Формы зондирующих сигналов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:58, реферат

Описание работы

Зондирующий сигнал, радиосигнал, излучаемый антенной радиолокационной станции. Часто Зондирующий сигналимеет форму импульса. Структура импульса и его длительность (от 0,01 мксек до 1 мсек) зависят от назначения станции. По времени запаздывания отраженного от объекта сигнала (эхо-сигнала) относительно зондирующего определяют в радиолокации расстояние до объекта.

Тип зондирующего сигнала определяется назначением и требуемыми характеристиками РЛС, такими как:

- требования по помехозащищенности от мешающих отражателей, создаваемых подстилающей поверхностью, облаками дипольных отражателей или гидрометеоров, а также от активных шумовых помех;

- вид и параметры зоны обзора, а также время обзора, которые в совокупности определяют время наблюдения цели в элементе разрешения;

- характеристики обнаружения и ошибки измерения координат цели, которые зависят от обеспечиваемого в РЛС отношения сигнал/шум.

Работа содержит 1 файл

рефератттттт.docx

— 225.62 Кб (Скачать)

Введение

Зондирующий сигнал, радиосигнал, излучаемый антенной радиолокационной станции. Часто Зондирующий сигналимеет форму импульса. Структура импульса и его длительность (от 0,01 мксек до 1 мсек) зависят от назначения станции. По времени запаздывания отраженного от объекта сигнала (эхо-сигнала) относительно зондирующего определяют в радиолокации расстояние до объекта. 

Тип зондирующего сигнала определяется назначением  и требуемыми характеристиками РЛС, такими как:

   - требования  по помехозащищенности от мешающих  отражателей, создаваемых подстилающей  поверхностью, облаками дипольных  отражателей или гидрометеоров,  а также от активных шумовых  помех;

   - вид  и параметры зоны обзора, а  также время обзора, которые в  совокупности определяют время  наблюдения  цели в элементе  разрешения;

   - характеристики  обнаружения и ошибки измерения  координат цели, которые зависят  от обеспечиваемого в РЛС отношения  сигнал/шум.

Характер и  качество информации, доставляемой РЛС, зависит от структуры и свойств  зондирующего сигнала. В зависимости  от назначения РЛС зондирующий сигнал должен позволять реализовать:

энергию излучения, достаточную для обнаружения  целей и оценки их параметров;

требуемое разрешение целей и 

достаточное подавление помех (нежелательных отраженных сигналов).

В соответствии с назначением и требуемыми характеристиками РЛС можно разделить на две  группы.

К первой группе относятся РЛС с высокой помехозащищенностью  от мешающих отражений. Такими РЛС являются РЛС обнаружения низколетящих целей  и РЛС точного измерения координат, которые входят в состав ЭРК, предназначенных для поражения целей в условиях интенсивных мешающих отражений как от подстилающей поверхности, так и от облаков дипольных отражателей. Причем в таких РЛС не стоит остро задача однозначного измерения дальности по бльшому количеству целей в зоне обзора.

Ко второй группе относятся РЛС обнаружения целей  на больших дальностях с однозначным  измерением дальности в многоцелевой ситуации, когда одновременно в главном  лепестке ДНА может находиться несколько  целей. В таких РЛС требования по помехозащищенности от мешающих отражений стоят на втором месте по сравнению с РЛС первой группы.

Хорошо на практике себя зарекомендовал сигнал с линейно  – частотной модуляцией (ЛЧМ сигнал).

ЛЧМ сигнал.

В современных РЛС для обнаружения целей и слежения за ними часто применяются ЛЧМ сигналы, поскольку при их использовании необходимо небольшое число доплеровских каналов.  
 
Связано это с гребенчатой формой функции неопределенности ЛЧМ сигнала, при которой значительные доплеровские расстройки мало сказываются на амплитуде выходного сигнала приемника. Совместное измерение дальности и скорости при наличии помех можно осуществить, если в качестве зондирующего использовать сигнал, состоящий из ряда ЛЧМ сигналов, начальные значения фазы и частоты, скорость ЧМ и длительность которых в общем случае неодинаковы.  
 
Простейшими частными случаями составных сигналов являются сигналы с V-образной ЧМ или несимметричной двунаправленной ЧМ. До недавнего времени применение когерентных последовательностей широкополосных ЛЧМ импульсов в условиях неопределенной частоты принятого сигнала было сложной задачей.  
 
Успехи, достигнутые л построении приборов на поверхностных акустических волнах (ПАВ), открыли широкие возможности для обработки таких сигналов. Возможности импульсных последовательностей существенно расширяются, если кодируется скорость ЧМ в отдельных импульсах либо изменяется их начальная частота по линейному закону.  
 
