемов) с социальными образованьями и организациями в обществе.
  3. Политико-идеологическихотношений,оказывающихвсестороннееи систематическое идейно-психологическое воздействие на массовое сознание.

В зависимости от используемых средств влияния  выделяют следующие типологию власти:

  • экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;
  • социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);
  • культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др.. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;
  • политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.

Сущность  и основные концепции  власти

В политологии важное место принадлежит  феномену власти, который  определяет и смысл  понятия "политика": конечной целью политической деятельности является овладение властью  и ее использование. Понятие "политическая власть" невозможно осмыслить вне  понимания сущности власти как таковой. Понятие власти очень  широкое, сложное  и противоречивое: мы говорим о власти родителей над  детьми, сил природы  над человеком, государства  над гражданином, власти чувств, религии  и т. п. В зависимости  от подхода, акцентирование внимания на той или  иной стороне проявления власти уже само по себе говорит о  многоаспектности этого  феномена. Так для  марксистского направления  главный критерий власти — классовый. Но если толковать  власть широко, то власть класса — лишь частный  случай. Согласно релятивистской концепции (американские политологи Р. Даль, Д. Френч, П. Блау и  др.) власть рассматривается  как отношение  между двумя партнерами, при котором один из них оказывает  определяющее воздействие  на второго бихевиористское (поведенческое) направление, основные идеи которого были разработаны учеными  Чикагского университета, власть рассматривается  как особый тип  поведения, при котором  одни командуют, а  другие подчиняются, что связано с  человеческой сущностью (экзистенцией). То есть бихевиористская  концепция связывает  происхождение власти с психологическими особенностями человека. Системная концепция (американские политологи Т. Парсонс, Т. Кларк и др.) рассматривают власть, исходя не из индивидуальных отношений, а от существующей в обществе социальной системы и трактуют власть как способность системы обеспечивать использование принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей. То есть понимание власти основывается не на экзистенциалистских, а на социально-политических факторах.

Опираясь  на разработку данной проблемы в современной  политологии, можно  дать следующее определение  общей сущности власти: власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти).

Политическая  власть, как одно из важнейших проявлений власти, характеризуется реальной способностью и возможностью всех субъектов политики осуществлять влияние на процесс принятия политических решений, их реализацию, политическое поведение индивидов, социальных групп, организаций и пр.. Приэтом понятие политической власти шире понятия власти государственной. Политическая власть охватывает все сферы жизни общества Субъектами политической власти, кроме государственных органов, являются также политические партии, общественные организации и ассоциации, средства массовой информации, отдельные личности. Причем, это не только источники а и механизмы, регулирующие процессы распределения политической власти. Политическая власть необходима для организации общества, общественного производства, для согласования интересов разных социальных сил, поддержки жизнедеятельности общества и его целостности.

Государственная власть – это одна из форм политической власти: это специально организованная система  государственных  органов, организаций  учреждений, созданная  для управления всеми  сферами общественной жизни. Важнейшее  отличие государственной  власти от политической – это ее монополия  на издание нормативно-правовых актов, регулирующих жизнедеятельность  общества.

Информация о работе Формы и виды власти