Возникновение и развитие педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:57, реферат

Описание работы

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации.
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского

Содержание

Введение 2
2. Возникновение и развитие педагогики 4
2.1. Основные категории педагогики 7
3. Система педагогических наук 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     План: 

 

     

     Введение

     Педагогика  – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации.

     Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

     К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

     В контрольной работе предметом рассмотрения будет педагогика.

     Цели  работы:

     - рассмотреть педагогику как науку  о воспитании;

     - изучить возникновения и этапы  развития педагогики;

     - проанализировать основные категории педагогики;

     - исследовать систему и связь  педагогических наук.

     Контрольная работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованной литературы.

     При написании контрольной работы использовалась учебная литература отечественных авторов в области педагогики: В.А. Сластенина, И.П. Подласого, Ю.К. Бабанского, И.Ф. Харламова.

     Педагогика  как наука о воспитании 

     Педагогика - наука о специально организованной целенаправленной и систематической  деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.1

     Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, которое  раньше обозначалось термином «воспитание  в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. В современной зарубежной педагогике первая группа воздействий на человека часто обозначается термином «интенциональное воспитание», вторая – «функциональное воспитание».

     Собственно  воспитание в марксистской педагогике является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека (преимущественно в специально созданных обществом учреждениях и организациях). В понятии «воспитание» обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом).

     Под образованием понимается процесс и  результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает, в конечном счете, определённый уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объёму содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования является политехническое образование.

     Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение. Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретические положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.

     Каждая  наука в одном и том же объекте  изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

     Изучение  всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и  развивалась эта наука и какие  специфические проблемы она исследует? В самом деле, каждая наука имеет  свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

     Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

     Возникнув как наука, о воспитании детей  и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих  закономерностях воспитательного  воздействия на людей всех возрастов. 
 
 
 
 

2. Возникновение и  развитие педагогики

     «Педагогика»  — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как  «деторождение», «детовождение» или  искусство воспитания.1 В России это слово появилось вместе с  педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».

     В результате в Древней Руси слова  «воспитатель» и «воспитание» имели  тот же смысл, что и греческие  «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

     Такая потребность возникла, когда у  людей сформировался некоторый  опыт в данной сфере, позволивший  разработать определенные правила  и наставления.

     Педагогика  — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных  способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. 

     Педагогика  — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и  подготовки подрастающего поколения  к жизни и деятельности.

     Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

     Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

     До  того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование  и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

     Педагогика  представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах  и формах обучения и воспитания человека.

     Так, например, известно множество русских  пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а неучение — сухота».

     С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.

     Тон и манеры поведения, вежливость в  общении составляли весьма важную часть  нравственной культуры народа, его  педагогических воззрений. Именно через  народное творчество на Руси, и в  других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.

     Однако  наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

     Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

     Другой  институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

     Институт  «кумовства» — трансформация  «дядьки» из воспитателя племянников  в своей семье в духовного  и нравственного наставника детей  в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

     Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров  грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и  подготовки духовенства, сделавшие  промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать.

     История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.1

     Истоки  педагогической мысли как отражение  практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.

Информация о работе Возникновение и развитие педагогики