Замысел метафизики Юрия Сергеевича Владимирова.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Объектом исследования стала метафизика как базовая философская категория.
Предметом - метафизика в понимании Ю. С. Владимирова.
Основной целью работы стало обоснование нового статуса метафизики, предложенного Ю. С. Владимировым, в современной культурной ситуации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть историю традиционного понимания метафизики;
- выявить отличительные черты и базисные основы «замысла» метафизики Ю. С. Владимирова;
- выявить основные принципы метафизики Ю. С. Владимирова.
В данной работе применяются такие методы исследования, как диалектический метод, метод теоретического анализа, обобщения, синтеза, конкретизации, сравнительно-сопоставительный метод.

Содержание

Введение
«Метафизика» в традиционном смысле слова
Метафизика Ю.С. Владимирова
Фундаментальная теоретическая физика: основные моменты метафизики
Взаимосвязь редукционизма и холизма в «замысле метафизики» Ю. С. Владимирова
Основные принципы метафизики Ю.С. Владимирова
Заключение
Литература
Приложение……………………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

2318.doc

— 197.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

 

Физический-технический институт

 

Кафедра теоретической и экспериментальной физики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Замысел метафизики Ю.С.Владимирова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Аспирант кафедры  ТИЕФ

Конищев М.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск, 2010 г.

 

 

Оглавление

Введение

«Метафизика» в традиционном смысле слова

Метафизика Ю.С. Владимирова

Фундаментальная теоретическая физика: основные моменты метафизики

Взаимосвязь редукционизма и холизма в «замысле метафизики» Ю. С. Владимирова

Основные принципы метафизики Ю.С. Владимирова

Заключение

Литература

Приложение……………………………………………………………………………………..23

 

 

 


Введение

 

Метафизика замечательна в том

отношении, что отнимает у мироздания

все, что оно имеет, и придает ему то,

чего оно не имело.

АнатольФранс. СадЭпикура

 

В течение XX века были затрачены огромные усилия на попытки объединения закономерностей общей теории относительности и квантовой теории, но они оказались тщетными. Физики-теоретики имели дело с теориями, построенными в рамках принципиально различных метафизических парадигм, а найти более общую парадигму, позволяющую взглянуть на их основания с единых позиций, так и не удалось.

Современный человек привык к изменениям во всех сферах жизни: в науке, технике, в социальной сфере. Одни взгляды и теории сменяют другие. Причём по одним и тем же вопросам, как правило, имеются суждения и теории. Доминирующими становятся то одни, то другие, и далеко не всегда очевидно, какие следует предпочесть. Быстро меняются и знания о космосе, об элементарных частицах, их взаимодействиях. Наиболее консервативными в системе мировоззрения оказались наши представления о пространстве и времени. И так было испокон веков. Точнее, с III века до н.э., когда в “Началах” Евклида были сформулированы положения о пространстве и времени, оставшиеся неизменными более двух тысячелетий вплоть до XX века.

С открытием специальной теории относительности (1905г.) представления о пространстве и времени подверглись радикальному пересмотру. Сначала было осознано, что они образуют единое 4-мерное многообразие, а затем, с созданием общей теории относительности (1913-1916гг.),- что это многообразие искривлено.

Идея, которой горел А.Эйнштейн, геометризация физики, которая немыслима без повышения размерности пространства, была подхвачена и развивалась. Необходимо также добавить достижения физики за время, прошедшее с момента издания книг Л.Д.Ландау и Е.М.Лифшица.

В результате возникновения феномена посткультуры обсуждение взаимосвязи классических и неклассических образов метафизики становится чрезвычайно актуальным. В философском дискурсе комплекс метафизических проблем представляет особое поле, которое, в силу разных обстоятельств, оказывается сегодня на периферии исследовательского внимания.

Юрий Сергеевич Владимиров - доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры теоретической физики физического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, вице-президент Российского гравитационного общества, научный руководитель школы-семинара по физической картине мира Международного инновационно-исследовательского центра альтернативных образовательных и социальных технологий, автор ряда монографий по общей теории относительности, многомерным геометрическим теориям физических взаимодействий, бинарной геометрофизике, и др. (см. Приложение).

Объектом исследования стала метафизика как базовая философская категория.

Предметом  - метафизика в понимании Ю. С. Владимирова.

Основной целью работы стало обоснование нового статуса метафизики, предложенного Ю. С. Владимировым, в современной культурной ситуации.

Цель определила следующие задачи:

- рассмотреть историю традиционного понимания метафизики;

- выявить отличительные черты и базисные основы «замысла» метафизики Ю. С. Владимирова;

- выявить основные принципы метафизики Ю. С. Владимирова.

В данной работе применяются такие методы исследования, как диалектический метод, метод теоретического анализа, обобщения, синтеза, конкретизации, сравнительно-сопоставительный метод.

Работа состоит из введения, двух пунктов основного содержания, заключения и списка использованной литературы, приложения.


«Метафизика» в традиционном смысле слова

Современному человеку непросто ответить на вопрос, что такое метафизика. Одна эпоха сменяла другую и вносила свои коррективы не только в само понятие, но и в отношение к нему.

