Государственные и муниципальные фиансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:37, контрольная работа

Описание работы

социальных установок и личностных черт опрашиваемого. Различают анкетные опросы сплошной и выборочный, устный и письменный, индивидуальный и групповой, очный и заочный [55]. Вопросы анкеты должны формулироваться максимально четко, однозначно, на доступном для опрашиваемых языке. Надежность сведений, получаемых из анкеты, оценивается в предварительных испытаниях (называемых пилотажем), в которых выясняются однозначность понимания вой росов, воспроизводимость ответов, понятность инструктивных указаний и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Налог как экономическая категория………………………………..….5
1.1 Происхождение категории налогов в истории финансов……………5
1.2 Сущность налогов………………………………………………………7
1.3 Классификация налогов………………………………………………10
2 Функции и роль налогов в экономической системе общества………15
2.1 Основные функции налогов………………………………………….15
2.2 Функции системы налогообложения………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………….29

Работа содержит 1 файл

кр гос и мун. финансы.docx

— 52.22 Кб (Скачать)

2. Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен,  а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа,  -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

3. Каждый налог должен  взиматься в то время и тем  способом, когда и как плательщику  должно быть удобнее всего  платить его...

4. Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа возможно  сверх того, что он приносит  казначейству государства...

Как видно А.Смит исходил  из следующих принципов налогообложения:

равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

 

1.3 Классификация налогов

 

Издавна по методу установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов - потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену товаров (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на потребление.

Налоги можно классифицировать по различным признакам (схема 1.1) См схему 1.1 в приложении..

Критерий переложения  налога на потребителя для признания  его прямым или косвенным впоследствии был признан неточным, поскольку  при определенных условиях прямые налоги также могут быть переложены на потребителей продукции или услуг через  механизм роста цен, а бремя косвенных  налогов, напротив, не всегда полностью  перекладывается на потребителя, если спрос на реализуемые товары оказывается  достаточно эластичным и объем реализации уменьшается при повышении цены. Поэтому для разделения налогов на прямые и косвенные перестали использовать критерий переложения.

В настоящее время все  подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарение, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и  т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление - к косвенным.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно для плательщиков; их размер зависит от масштабов объекта  налогообложения. Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бремени, при котором больше платят те члены  общества, которые имеют более  высокие доходы. Такой принцип  налогообложения большинство экономистов  считают справедливым. Но форма прямого  налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают  проблемы учета объектов налогообложения  и уклонения от уплаты. Поэтому, невзирая на справедливость прямых налогов, налоговая  система не может ограничиться только ими.

Поскольку косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика  прямо не зависит от его доходов. Их основной недостаток, за который  они постоянно подвергаются критике, - регрессивный характер, или обратно  пропорциональная зависимость от платежеспособности потребителей. Вследствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массового потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на приобретение продуктов питания и других товаров первой необходимости.

В связи с тем, что структура  потребления у различных слоев  населения разная, принцип справедливого  налогообложения может быть реализован через дифференцированный подход к  установлению косвенных налогов  на отдельные товары, работы или  услуги. Но такой подход не лишен  недостатков, поскольку установление более высоких налогов только на товары не первой необходимости  и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и сокращает  поступления доходов в бюджет, в то время как даже невысокий  уровень косвенного налогообложения  товаров повседневного пользования  обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.

Несмотря на критику со стороны многих экономистов, косвенные  налоги довольно широко используются во всем мире, так как при относительно простом механизме взимания (от них  трудно уклониться) они обеспечивают устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они воспринимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для  потребителей, нет непосредственной связи между уплатой налога и  осознанием этого.

     

Общие тенденции в налогообложении  реализуются в таком направлении: с повышением уровня налоговых поступлений  доля косвенных налогов снижается, поскольку основной фактор, который  определяет соотношение между прямыми  и косвенными налогами, - это жизненный  уровень основной массы населения. Низкий уровень объективно ограничивает масштабы прямых налогов с доходов  юридических и физических лиц. Вместе с тем существует и другой фактор - национальные особенности отдельных  стран, которые обусловливают наличие  различных стереотипов относительно тех или иных налогов. Так, в группе развитых стран четко выделяются такие, где доля непрямых налогов в общих налоговых поступлениях находится в пределах 28-35 % (Япония, США, Канада), и те, где эти величины достигают 45-55 % (Италия, Франция).

Классификация налогов осуществляется и по другим признакам. Так, по степени  учета финансового положения  налогоплательщика прямые налоги подразделяют на личные и реальные. Механизм исчисления и уплаты личных налогов учитывает платежеспособность и семейное положение физического лица, так как они уплачиваются в зависимости от величины дохода (прибыли), полученного плательщиком. Примером личного налога является подоходный налог с граждан. Реальными налогами (на дома, торгово-промышленные здания, землю и пр.) облагается имущество как физических, так и юридических лиц независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика. Например, налог на недвижимое имущество граждан может составлять некоторую сумму, определяемую его стоимостью, независимо от того, какие доходы получает его владелец.

В зависимости от способов установления налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и равные. К пропорциональным относят налоги, предполагающие уплату одинаковой суммы с каждой единицы обложения.

Ставки прогрессивных  налогов возрастают с увеличением  единицы обложения. Равный налог  берется в одинаковой сумме со всех плательщиков. Единственное его  преимущество - простота взимания. В  настоящее время применяются  в основном пропорциональные и прогрессивные  формы налогообложения; равные налоги (например, подушный ) широко применялись в средние века, сейчас считаются устаревшей формой.

В зависимости от того, какому уровню государственной власти предоставлено  право установления, взимания и распределения  налогов, они делятся на общегосударственные (в федеративном государстве - федеральные), региональные и местные.

В зависимости от установленного порядка использования налоги подразделяются также на общие и специальные. Общие налоги не имеют особого предназначения и могут быть использованы для покрытия любых видов расходов государственного и местного бюджетов. Специальные налоги взимают для целевого финансирования некоторых заранее определенных затрат.

По экономическому содержанию объекта налогообложения выделяют пять групп налогов: на имущество; на использование различных ресурсов (земли, воды, полезных ископаемых и  др.); на доход или прибыль; на различные  действия - юридические и хозяйственные  акты, финансовые операции, реализацию продукции и т. д.; прочие (например, на потребление: НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины; местные: на рекламу, гостиничный, курортный сборы и пр.).

Общественное назначение налогов проявляются в их функциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции роль налогов в экономической системе общества

 

2.1 Основные функции налогов

 

Функции налогообложения - это  проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно  реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства.

На практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную  систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К  числу основных функций налогов  относятся:

* фискальная;

* распределительная (социальная);

* регулирующая;

* контрольная;

* поощрительная.

Рассмотрим эти функции  более подробно, но будем иметь  ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

1. Фискальная функция

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством  данной функции реализуется главное  предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Суть фискальной функции  заключается в обеспечении поступления  необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

2. Распределительная функция

Распределительная (или как  её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

3. Регулирующая функция

С развитием экономической  системы возникла необходимость  определённого корректирующего  воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию  налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к  тому, как происходит государственное  регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно  состоит главным образом в  определении "правил игры", то есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

- регулирование развития  народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда  основным объективным экономическим  законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь  речь идет главным образом  о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Информация о работе Государственные и муниципальные фиансы