Формы и виды власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:27, доклад

Описание работы

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти: власть вознаграждающая, принуждающая, референтная власть, нормативная, экспертная власть и информационная. Испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс в своей работе анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фобократию). Специфика политической власти. Отличительные черты государственной власти. "Вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию.

Работа содержит 1 файл

политология доклад.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

     Харизматическая власть базируется на вере в «сверхъестественные», «внеповеденческие» способности лидера. Его авторитет основан на вере в способность данного человека брать на себя ответственность и  решать все вопросы чудодейственным  способом.

     Легальная власть опирается на законы, правила  и нормы; управление здесь обусловлено  знанием и четким соблюдением  норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей.

     Ж. Т. Тощенко предлагает свой подход к  классификации форм политической власти. Специфика его подхода заключается  в том, что осуществляется анализ реальных специфических характеристик, достаточно четко выражающих особенности  данной формы власти; достаточно четко  выявляется субъект власти; характеризуются  основные мировоззренческие установки, цели и намерения представителей той или иной формы власти, что  позволяет через призму идеологии  выявить политическую ориентацию, возможности сохранения соответствующих властных структур, их жизнеспособность и устойчивость ко всяким потрясениям и тенденциям дезорганизации; выявляется политическая конструкция государственных и иных органов; описываются особенности взаимоотношений правителей и управляемых; позволяет определить состояние, тенденции и проблемы политического сознания и поведения, понять их сущностные и специфические формы выражения.

     Он  выделяет «вечные» и специфические  формы власти. К первым он относит  демократию, олигархию, ко вторым –  охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию[35]. Рассмотрим более подробно каждую из названных форм [36].

     Демократия  – одна из основных форм общественно-политического  управления, организации государства  и политических движений (более подробно см. Глава 9).

     Олигархия. Ее основные характеристики: осуществление  небольшой группой (социальным слоем) политического и экономического господства в обществе, проявление корпоративности в самой высокой  степени, прямое или косвенное воспрепятствование выборам властных органов и замена их назначениями, формирование монопольных  прав и полномочий, принадлежащих  только этой социальной группе, спонсирование, приватизация, скупка государственного аппарата. Олигархические тенденции  характерны практически для всех современных государств.

     Охлократия (власть толпы). По своей сути данная форма власти означает:

     1) Власть социально-политических групп,  использующих популистские настроения  и ориентации населения в крайне  примитивных формах, что создает  условия для произвола и бесправия  во всех сферах общественной  жизни.

     2) Охлократия создает ситуацию  беспорядков, мятежей, погромов, пробуждающих низменные устремления,  бессмысленные разрушения, безрассудные  убийства и произвол, попрание  всех гарантий жизни человека. Охлократия часто вступает в  свои права в переходный период, в критические для общества  периоды.

     Милитократия. Одной из современных форм милитократии является хунта. Это форма власти, когда власть принадлежит военным, особым военизированным объединениям и организациям, осуществляющим власть в стране. Основными чертами хунты  являются: массовый политический террор, насильственные методы управления страной  и обществом.

     Идеократия. Форма власти, при которой решающую роль имеют теории и концепции, оправдывающие  заранее выдвинутые идеи и выводы. Идеократическим государством был  Советский Союз.

     Аристократия. Трактовка аристократии менялась по мере развития человечества. Под ней  понимали: 1) форму правления, означавшую власть привилегированных групп  общества; 2) часть социальной структуры  общества, которая включала в себя людей, занимающих авторитетное положение  в обществе, обладающих властью, богатством, влиянием; 3) людей, характеризующихся  устойчивыми высоконравственными  установками и целями, воспитанных  в строго заданном алгоритме норм морали и предписанных правил. В  настоящее время аристократия как  форма власти стала отождествляться  с консерватизмом.

     Монархия  – одна из древнейших форм управления, когда абсолютная власть сосредотачивается  в руках одного лица, власть которого передается по наследству. Монархия на различных этапах меняла свои формы. В целом все монархии оказывались  достаточно неустойчивыми образованиями, которые распадались под ударами  как внутренних, так и внешних  сил.

     Этнократия  – форма политической власти, при  которой осуществляется управление экономическими, политическими, социальными  и духовными процессами с позиций  примата интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам  других наций, народностей, национальностей. Ее суть проявляется в игнорировании  прав национальных (этнических) групп  народов при решении принципиальных вопросов общественной жизни, когда  реализуется одностороннее представительство  интересов господствующей нации, а  не интересы человека, социальных групп  независимо от этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности.

     Ж. Т. Тощенко выделяет следующие сущностные черты этнократии:

     · этнократия выпячивает этнический интерес, преувеличивает его, ставит на первое место среди других возможных  ценностей;

     · противостояние интересов нации  и интересов личности этнократией  поддерживается не стихийно, а сознательно, с преувеличением существующих противоречий, с героизацией этнического противостояния, его возвышением и даже попытками  обожествления;

     · этнократия всегда использует образ  мессии, вождя, фюрера, который наделяется сверхчеловеческими качествами, концентрирует  в себе понимание сути и тайных помыслов своего народа;

     · одна из главных целей этнократии – показать окружающим государствам величие данного народа, показать его роль и значение;

     · экономическая, социальная, культурная сфера ставятся в подчинение главной  цели – властвование над другими  народами;

     · этнократические режимы заинтересованы в конфликтах, в ненависти, в поддержании  социальной напряженности;

     · этнократия проповедует непримиримость.

