Личность и группа: социально-психологические аспекты влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:47, курс лекций

Описание работы

Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование развития личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………….………… 3
§1. Личность в группе. Влияние группы на личность .....…………………………………….….………. 4
1.1. Положительное воздействие общности на индивида ...…………………………….…………… 4
1.2. Отрицательное влияние группы на личность .……………………………………….……………….. 6
1.3. Восприятие и понимание людьми друг друга .……………………………………..………………. 12
1.4. Самочувствие личности в группе ....................………………………………………………………… 19
§ 2. Личность в трудовом коллективе
Влияние личности на коллектив .........…………………………………………………………..….…..……… 23
2.1. Формы и направления самореализации личности в коллективе ..…………….………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......…………………………………………………………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............……………………………………………………………………………………... 31

Работа содержит 1 файл

Макс Вебер Протестантская этика и дух капитализма.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Таким образом, лидерство является результатом действия как объективных (цели, задачи группы в конкретных ситуациях), так и субъективных (интересы, потребности, индивидуально типологические особенности) факторов.

Трудовой коллектив в социалистическом обществе - это та социальная среда, в которой осуществляется всестороннее развитие личности человека. В условиях коллектива жизнь человека, личности становится полнокровной. Воздействие коллектива на личность идет по нескольким направлениям. Во-первых, в условиях коллектива личность приобщается к его идейным, моральным и эстетическим ценностям, а поскольку коллектив несет в себе цели, задачи, характерные для всего социалистического общества, то через конкретный трудовой коллектив личность приемлет идейные, моральные и иные ценности общества.

Во-вторых, воздействие коллектива на личность осуществляется посредством воспитательной работы в коллективе. Социально зрелый человек во многом сам себя создает. Однако его ценностные ориентации, его роли, его статус, его мотивация, общественное поведение - все это выступает объектом воздействия со стороны коллектива.

Коллективное мнение, убеждения, разъяснения, критика, соревнование служат мерами, средствами, способами воздействия коллектива на личность.

В социалистическом обществе труд носит не только общественный, но и коллективный характер. Каждый человек, член трудового коллектива, ответственен за качество той части коллективной продукции, которую производит, поэтому трудовой коллектив вправе спросить с него за выполнение его трудовых обязанностей.

Влияние коллектива на личность зависит от уровня развития коллектива. Трудовые коллективы, только что сформированные и находящиеся на невысоком уровне развития, межличностных отношений, ролевой структуры, воздействуют на личность совсем не так, как высокоразвитые, имеющие традиции, большой опыт совместной деятельности.

В условиях низкоразвитой трудовой группы каждый ее член занимает какое-либо одно определенное место в системе личностных отношений, он выполняет одну-две роли в системе этих отношений, что приводит к торможению, замедлению развития его личности, потому что развитие личности осуществляется через многообразие выполняемых ею общественно-функциональных ролей.

Социальная среда, порождаемая высокоразвитой группой, позволяет каждому члену коллектива играть разнообразные социальные роли, поскольку высокоразвитый трудовой коллектив может менять структуру межличностных отношении в зависимости от стоящих перед ним целей. Следовательно, такая среда создает условия для интенсивного развития личности.

2.1. Формы и направления самореализации личности в коллективе

Каждый работник обладает определенным профессиональным потенциалом творческих возможностей, которые он реализует в условиях трудовой деятельности, в условиях того или иного конкретного трудового коллектива.

Под творчеством понимается деятельность, направленная на использование новых методов выполнения труда и получение продуктов, обладающих более высоким качеством, по сравнению с общеизвестными. Творчество связано с изменением методов или способов труда, с достижением более высоких результатов труда,прежде всего за счет качества продукции.

Каждая деятельность включает в себя как творческие,так и нетворческие компоненты. Нетворческие компоненты связаны обычно со строгой регламентацией выполнения обязанностей. Отклонения от предписанного способа выполнения таких операций есть не что иное, как нарушен технологии работы.