Прежде чем говорить о связи метафизики с современной физикой вообще и с метафизикой Ю. С Владимирова, хотелось бы выяснить, что такое собственноесть метафизика в традиционном понимании.

Этимология слова «метафизика» – чисто апофатическая, то есть не содержит в себе чего-либо положительного и поэтому ничего не проясняет всодержании предмета. Сама приставка «мета-» (греч. metataphysica - вне, по ту сторону).

Это философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. "Physica" обычно переводят - "природа". Однако следует иметь в виду, что это понятие воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т. е. "природа сущего"). Эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей. Поэтому уже в античности философствование в собственном смысле слова - это и есть вопрошание о "фюсис" в указанном выше двойном значении: вопрошание о сущем и вопрошание о бытии этого сущего.

Понятие "метафизика " - несмотря на весь его глубокий смысл - имеет прежде всего искусственное происхождение и связано с систематизацией аристотелевского наследия в соответствии с тремя дисциплинами - логикой, физикой и этикой. Однако часть работ Аристотеля, посвященная проблемам сущего в целом и составившая так называемую "первую философию", не укладывалась ни в одну из названных дисциплин, ибо в ней обсуждались наиболее общие принципы бытия и знаний. Поэтому редактор аристотелевских работ Антроникос из Родоса, руководитель школы Ликеон (Лицей) в 1 в. до н. э. , предложил использовать для их обозначения термин " метафизика ", что и давало возможность поставить собственно философию вслед за физикой. Кроме того, это было данью уже сложившейся традиции, культивируемой в Ликеоне: науки о мире, природе, растениях, животный называли "физикой", а все то, что находилось вне ("мета") их сферы и составляло как бы общую теорию действительности, обозначалось как "метафизика"[1].

Соответственно и философия как таковая стала называться этим же термином. Метафизика и стала той областью философии, которая стремилась ответить на вопрос "Что есть реальность? " и разработать нормативные критерии для ее определения и отличения от того, что только кажется реальностью, но ею фактически не является. Более того, в философской традиции комплекс подобных фундаментальных вопросов о действительности считался сущностью философии и основанием всех других наук.

Последующая трансформация понятия привела к появлению более четких содержательных смыслов, когда метафизика стала указывать на выход за пределы отдельных сфер сущего. В результате это понятие начало обозначать науку о сверхчувственном (т. е. расположенном за сферой чувственного) и способ его познания. Истоки систематизированных метафизических учений обнаруживаются уже в эпоху классического эллинизма, которая может считаться своеобразной точкой отсчета для европейской метафизики. В этот период она отождествлялась с учением о бытии, получившем в 17 в. название "Онтология". Предметы метафизики и онтологии совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое сущее, какова его природа, что такое мир, в чем смысл бытия и т. д.

В последующих исторических типах метафизики по-разному выявлялась фундаментальная структура философствования, которое по сути и является ее основной задачей. Так, определенное своеобразие в метафизическое изучение сущего как такового привнесло средневековье. Патристика, например, продолжая античные традиции размышления о сущем в целом, постепенно изменяет их прежние смыслы, ибо ее сущее здесь понимается как имя Того, кто выше всякого имени, им же установленного (т. е. имя Бога)[2].

Движение традиционной метафизикикновоевропейской связано с научной революцией, произведенной во взглядах на природу Коперником, Кеплером, Галилеем, Ньютоном, и становлением экспериментально-математического естествознания. В этот период наблюдается заметное переориентирование философской рефлексии от традиционных метафизических проблем к оформлению программы научного познания природы и построению новых систем "первой философии" (Ф. Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. ). Подъем научной мысли был связан с интересом к природе, проявлением "вкуса познания" реальных вещей. Установка на выявление объективно-причинных зависимостей стимулировала разработку системы научных методов, так как стало ясно, что для познания недостаточно только созерцания природы. Поэтому знание, наука были объявлены основным средством власти человека над природой. Идеалом науки Нового времени выступала классическая физика (первая теоретическая область естествознания). Она рассматривала мир как огромный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводились к их перемещению в пространстве. Сложившийся в культуре этой эпохи пиетет перед физикой вызвал не только редукцию к ее представлениям других сфер естествознания, но и переоценку роли философской рефлексии: она неизменно должна была стать наукоцентричной и превратиться, главным образом, в метод научного исследования. Подобная интерпретация метафизики как специфического метода познания, фиксирующего объективную устойчивость и неизменность вещей, имела, таким образом, определенное историческое оправдание и стала позже характерной для ряда рационалистических философских систем (марксизма, позитивизма, неопозитивизма и др. ).

Своей содержательной трансформацией традиционная метафизика обязана и картезианскому перевороту, переосмыслившему проблему сущего как вопрос о познающем субъекте. Методическое сомнение есть подлинное новшество Декарта по сравнению с традиционной метафизикой: истинно сущим становится мышление субъекта, а в качестве прежнего сущего выступает мир исследуемых объектов. Не природа, не Бог, не мир идей, а именно мыслящее Я и есть последнее основание философии. В этом принципе заложены истоки последующего преобразования классической метафизикиобъекта в неклассическую метафизику субъекта[3].

