Возникновение и развитие педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:57, реферат

Описание работы

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации.
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского

Содержание

Введение 2
2. Возникновение и развитие педагогики 4
2.1. Основные категории педагогики 7
3. Система педагогических наук 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.

     Не  случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

     Педагогика  обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание,

     Однако  в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.

     С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как  искусство обучения.

     Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

     Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к  основанию специальных учебных  заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

     На  протяжении столетий «Педагогика» развивалась  как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

     Профессиональная  педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

     В современных условиях педагогику рассматривают  как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

     1) современная система образования  и воспитания касается практически  всех людей;

     2) во многих странах создана  система непрерывного образования  человека; она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

     Спектр  ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

     Сегодня активно развиваются следующие  отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

     Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится  к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

     Таким образом, какое же значение вкладывают в термин «Педагогика»?

     Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни  выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих  детей, членов семьи, сотрудников по работе.  

     Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную  с передачей жизненного опыта  от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством. 

     В-третьих, педагогика понимается как наука  и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного значения о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке. 

     В-четвертых, педагогика представляет собой учебную  дисциплину, включающую в себя теоретический  и практический аспекты обучения и воспитания. 

     В-пятых, значение педагогики как отрасли  гуманитарного значения входит в  общекультурный контекст современной  жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

2.1. Основные категории  педагогики

 

     Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания. 

     В период становления педагогики как  науки были определены три фундаментальные  категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

     «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».1

     В современной науке под «воспитанием»  как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного  опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

     1) передает опыт, накопленный человечеством;

     2) вводит в мир культуры;

     3) стимулирует к самовоспитанию;

     4) помогает разобраться в трудных  жизненных ситуациях и найти  выход из сложившегося положения.

     В свою очередь воспитанник:

     1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

     2) работает над собой;

     3) обучается способам общения и  манерам поведения.

     В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к  людям и самому себе.

     Как показывает практика, воспитание диалектически  взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

     Накопление  и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

     Задача  воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать  определенные общественные функции  и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

     Вторая  категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

     При этом учитель:

     1) преподает — целенаправленно  передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры  и научного знания;

     2) руководит процессом освоения  знаний, навыков и умений;

     3) создает условия для развития  личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

     В свою очередь ученик:

     1) учится — овладевает передаваемой  информацией и выполняет учебные  задания с помощью учителя,  совместно с одноклассниками  или самостоятельно;

     2) пытается самостоятельно наблюдать,  сравнивать, мыслить;

     3) проявляет инициативу в поиске  новых знаний, дополнительных источников  информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

     Таким образом, диалектическое отношение  «обучение - воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

     В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

     Третья  категория педагогики — «образование»  — понимается как:

     1) ценность развивающегося человека  и общества;

     2) процесс обучения и воспитания  человека;

     3) как результат последнего;

     4) как система.

     Вся совокупность образовательных (или  учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в  рамках конкретного города, региона, страны.

     На  протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные  учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

     Как соотносятся три главные категории  педагогики?

     По  данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

     Если  «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем  «обучения».

     Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

     В Законе «Об образовании»1 последнее  трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как  «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

     Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

     Это значит, что обучение, воспитание и  образование можно рассматривать  как особым образом организованную деятельность, результатом которой  является развитие человека.

     Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

     Если  же воспитанник начинает ставить  перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возникновение и развитие педагогики