     Можно выделить следующие типы этнократии.

     1. Расизм, который в своей первооснове  опирается на идею деления  народов на высшие и низшие. Расистская власть добивается  чистоты расы, сопротивляется попыткам  достижения равенства между народами, устанавливает на законодательном  уровне ограничения и запреты  для «низших» народов.

     2. Фашизм, который открыто провозгласил  этнические критерии в определении  политики и организации общественной  жизни.

     3. Шовинизм, который характеризуется  чрезмерный до недоразумения  патриотизм с ориентацией на  военную силу, ультранационализм  с элементами авторитаризма.

     4. Национализм, который выступает  как политика, социальная практика, идеология и психология процесса  подчинения одних наций другим, как проповедь национальной исключительности  и превосходства.

     5. Сепаратизм (политический), который  понимается как:

     · движение и акции за территориальное  отделение той или иной части  государства в целях создания самостоятельного государства;

     · широкую, практически неконтролируемую автономию части государства  на основе национально-языковых или  религиозных признаков.

     6. Фундаментализм. Данный тип этнократии  выступает как крайне консервативное  течение, в котором тесно переплетаются  националистические и конфессиональные  притязания, выражением которых  становятся общественно-политические  и религиозные движения и организации,  демонстрирующие свою приверженность  правоконсервативным идейно-политическим  взглядам. (В настоящее время внимание  ученых и политиков сосредотачивается  на исламском (мусульманском)  фундаментализме).

     7. На современном этапе исторического  развития наблюдается тенденция  вовлечения во властные отношения  представителей различных религиозных  конфессий и использования религиозной  идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддерживания власти. Это позволило Ж. Т. Тощенко  выделить такую форму власти  как теократию.

     Основными признаками теократической формы политического  управления являются: религиозно-правовая регламентация всех сторон общественной и государственной жизни, осуществление  судопроизводства по нормам религиозного права, политическое лидерство религиозных  деятелей, провозглашение религиозных  праздников государственными, притеснение  или запрещение других религий, преследование  людей по религиозным мотивам, активное вмешательство религии в сферу  образования и культуры. В теократических обществах устанавливается тоталитарный контроль за поведением, образом жизни  личности, ибо статус личности определяется принадлежностью лица к религии  и ее институтам.

     В ХХ - XXI вв. наблюдается все возрастающее влияние науки и техники на политические отношения. Следствием этого  является надежда многих обывателей на то, что с помощью новых научных  дисциплин, новой техники, новых  людей (технократов) будут разрешены  проблемы и противоречия человеческой жизни. Технократические социальные и  политические концепции, претендующие на принципиально новую конструкцию  общества, базирующуюся на максимально  механизированной технологии и эффективной  организации промышленности, появились  в конце XIX в. Одним из источников их формирования были реальные достижения Великобритании, США, Германии в экономике, в создании нового облика общества. Другим источником создания теории технократии  стало движение прогрессистов (У. Липпман, Г. Кроули и др.), которые выступали за установление нового общественного порядка в виде централизованного общенационального управления под руководством экспертов, знающими технологию «социальной инженерии». Третьим источником является технико-организационная теория «научного менеджмента», представителем которого был Ф. Тейлор. Он доказывал, что главной фигурой общества является профессионал, который руководствуется научным способом решения любой проблемы в области промышленности, что на его взгляд, можно и нужно перенести в управление страной и государством.

     Именно  на основе идей прогрессивизма, социальной инженерии и научного менеджмента  основатель технократизма, как политического  течения, Т. Б. Веблен, делает следующие  выводы:

     · анархия и неустойчивость современного общества являются результатом управления государством политиками;

     · стабилизация общества и придача  ему положительной динамики возможно только путем передачи руководства  всей экономической жизнью и управления государством техникам;

     · необходимо противопоставить власть технократии  власти «денежного мешка».

     Ж. Т. Тощенко делает вывод, что технократия  означает: 1) управление (в широком  смысле слова) всеми общественными  процессами профессионалами-специалистами  на основе тех закономерностей и  принципов, которыми руководствуются  в мире техники, технологии, науки; 2) специфическую форму политической власти, при которой используются методы управления техникой и технологией  и которые переносятся во властные отношения, на государственную власть; 3) обладание политической властью  техническими специалистами и руководство  ими жизнью любого индустриального  общества. 

Формы правления 

Под формой правления  понимается система  формирования и взаимоотношений  высших государственных  органов власти. Различают  две основные формы  правления: монархия и республика.

Монархия. Термингреческого происхождения (monos – один, arche –власть) и означает единовластие. Это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – (короля, императора, шаха и т.п.) и переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, сам издает законы, назначает правительство, вершит высший суд. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней). Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества. В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию. В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Япония, Италия, Румыния – в прошлом, в настоящее время – Иордания, Кувейт, Марокко) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: имеет место разделения властей, монарх “царствует, но не правит”,правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, правовое положение монарха ограничено.

Информация о работе Формы и виды власти