Однако значительная часть трудовых операций может быть модернизирована, выполнение их поддается творческому усовершенствованию. Даже работа на сборочном конвейере позволяет обогатить труд творческим компонентом примерно на 80 %, т. е. 80% операций в какой-то мере поддаются творческой интерпретации (эти подсчеты были проведены на ВАЗе) 1. Почему же человек, имея объективную возможность творить, не проявляет себя как творец? Причины этого чрезвычайно сложны. Прежде всего, творческое и нетворческое отношение к труду связано с общим отношением человека к трудовой деятельности, которое базируется на ряде фундаментальных личностных качеств- на ориентациях человека, его характере, темпераменте. Как связано отношение человека к труду с ценностными ориентациями? Например, самое благоприятное для положительного, активного отношения к труду - ценностная ориентация на общественно полезный труд. Человек считает, что в социалистическом обществе, где ценится прежде всего труд человека и человек труда, он может реализовать себя как личность только через труд, причем не через просто труд, а через общественно значимый труд. В соответствии с этой ценностью человек рассуждает так: "Чем лучше я буду трудиться в области общественного производства, тем в большей мере я реализую свои способности, качества и буду ценен для общества как личность".

Важное место занимает ценностная ориентация, связанная с получением материальных благ. Участие людей, отношение их к труду полностью определяется тем, какие материальные блага они получают за свою работу. Конечно, такая ценностная ориентация значительно сужает возможность проявления творчества, но, тем не менее, при организации и стимулировании труда людей, ориентированных на сочетание личного и коллективного интереса, достаточна для высокого творческого подъема личности.

Влияет на отношение человека к труду и ценностная ориентация, основанная на интересе к выполняемой работе. Психологические исследования указывают, что в настоящее время человек нередко готов поступиться заработной платой, лишь бы работа была ему интересна. Несомненно, эта ценностная ориентация в плане формирования 'отношения к. труду весьма перспективна, но пока есть виды труда, которые не могут быть привлекательны ни объективно, ни субъективно. Любой труд в обществе полезен, по далеко не каждый интересен.

Как развивать интерес к труду? И в связи с этим, как повышать творческую активность? Прежде всего, созданием надлежащей обстановки. Там, где налицо дезорганизация труда, штурмовщина, всевозможные срывы, бессмысленно ожидать высокого интереса к труду. Технологическая, трудовая недисциплинированность, недостаточная загруженность работников, волюнтаристское перемещение с одного рабочего места на другое - все это тоже снижает интерес к труду. И напротив, хорошо организованное управление создает предпосылки интереса к труду. Многое здесь зависит от активности руководителя, от того, какие задачи он ставит перед тружеником.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение межличностных отношений всегда сложно. Связано это с тем, что, с одной стороны, познание последних сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны - область науки, специально исследующая человеческие отношения, - социальная психология - возникла сравнительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение человека к себе или к другим людям.

Преодолеть ограничения, стоящие на пути психологического познания человека и его отношений, можно разными путями. Некоторые из них, например научное познание психологии человека, доступны только учёным. Другие, например житейское познание психологии и поведения человека, в принципе по силам всем образованным, культурным и достаточно опытным взрослым людям. Любой человек на достаточном для жизни бытовом уровне может овладеть сравнительно простыми методами психодиагностики для познания себя, окружающих людей и человеческих взаимоотношений. К таким вполне доступным методам психодиагностики относится, например, наблюдение.

В результате продуманного, заранее спланированного наблюдения за поведением человека можно многое узнать о его психологии. Для этого надо точно установить, что, где, когда и как следует наблюдать.

Много полезной информации о психологии интересующего нас человека могут дать психологические тесты.

Научные знания о психологии людей отличаются от житейских - от тех, которые каждый из нас регулярно получает в результате общения с людьми, приобретая жизненный опыт.

Научные знания более объективны и независимы от индивидуального опыта человека, чем житейские. Они, во-первых, ближе к истине, во-вторых, точнее отражают то, что есть в самой жизни. В житейских знаниях много заблуждений и предрассудков, основанных только на интуиции и вере. Научные знания, напротив, базируются на достоверных фактах и предлагают не веру, а разумное обоснование. Научные знания в их практическом применении гораздо реже ведут к ошибкам, чем житейские. Поэтому для того, чтобы даже на бытовом уровне научиться пользоваться психодиагностическими методиками и с их помощью получать достоверные сведения о человеке, необходимо располагать хотя бы минимумом научных знаний о психологии человека. Рассмотренные в данной курсовой работе вопросы влияния группы на личность и личность на группу, несомненно, помогут разобраться во многих вопросах.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. - 1989. - № 1.

2. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Ольшанский В.Б. Психология - практикам: учителям, родителям и руководителям. - М.: ТРИВОЛА, 1996.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

6. Филиппов А.В. Производительная социология, психология и педагогика. - М., 1998.

 



Информация о работе Личность и группа: социально-психологические аспекты влияния