Одновременное измерение дальности и скорости целей осуществляется также РЛС с непрерывной ЧМ, например, по треугольному закону. Повышенный интерес к таким РЛС связан с достижениями в разработке твердотельных СВЧ приборов, позволяющих получать в непрерывном режиме среднюю мощность по крайней мере иа порядок больше, чем в импульсном.  
 
Трудности реализации работающих в непрерывном режиме РЛС, связанные с необходимостью устранения нелинейности ЧМ, в значительной степени окупаются простотой приемника. Помехоустойчивость таких РЛС при работе в условиях сильных отражений можно повысить, усложнив форму непрерывно излучаемых сигналов, например, псевдослучайным изменением частоты в моменты смены знака скорости ЧМ при модуляции по треугольному закону. 

В некоторых  случаях условия применения РЛС  требуют адаптивного изменения  параметров излучаемого сигнала. Например, в РЛС поиска надводных целей  для устранения влияния отражений  от морской поверхности, маскирующих  малоразмерные цели, период пилообразных ЧМ сигналов меняется пропорционально  дальности до облучаемой цели, а  девиация частоты поддерживается равной 100 МГц.  
 
Этим обеспечивается высокое разрешение малоразмерных целей на небольших дальностях иа фоне отражений от морской поверхности и эффективное обнаружение крупных целей на больших расстояниях. На дальностях, меньших 0,9 км, период ЧМ сигналов фиксируется, а девиация частоты снижается до 37,5 МГц. 
 
Распознавание космических объектов: Современные РЛС в состоянии не только обнаруживать космические объекты и измерять параметры их движения, но и определять их размер, конфигурацию, скорость вращения вокруг центра тяжести и оси вращения. По изменению скорости вращения спускаемого объекта при его вхождении в плотные слои атмосферы можно определить его массу. Для решения этих задач необходимы сигналы с полосой частот в несколько сотен мегагерц.  
 
В литературе встречаются упоминания об использовании для этого непрерывных ЧМ сигналов и коротких немодулированных радиоимпульсов с полосой частот в несколько гигагерц, но наибольшее применение нашли все же ЛЧМ сигналы. Поскольку дальность действия таких РЛС велика, для обеспечения заданного отношения сигнал-шум увеличивают и длительность сигнала, например, до 1 мс. При этом база сигнала достигает порядка 106 и более.  
 
При такой базе и тех скоростях, которые имеют космические объекты, уже нельзя считать, что действие эффекта Доплера сводится только к смещению центральной частоты. Кроме того, при полосах частот в несколько сотен мегагерц условия распространения радиоволн для различных участков спектра сигнала оказываются неодинаковыми. В этих условиях применение для такого рода задач ФМ сигналов практически невозможно. 

При использовании  ЛЧМ сигналов, для которых каждому  моменту времени соответствует  вполне определенная частота, эти эффекты  могут быть скомпенсированы, поскольку  условия распространения радиоволн  в различных участках спектра  сигнала и параметры движения объектов контролируются сигналами  с относительно небольшой базой.  
 
В таких РЛС возможны три способа обработки принятого сигнала: корреляционный, фильтровой и их комбинация-корреляционно-фильтровой. Среди них первый и третий для РЛС с высокой разрешающей способностью более предпочтительны, поскольку выходная информация в них легко преобразуется в цифровую и может быть использована для анализа в ЭВМ.

 
 
ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ ЗОНДИРУЮЩЕГО СИГНАЛА НА ТОЧНОСТЬ РАДИОЛОКАЦИИ СЛОИСТЫХ СРЕД

Первый (и последний) промышленный вариант радиолокационного  измерителя толщины льдов, идея которого предложена и разработана в Рижском  институте инженеров Гражданской  авиации [2], получил название "Аквамарин" и использовался для разведки ледовой обстановки Северного Ледовитого океана. Отражённый сигнал "Аквамарина" представлял собой сумму семи синусоид

,                                        (1)

амплитуды Aи фазы   которых устанавливал оператор. Нижняя частота в спектре   f= 25 МГц. Во время полёта над спокойной морской поверхностью оператор, вращая ручки регулировки амплитуд и фаз, старался получить импульсный сигнал с максимальной скважностью при периоде повторения 1/f0. На рис. 1 показан такой сигнал и его спектр амплитуд.  

Рис.1. Сигнал "Аквамарина"   

"Аквамарин"  работал по принципу обычного  импульсного радиовысотомера с  индикатором типа А. Разница  только в том, что импульсный  радиовысотомер в пределах периода повторения работает без неоднозначности, а импульсный измеритель толщины льда имеет неоднозначность, равную половине периода повторения. Это вызвано тем, что отношение амплитуд сигналов, отражённых  верхней и нижней поверхностями льда, может быть  и больше и меньше единицы. Поэтому невозможно отличить, какой из импульсов отразился от верхней поверхности, а какой от нижней. Для "Аквамарина" период повторения импульсов равен  T=1/f0=40 нс. Полагая, что средняя относительная диэлектрическая проницаемость льда  =3,2, нетрудно получить максимальное значение толщины льда, которое можно измерить без неоднозначности:

 м,                                  (2)

где  С – скорость света в свободном пространстве. (Кстати, разработчики "Аквамарина" допустили неточность- удвоили эту величину.)

