Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению..6
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..6
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………………..12
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……..27
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……………………………………………………….....27
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………….....42
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………………………..51
Заключение………………………………………………………………….55
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе,.doc

— 631.00 Кб (Скачать)

 

Для определения эффективности проведенной работы была проведена повторно диагностическая процедура старших дошкольников и родителей.

Диагностика готовности старших дошкольников к школе проходила по тем же субтестам, предложенным в констатирующем эксперименте.

В результате были полученные данные, представленные в таблице

Таблица 6

Показатели по выполненным субтестам

Имя ребенка

№ субтеста

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

1.Аня

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

20

2.Антон

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

2

19

3.Витя

1

2

2

1

2

2

3

1

2

3

2

21

4.Дима

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

19

5.Ира К.

1

2

1

2

2

3

3

2

3

2

2

23

6.Ира Б.

2

2

2

3

2

3

3

3

2

2

2

26

7.Коля

3

2

3

2

2

3

2

3

2

3

2

27

8.Катя

2

3

2

2

2

3

3

2

2

3

2

26

9.Настя

1

2

2

3

2

2

2

3

1

2

2

22

10.Оля

3

2

2

3

2

2

3

3

2

3

2

27

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

11.Олег

2

3

2

2

2

3

3

2

3

3

3

28

12.Семен

2

2

2

3

1

2

2

1

2

2

2

21

13.Таня

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

20

14.Федя

3

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

26

15.Юра

3

3

3

2

2

3

3

2

3

2

3

29

16.Марат

2

3

3

2

2

2

3

2

2

3

2

26

17.Алина

2

3

2

3

3

3

2

3

2

2

2

27

18.Даша

3

2

3

2

2

3

3

3

3

2

2

28

19.Леша

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

23

20.Никита

2

2

2

2

1

2

3

1

2

2

1

20

 

Таким образом, данные показывают повышение уровня готовности к школе у детей экспериментальной группы.

Таблица7

Сравнительный анализ уровней готовности старших дошкольников  к школе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

2

20

4

40

2

20

2

20

Средний

5

50

6

60

5

50

6

60

Низкий

3

30

-

-

3

30

2

20

 

Из данных представленных в таблице видно, что значительные улучшения произошли в экспериментальной группе, в контрольной группе изменения не значительны.

Кроме диагностики старших дошкольников была также повторно проведена и диагностика родителей по методике А.Я.Варга и В.В.Столина.

По итогам контрольного исследования родителей, были получены следующие результаты – см. Таблицу  8.

Показатель по шкале «Принятие - отвержение» снизился на 52,39%, что свидетельствует о возросшем стремлении родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть. Уровень кооперации вырос на 34,48%. Следовательно, родители больше, чем при проведении констатирующего эксперимента, заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных, доверяют ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Таблица 8

Результат контрольного исследования

 

Отвержение

Кооперация

Симбиоз

Гиперсоциализация

Инфантилизиция

Гиперопека

Авторитаризм

Диктат в воспитании

Констатирующий эксперимент

39,74

50,71

78,19

71,87

58,45

17,45

13,25

17,50

Контрольный эксперимент

18,92

68,19

72,03

51,34

41,09

21,93

23,15

19,44

Разница, %

-52,39

34,48

-7,88

-28,57

-29,70

25,67

74,72

11,09

 

Уровень выраженности симбиотических отношений несколько снизился - на 7,88%. Следовательно, родители стали меньше стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком, стремясь удовлетворить все потребности ребенка, ограждая его от трудностей и неприятностей жизни. Родители стали меньше ощущать тревогу за ребенка, ребенок стал для них менее беззащитным (см. Рис. 2). Показатель гиперсоциализации - отношение, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения, пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами - также снизился на 28,57%. Примерно в такой же мере родители стали меньше инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность, видеть ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка перестали казаться родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется им более приспособленным, успешным, закрытым для дурных влияний. Родители стали больше доверять своему ребенку, перестали досадовать на его неуспешность и неумелость.

Рис. 2. Результаты контрольного исследования

В плане родительских позиций также произошли значительные позитивные изменения: уменьшился показатель гиперопеки (25,67%) и диктат в вовспитании. Самые значительные изменения произошли по показателю «Демократичность». Следовательно, итог проведения занятий с родителями следующий - родители изменили свои установки по отношению к ребенку с авторитарных на демократические, соответственно, снизился контроль и недоверие со стороны родителей. Ребенок ощущает себя более взрослым, что на этапе подготовки к школе является определяющим фактором формирования готовности к обучению.

Необходимо отметить, что улучшение показателей связано с данными, полученными от родителей детей экспериментальной группы.

Таким образом, полученные данные указывают на эффективность проведенной работы и полностью подтверждают гипотезу исследования.

Заключение

 

Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм работы с родителями на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.

Практика организации работы с родителями показывает, что информация не может быть представлена в полном объеме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому.

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать. Совместное творчество детей и родителей.

По результатам исследования особенностей родительских установок в семьях с детьми дошкольниками, можно сделать следующие выводы: среди стилей родительского отношения преобладает симбиоз - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, в целом по группе родителей детей-дошкольников преобладают такие установки как гиперопека и диктат в воспитании. Кроме того, обнаружены зависимости между большинством показателей родительских установок, отношений и реакций, что только подтверждает выше обозначенные выводы. Также выявлен достаточно низкий уровень готовности детей к школе.

В качестве формирующего эксперимента были проведены занятия в рамках «Школы родителей будущих первоклассников», направленных на профилактику возможных трудностей ребенка при адаптации к школе и снижению выявленных негативных родительских установок. Задачи программы: повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

Родителей не только обучали и просвещали, но и подключили к управленческой деятельности, что выразилось в создании Попечительского совета,  и в включении а педагогический Совет родительницы в качестве полноправного  члена педагогического Совета.

По окончании занятий выявлено, что родители изменили свои установки по отношению к ребенку с авторитарных на демократические, соответственно, снизился контроль и недоверие со стороны родителей. Ребенок ощущает себя более взрослым, что на этапе подготовки к школе является определяющим фактором формирования готовности к обучению. Следовательно, гипотеза исследования доказана полностью. Занятия с родителями  по коррекции негативных родительских установок и подготовки родителей к адаптационному периоду в начале школьного обучения необходимы.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе