Личность и группа: социально-психологические аспекты влияния

Дата добавления: 27 Февраля 2012 в 18:47
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курс лекций
Скачать полностью (60.08 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Макс Вебер Протестантская этика и дух капитализма.doc

  —  82.50 Кб

Рассмотрим более внимательно внутригрупповые конфликтные ситуации. Сначала представим себе типы таких конфликтов (рис. 4). Первый сверху на рисунке из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются несовместимыми, противоположными: один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй - положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт может переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положительное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно разрешить одним лишь способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт неопределенности, поскольку при неопределенном (положительном или отрицательном) отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного. В силу этого обстоятельства взаимоотношения людей, вовлеченных в данную психологическую ситуацию, длительное время могут оставаться неясными, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может предполагать такое же отношение к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение отрицательное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои взаимоотношения с другим.

Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое, двойственное) чувство к другому, одновременно и стремится к нему, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную психологическую дистанцию, уравновешивающую противоположно направленные силы стремления и избегания.

Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по преимуществу личностным, также может выступить в сфере межличностных групповых отношений, - это фрустрация. В психологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда - отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.

У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности и интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его неудачи. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов известным социальным психологом К. Левином совместно с Р.Баркер и Т.Дембо.

Эксперимент, о котором идет речь, проводился с детьми дошкольного возраста в течение нескольких дней. В первый день детям была предоставлена возможность играть в комнате с разными игрушками, причем все они были некомплектными. Например, стол был без стульев, телефонная трубка - без телефонного аппарата, кораблик - без воды и т.д. Несмотря на неполноту игрушек, все дети играли увлеченно, легко заменяя недостающие предметы другими или воображаемыми.

На второй день проведения эксперимента ситуация изменилась. Когда дети вошли в помещение, где они вчера с увлечением играли, их взору открылась соседняя комната, которая раньше, в первый день проведения эксперимента, была закрыта. В этой комнате теперь находились те же игрушки, с которыми дети играли вчера, но полнокомплектные, а также другие, еще более привлекательные. Однако достать их было нельзя, так как новая комната от прежней была отделена непреодолимой преградой - проволочной сеткой.

Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались друг с другом, то теперь их группа распалась и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли желание и способность играть. Их перестали привлекать некомплектные игрушки. Многие из участвовавших в эксперименте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать их. В присутствии взрослых дети капризничали. Один ребенок, не обращая внимания на других и на взрослых, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; другой, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, перебрасывая с места на место, старые игрушки.

Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется "смещенным", так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некто другой, случайно оказавшийся рядом.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в межнациональных, межгосударственных отношениях, во взаимоотношениях между различными социальными группами. Такого рода акты нередко наблюдаются в периоды социальных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни. В таких условиях объектами смещенной агрессии могут стать люди, принадлежащие другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания.

Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собою спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах.

§ 2. Личность в трудовом коллективе. Влияние личности на коллектив

Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание коллективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективным требованиям деятельности коллектива. Явление авторитета во многом зависит от личных качеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения - все это выделяет человека среди других людей в коллективе. Авторитетный человек занимает высокое положение в межличностных отношениях, в коллективе к нему прислушиваются, обращаются за советом, считаются с его мнением, согласны принять его точку зрения. Однако не только личные качества лежат в основе этого явления. Мнение коллектива, его ценности, особенности его деятельности, как правило, способствуют формированию авторитета того или иного человека или, наоборот, благодаря этому авторитет члена коллектива может быть низвергнут. Обычно авторитет выше у тех людей, которые проявляют бескорыстное стремление помочь людям. Авторитет выше тогда, когда ценность человека в достижении групповых целей представляется для всех безусловной. Иногда возникают ситуации, при которых человек стремится. завоевать авторитет во что бы то ни стало, используя знания других людей, их достижения, приписывая себе те свойства, которыми он реально не обладает, или те знания, которых он не имеет. Такой человек может завоевать авторитет среди своих коллег, однако на непродолжительный срок. Авторитет дает человеку возможность полнее раскрыть свои особенности, умения, навыки, способности, дает основания его самоутверждению, самоуважению, внутренней .стабильности. Авторитетная личность не обязательно должна занимать высокое место в системе формальных отношений, т. е. быть руководителем. Авторитет состоит в способности оказывать влияние, организовывав необходимое поведение, необходимую деятельность люден, тогда как приказать, подчинить, заставить следовать определенным нормам поведения может и неавторитетный руководитель, который опирается исключительно на санкции, связанные с наказанием, с инструкциями, с требованиями. Авторитет - явление сложное. Он включает в себя и социальный, основанный на проявлении власти, и социально-психологический аспект: чувство доверия, преданности лицу, обладающему авторитетом. Если мы доверяем человеку, то он для нас авторитетен, если мы ему не доверяем, то это прежде всего ставит под сомнение его авторитет. Руководство-это составная часть управления, связанная с оказанием целенаправленного воздействия на людей, с регулированием их поведения. Таким образом, понятие "управление" более широко, чем понятие "руководство". Когда мы говорим о руководстве, мы подразумеваем исключительно управление людьми посредством специальных воздействий (приказами, распоряжениями, убеждениями и т. и.).

Выбираемый или назначаемый руководитель выполняет целый ряд функций: разрабатывает и формирует цели деятельности коллектива, планирует эту деятельность, разрабатывает средства и способы ее стимуляции, осуществляет контроль за пей.