Точность измерений  импульсным методом зависит от формы  сигнала. Понятно, что минимальную  погрешность можно ожидать, если в качестве зондирующего сигнала  использовать импульс с пренебрежимо малой длительностью, т.е. сверхширокополосный  сигнал. Однако, для измерения толщины  льда и большинства земных покровов это невозможно.

Для оценки погрешностей радиолокационных станций проникающего зондирования (РЛСПЗ) была разработана  цифровая имитационная модель. Зондирующие  и отражённые сигналы дискретизированы на частоте F=f0N=1600 МГц, где N=64 - количество отсчётов. Моделировался полёт над дрейфующим морским льдом, толщина которого линейно изменялась в интервале 1…32 отсчёта. Цена одного отсчёта примерно 5 см. Оценивались относительные систематическая и среднеквадратичная погрешности измерения толщины льда. Отношение шум/сигнал равнялся нулю с погрешностью до точности вычислений.   

Исследовалось три типа РЛСПЗ:

1.   Импульсный цифровой измеритель толщины льда (ИТЛ) "Аквамарин", в котором функции оператора выполняла программа.

2.      Импульсный ИТЛ с цифровой обработкой разности между отражённым и зондирующим сигналами.

3.      Корреляционный ИТЛ.  

На реальном "Аквамарине" толщину льда оценивает  оператор, наблюдая один полный период отражённого сигнала на экране индикатора. Сигнал синхронизирован по максимуму-максиморуму, т. е. привязан к началу развёртки. Толщина льда определяется по положению второго максимума (первый находится в начале развёртки). Таким образом, априорно предполагается, что уровень отражённого сигнала от верхней поверхности всегда выше сигнала от нижней. Если же сигнал от нижней поверхности выше, то его максимум будет в начале развёртки и неизбежно возникнет ошибка при определении временного запаздывания

,                                                              (3)

где  Т – период повторения импульсов,  - запаздывание сигнала от нижней поверхности относительно сигнала от верхней поверхности. К сожалению, разработчики "Аквамарина" этой ошибки не учли.

На малых толщинах льда, когда максимумы сигналов от верхней и нижней поверхностей льда неразличимы, толщина льда в "Аквамарине" оценивалась по увеличению длительности импульса. Очевидно, что эта оценка зависит от относительного уровня, на котором измеряется длительность импульса.

Алгоритм, моделирующий действия оператора, работает аналогичным  образом. Вначале выполняется синхронизация  по максимуму. Далее определяется положение  второго максимума. Однако такой  алгоритм не исключает ошибку неоднозначности (3), которая может быть значительной. Для её исключения отражённый сигнал преобразуется следующим образом   

for(i=0; i<N/2; i++) y[i]+=y[N-i-1];                                  (4)   

где  y[i] – массив отсчётов отражённого сигнала. Здесь и далее используются операторы алгоритмического языка С++. Такое преобразование сигнала устанавливает диапазон измерения в соответствие с (2) и исключает ошибку неоднозначности (3).

Разностный РЛС ПЗ является возможной модернизацией цифрового "Аквамарина". Она сводится к следующему.  Вначале зондирующий x[i] и отражённый y[i] сигналы синхронизируются по максимуму и преобразуются оператором (4).  Далее оба сигнала приводятся к интервалу 0…1 оператором   

for(i=0; i<N; i++) x[i]=(x[i]-xmin)/(xmax-xmin);                   (5)  

где xmax, xmin – максимальное и минимальное значения отсчётов сигнала.  

и формируется  разностный сигнал r[i]:  

for(i=0; i<N; i++) r[i]=y[i]-x[i];                                    (6)   

Положение максимума-максиморума разностного сигнала r[i] на временной оси   и   пропорционально толщине слоя льда.

Принцип измерения  корреляционной РЛС ПЗ  состоит в том, что последовательно вычисляются коэффициенты взаимной корреляции отражённого и образцовых сигналов от льдов различной толщины, т. е. формируется функция правдоподобия (образцовые сигналы моделируются предварительно и записываются в память). Далее вычисляется апостериорное распределение и по положению его  максимума-максиморума  определяется толщина слоя льда.

Полученные на имитационной модели результаты приведены  в таблицах 1 и 2 (для пресных речных  и солёных дрейфующих морских льдов соответственно).

Таблица 1. Погрешность измерения толщины  пресных речных льдов. 

Значок " " в таблице означает полную невозможность измерения. 

Таблица 2. Погрешность измерения толщины  солёных морских льдов.

Информация о работе Формы зондирующих сигналов