Следующей культурно значимой вехой в исторической судьбе метафизики является формирование теории субъекта, в которой делается акцент на специфике познающего сознания. Новоевропейская трактовка сущего как объекта, определяемого через Я-субъекта (Декарт, Беркли), получает новую версию в философии Канта, который видит сущее в трансцендентальном единстве сознания. Это означает, что Кант заставил философов взглянуть на мир другими глазами: не с точки зрения картезианского варианта метафизики ("Что и как познает человек? "), а в принципиально иной плоскости - "Как в принципе возможно познание мира? " (в кантовском варианте это метафизика природы) и "Как возможна свобода человека? " (метафизика нравственности).[4] Интерпретация сущего в немецкой классической философии имеет и другие варианты определения: так, Фихте видит сущее "в сознании как таковом", Шеллинг - в "Я", как "абсолютном сущем". Новый подход породил и два пути решения проблемы познающего субъекта - рациональный и иррациональный. Рациональный способ решения метафизических проблем получил свое логическое развитие в философии Гегеля, для которого сущее репрезентировано абсолютной идеей, понимаемой как мысль, мыслящая саму себя, как разворачивающееся всеобщее мышление. Исходя из данной трактовки сущего, Гегель рассматривает отдельные вещи только как моменты саморазвития и самопознания идей или понятий, тем более, что ничего существующего вне понятия нет. Таким образом, Гегель демонстрирует рациональное познание особого типа, которое строится по законам диалектической логики. Развивая диалектический метод, он одновременно делает его и инструментом метафизики субъекта и тем самым пытается преодолеть прежнюю теорию метафизики с ее метафизическим способом мышления[5].

Последующая ревизия метафизики как теории и метода и развитие диалектики как всеобщего философского метода осуществлялось в философии марксизма. Дихотомия метафизики.и науки, анализ метафизики как методологии позитивного знания являлись предметом исследования классического позитивизма и неопозитивизма. Проблеме мировоззренческой реабилитации метафизики , когда она объявляется вполне законной философской дисциплиной, необходимым элементом всякой теоретической деятельности, выяснению ее значимости для развивающегося постнеклассического естествознания 20 в. и построению "новой метафизики - неометафизики" уделяет внимание постпозитивизм (или в более широком контексте "философия науки").

Вторая половина 19 в. привнесла иные смыслы в жизнь человека, до сих пор находившегося под влиянием культа разума, знания и науки, с помощью которых предполагалось радикально изменить прежний мир. Внутри культуры в виде оппозиции начинает формироваться новое видение мира, которое стремится выявить сущностные характеристики бытия человека, определить способы его ориентации в мире и предложить систему общезначимых ценностей, базирующихся на иных постулатах и принципах, и способных помочь человеку освободиться от веры в прогресс. Комплекс новых проблем человеческого бытия расширил первоначальные рамки метафизики субъекта. Тем более, что формирующаяся неклассическая (современная) философия, отказавшись от классического рационализма, занялась исследованием огромного, практически неизученного, пласта иррациональных (внелогических) факторов человеческой субъективности. Стало ясно, что человеческий мир намного многограннее, противоречивее и бесконечнее, чем представлялось рациональному знанию. Именно в силу указанных причин произошел так называемый "антропологический поворот" в современной философии, когда многие проблемы теории субъекта, только поставленные в новоевропейской метафизике, получили дальнейшее развитие в русле новых методик. Таким образом, проблема человека стала сквозной темой неклассической философии, даже, когда эти вопросы выходили в иные области философского знания: философию науки, философию языка и др. Это означает, что многообразный культурный опыт породил философский плюрализм в русле иррационалистических, этико-психологиче-ских, религиозных, феноменологических ориентации в изучении проблем бытия человека, наряду с развивающимися рационалистическими направлениями, пытающимися выявить новые эвристические возможности метафизики для современного научного знания. На этом историческом этапе наблюдались попытки реформирования идеалистических концепций сущего, например, в учении Шопенгауэра о мировой воле и рассуждениях Ницше об исторически преобразующейся воле к власти. Не менее глубокие трактовки сущего обнаруживаются в русской философии - у В. Соловьева (сущее как "всеединое сущее"), Франка (сущее как "абсолютное бытие или сверхвременное единство"), С. Трубецкого (сущее как явление, либо как идея, либо как предмет веры). Впоследствии Хайдеггер отметит основные исторические вехи метафизики , которые, с его точки зрения, ознаменованы тремя основными способами понимания сущего: античный (сущее как подлежащее), средневековый (сущее как сотворенность), новоевропейский (сущее как объект, определяемый через Я-субъект). Предметом современной метафизики , по Хайдеггеру, является бытие сущего, что принципиально разнит его позицию от марксистского определения сущего как бытия вообще.

Информация о работе Замысел метафизики Юрия Сергеевича Владимирова.