Поведение руководителя регламентировано нормами, предписаниями, должностными инструкциями, преломившимися через его личность. Поэтому стиль руководства определяется влиянием индивидуальности на деятельность и поведение, связанные с реализацией должностных обязанностей и норм.

Следовательно, стиль-это не только реальное поведение руководителя при осуществлении тех функций и норм, которые для нею обязательны, но н достаточно устойчивая совокупность поступков и действий при этом.

Многочисленными экспериментальными исследованиями установлена типология стиля руководителей, стиля руководства, которая основывается на психологическом складе личности, на способности и умении управлять коллективной деятельностью.

Первый тип - директивный, т. е. основанный исключительно на точном следовании директивам, приказам. Нередко при этом руководитель выполняет роль простого передатчика информации с вышестоящего уровни на нижестоящий: просто передает приказ по цепочке, преимущественно используя методы администрирования. Второй стиль - коллегиальный. Он выражается в том, что руководитель постоянно учитывает мнения, предложения, даже не выраженные явно, по имеющие место в том коллективе, которым ему приходится руководить. Для этого типа характерно вынесение проблемы решения на обсуждение коллектива, учет мнений. Руководителя такого типа отличает большая гибкость, находчивость в решении тех или иных проблем и задач, он лишь в крайних случаях прибегает к административным мерам воздействия на подчиненных. В личности такого руководителя преобладают черты, способствующие установлению контактов с подчиненными, стремление увидеть особенности членов коллектива, создать необходимые условия для эффективной совместной работы.

При коллегиальном стиле некоторые функции руководства передаются другим членам коллектива, благодаря чему в коллективе реализуется самоуправление.

Третий тип можно назвать ситуативным. Его суть заключается в том, что поведение руководителя во многом подчиняется создавшимся производственным ситуациям. Руководитель практически не управляет своими отношениями с подчиненными, а просто следует за той ситуацией, которая возникает в коллективе. Руководитель такого типа пускает дело на самотек, он мало заботится об организации коллектива, его делах.

В ряду личностных качеств, под влиянием которых формируется стиль руководства, следует назвать, прежде всего, ценностные ориентации, идеалы и убеждения. Они способствуют выработке самых общих представлений о роли руководителя, о значении его деятельности, о формировании отношений с подчиненными. В частности, от ценностных ориентации зависит представление руководителя об его непосредственных подчиненных, о наборе их личностных качеств и свойств.

Рядом исследований установлено, что некоторые руководители весьма узко представляют значение личности человека в организации. Это особенно хорошо видно по системе стимулов. Руководители, применяющие преимущественно экономические стимулы, обычно представляют себе человека исключительно как экономическую систему, видят в нем субъект только с экономическими потребностями, чаще всего с материальными, притом с простыми.

Руководители, применяющие в основном только административные стимулы, видят в человеке только те его свойства, которые связаны с определенным состоянием, например, состоянием страха, тревожности. Такие руководители считают, что эти состояния способствуют нормальному отношению к труду.

И наконец, можно выделить такой тип руководителя, который отличается широким взглядом на личность человека и видит работника во всем многообразии его связей и отношений с действительностью, со сложной системой потребностей и интересов.

Влияние личности на коллектив выражается и в таком явлении, как лидерство. Руководство и лидерство отличаются друг от друга. Руководитель, как правило, представляет формальную структуру отношений, а лидер - неформальные отношения внутри коллектива. Руководитель, представляя официальную структуру отношений, как правило, выходит за рамки трудового коллектива, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящими организациями. Лидер, как правило, замкнут на тот коллектив, в котором он живет и работает. Лидер обычно выдвигается стихийно, руководитель утверждается в организации официально. Как явление руководство более стабильно, чем лидерство, которое зависит от отношений внутри группы, внутри трудового коллектива. Авторитет лидера обычно основан исключительно на личностных свойствах и качествах человека. Авторитет руководителя характеризуется не только личностными свойствами, но и теми правами, которые предоставлены ему в организации официально.

Бывают лидеры деловые (инструментальные), действия которых направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи достижения цели. Есть лидеры эмоциональные, или экспрессивные,- их действия направлены преимущественно на создание необходимого климата, настроения в группе. Руководители и лидеры различаются и формами ответственности. Если руководитель несет ответственность черед официальными лицами, то ответственность лидера носит неофициальный характер.

Лидерство и руководство - это в принципе различные явления, отражающие влияние личности на группу. Лидерство - не только проявление личностных свойств и качеств человека в групповом поведении, по и отчасти результат тех социально психологических процессов, которые происходят в группе.

Природа лидерства сложна. В психологии чаще всего явление лидерства понимают с точки зрения ролей, которые принимает на себя человек или личность в групповой деятельности, т.е. лидер-это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. Каждая специфическая сфера деятельности (общественно полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего лидера, т. е. нет универсального лидера, проявляющего себя во всех сферах жизни.

Описание работы
Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование развития личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………………………………….………… 3
§1. Личность в группе. Влияние группы на личность .....…………………………………….….………. 4
1.1. Положительное воздействие общности на индивида ...…………………………….…………… 4
1.2. Отрицательное влияние группы на личность .……………………………………….……………….. 6
1.3. Восприятие и понимание людьми друг друга .……………………………………..………………. 12
1.4. Самочувствие личности в группе ....................………………………………………………………… 19
§ 2. Личность в трудовом коллективе
Влияние личности на коллектив .........…………………………………………………………..….…..……… 23
2.1. Формы и направления самореализации личности в коллективе ..…………….………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......…………………………………………………………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............……………………………………………………………………………………... 31