Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению..6
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..6
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………………..12
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……..27
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……………………………………………………….....27
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………….....42
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………………………..51
Заключение………………………………………………………………….55
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе,.doc

— 631.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению..6

1.1. Сущность понятия  «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..6

1.2.  Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………………..12

1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….18

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……..27

2.1. Анализ уровня взаимодействия  ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……………………………………………………….....27

2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………….....42

2.3. Оценка эффективности программы  взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………………………..51

Заключение………………………………………………………………….55

Список литературы…………………………………………………………58

Приложения…………………………………………………………………63

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом  определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Это обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

Тема нашего  исследования  направлена  на  решение  следующей  проблемы:  каковы педагогические условия  эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе. Решение  данной  проблемы  и  составляет  цель нашего  исследования.

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.

2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.

3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе повысит уровень готовности детей к школе при соблюдении следующих условий:

- психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе;

- проведения совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами;

- включения родителей будущих первоклассников в процесс управления образовательной работой ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система работы по взаимодействию ДОУ с семьей может использоваться в работе любого дошкольного учреждения педагогами и психологами.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы из 50 источников, приложений. Работа выполнена на    страницах.


Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению

 

1.1. Сущность понятия  «Психолого-педагогическая готовность к школе»

 

Готовность ребенка к обучению в школе – предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, М.Ю. Стожарова, Г.И. Капчеля, Г.Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.) [14]. Анализируя определения, данные в трудах указанных педагогов и психологов, готовность к школе можно определить как определенную совокупность физических и психологических особенностей, обеспечивающих успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий готовности к обучению в школе. Так, А.В. Запорожец под готовностью ребенка к школе понимает целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

М.И. Лисина и Г.И. Капчеля в своем исследовании выделили несколько составляющих готовности к школьному обучению:

- общую подготовку детей к школьному обучению (которая включает в себя запас знаний, умений и навыков);

- специальную подготовку детей к школьному обучению (обучение старших дошкольников элементам учебной деятельности);

- положительное отношение к школе, учению, которые включают интеллектуальные, эмоциональные, и волевые компоненты личности дошкольника.

Е.В. Проскура выделяет в готовности к школе умственную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность и готовность к общению. Е.И. Радина обязательными показателями готовности к школе считает определенный уровень умственного и физического развития, коллективных навыков поведения ребенка, ориентировки в социальном окружении.

Несмотря на значительные различия в выделении основных компонентов готовности к обучению в школе, авторы пытаются избежать суммарной ее характеристики, стремятся найти интегрально значимые элементы и существенные связи между ними, обеспечивающие полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Таким образом, при всех различиях в формулировках, авторов объединяет понимание готовности к обучению в школе как комплекса определенных психических качеств, и системы определенных знаний и умений, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. [26]

В  структуре  готовности  к  школе  выделяют  три  основные  составляющие: 

- физиологическая  готовность;

- специальная  (или  педагогическая) готовность;

- психологическая  готовность.

Анатомо-физиологический аспект, обуславливающий физиологическую готовность к школьному обучению, основывается на созревании организма ребенка, в частности, изменениях в строении и функционировании головного мозга, в протекании нервных процессов, в развитии сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной, опорно-двигательной систем и т.д.

Авторы ряда работ (М.В Антропова, В.М. Астапов, А.И. Силвестру, Г.Б.Яскевич и др.) характеризуют готовность организма к систематическому обучению как важнейшее условие развития личности. А. Валлон писал, что хотя созревание организма ребенка не является движущей причиной возрастного развития детской психики, оно составляет его необходимое условие. В.М. Астапов выделяет в качестве показателей анатомо-физиологической готовности к школьному обучению степень работоспособности, утомляемости, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональные нарушения слуховой, зрительной, фонематической систем.

Таким образом, психофизиологическое созревание организма ребенка выступает как необходимое условие формирования учебной деятельности, развития личности и самосознания, создавая предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей, т.е. психологической готовности к обучению в школе.

Понятие «психологическая готовность детей к обучению в школе» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым. Первоначально это понятие отождествлялось с наличием у ребенка некоторого круга знаний и представлений, необходимых для школьного обучения. Однако результаты многочисленных исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, З.М. Истомина, З.В. Мануйленко, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин и др.) позволили по-иному сформулировать понятие психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическую готовность к школьному обучению составляет не столько запас знаний и представлений, сколько качественные особенности психики, формирующиеся в дошкольном возрасте. Эти качественные особенности заключаются в возникновении таких психологических новообразований, возникающих в результате прохождения кризиса 7 лет, как сознательная целенаправленность и управляемость психических процессов (их произвольность, качественно новая иерархия мотивов, появление опосредованных потребностей и самооценки), что возможно только при определенном уровне развития личности.

В  исследованиях  Р.М. Гинзбурга,  В. Д. Шадрикова, Н.В.Нижегородцевой    выделены  несколько  групп мотивов,  которые могут быть у детей перед поступлением в школу:

1.учебно-познавательные  мотивы  (раскрываются через  интерес к  новым  знаниям  и  умениям, через выраженную познавательную потребность);

2.широкие  социальные  мотивы  (раскрываются через понимание ребенком необходимости  и  значимости  учения,  через  стремление  ребенка  к  роли  ученика);

3.позиционные мотивы  (раскрываются через ориентацию ребенка на внешнюю атрибутику обучения:  форму, школьные  принадлежности  и  т.д.);

4.оценочные мотивы  (раскрываются через направленность ребенка на получение   высоких  оценок,  одобрение  его  учебной  деятельности);

5.внешние мотивы (связаны с подчинением ребенка  требованиям  родителей);

6.игровые  мотивы (считаются неадекватно  перенесенными  в  учебную  деятельность и связаны с восприятиям учения как новой игры).

Для успешного начала обучения мотивационная сфера должна быть представлена двумя первыми группами мотивов.

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что традиционно выделяются три аспекта психологической готовности: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной готовностью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная готовность в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.             

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение  ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Этот компонент психологической готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе