Воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет будет эффективным, если:

Содержание занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 – 6 лет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этикетных норм поведения в общественных местах 6
1.1 Понятие этикетных норм в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности поведения старших дошкольников 14
1.3 Психолого-педагогические подходы к воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет 20
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 30
2.1. Диагностика культуры поведения в общественных местах старших дошкольников 30
2.2 Реализация программы по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Воспитание у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 2.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Петерина  С. В. считает, что в содержании этикетных норм поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно – гигиенические навыки и привычки [24, с. 6].

      Способы и формы культурного поведения  не ограничиваются рамками семьи и детского сада, а выходят за эти пределы, распространяются на новые области, например, поведение в театре, в транспорте, на улице и т. п. Содержание этикетных норм поведения старших дошкольников обогащается: усложняются правила поведения, они детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения [9, с. 178].

      На  данный момент мы имеем множество  образовательных программ воспитания и обучения дошкольников: «Программа воспитания, обучения и развития в  детском саду» (В. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой, Н. Е. Веракса и др.), «Развитие» (Н. Варенцовой и др.), «Радуга» (Т. Дороновой, В. Гербовой, Е. Соловьевой и др.), «Истоки» (С. Л. Новоселовой, Л. А. Парамоновой, Л. Ф. Обуховой, К. В. Тарасовой), «Детство» (Н. А. Бабаевой, Т. И. Логиновой, Н. А. Ноткиной и др.), «Золотой ключик» (Е. Л. Бережковской, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой и др.).

      Каждая  из названных программ имеет свой подход к реализации воспитания этикетных норм поведения старших дошкольников в общественных местах.

      «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» включает следующие задачи для детей 5 – 6 лет в разделе  «Воспитание навыков этикетных норм поведения»: «Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим и младшим» [26, с. 94].

      Программа «Детство» [8] разработана коллективом  преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с  позиций гуманистической педагогики. Содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста разработано на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Одна из частей программы носит название «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» и имеет следующие разделы: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе (самопознание)».

      Одной из задач этого раздела является освоение старшими дошкольниками «культуры  общения со взрослыми и сверстниками, этикетных норм поведения в общественных местах» [8, с. 162].

      План-программа  образовательно-воспитательной работы в детском саду [25] в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство» предлагает поквартальное планирование занятий. В разделе «Социально-нравственное воспитание» определены «уроки вежливости и этикета» и «ситуации».

      Один  из разделов в программе «Истоки», который носит название «Социальное  развитие», направлен на общение  ребенка со взрослыми (родителями и  воспитателями в детском саду) и сверстниками.

      В программе говорится о том, что  развитие у детей интереса к «миру  людей» и обогащение их представлений  о социальной действительности рекомендуется  посещение музеев, театров, выставок, проведение прогулок и экскурсий; демонстрация диафильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине, а также специально снятых диафильмов о детях и взрослых в детском саду, их играх, занятиях, праздниках.

      Авторы  программы делают акцент на том, что необходимо использовать естественно возникающие ситуации и специально создавать таковые для познания нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. А для активизации самостоятельного осмысления детьми нравственных ценностей важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения. [ 36, С. 181-183.]

      По  мнению Л. Ф. Островской, «культура поведения  в своей основе имеет глубоко  социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества» [22, с. 6]. Истинная культура поведения, по ее мнению, есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.

      Итак, понятие этикетных норм поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [24, с. 6].

      Рассмотрим подходы различных авторов к содержанию этикетных норм поведения старших дошкольников.

      Буре  Р. С., Островская Л. Ф., анализируя влияние  педагогического и детского коллектива на формирование этикетных норм поведения старших дошкольников, подчеркивают, что «конкретные представления о этикетных нормах поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием представлений» [5, с. 115].

      Л. Ф. Островская рекомендует в беседах  с родителями разъяснять о следующих  нравственных качествах, таких как: вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность.

      О вежливости, которая украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится  так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

      Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

      Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений. Старшие дошкольники уже способны понять, что значит быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему обратятся с просьбой.

      Скромность - эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобства окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе не может быть; учить детей не хвастаться своими успехами, не торопиться с ответом на занятии.

      Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим –  непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду [22, с. 11 -15].

      И. Н. Курочкина, нацеливая семью на формирование навыков этикетных норм поведения, выделяет следующие основные правила поведения за столом, усваиваемые дошкольниками [14, с. 21 - 22]:

      Ухаживать за мамой и бабушкой, т. е. помогать им;

      Говорить  тихо, немного и только когда во рту нет пищи и воды;

      На  стол не наваливаются и не кладут руки на стол и локти. Только кисти рук;

      Нельзя  поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом…

      О дисциплинированности Р.С. Буре говорил, как об умение ребенка произвольно  управлять своим поведением, подчиняться  установленным правилам, руководствоваться  ими при организации своей  деятельности; сформированность доброжелательного отношения к сверстникам, понимание того, что нарушение дисциплины может оказать на качество ответов или результат работы товарищей [3, с. 64].

      При анализе содержания задач воспитания и обучения М.А. Аралова выделяла, что в разделе «Этикет» должно реализовываться следующее: «Пятилетние дети способны есть, пользуясь приборами, салфеткой; умеют просить, благодарить, извиняться. Можно научить их разговаривать по телефону, ходить в гости, принимать гостей, дарить подарки; получать их. Следует объяснять правила поведения в театре, музее, транспорте, в гостях, в поликлинике. Уроки хороших манер можно проводить 2 – 3 раза в неделю (учить есть красиво и аккуратно следует каждый день) в игровой форме, повторяя каждый урок несколько раз» [1, с. 60].

      Метенова Н. М. [17] говорила о том, что вежливость является «основой культурного поведения», в увлекательной форме рассматривает ряд ситуаций, в которых вежливое слово становится волшебным. Автор раскрывает содержание пяти занятий: Добрый день, Волшебные слова, О дружбе и рыцарстве, Вежливые пассажиры, Вежливые зрители.

      В своих работах Куватова Г. А. предлагала новые подходы, такие как: Заранее  выбирайте безопасный и оптимальный  маршрут; Выдерживайте тему; Не берите слишком много оборудования; Не рассказывайте  о том, чего дети не видят; Не намечайте много объектов для наблюдения; Не оставляйте детей только слушателями, предусмотрите индивидуальные задания для каждого; Закрепите впечатления, полученные на экскурсии, в памяти детей, предложив им в группе нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось.

      Автор предлагает конспект экскурсии на автобусе для старшего дошкольного возраста [12, с. 43].

      Осипова М. П. [33] в своих работах о этикетных нормах поведения выделяла следующие правила: Не спеши первым сесть за стол, Не разговаривай во время еды, Не забывай закрывать рот, когда жуешь, Не чавкай, Не рвись первым выбежать за дверь, Не перебивай говорящего, Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие, Не размахивай руками, Не показывай пальцем на кого бы то ни было, Не передразнивай говорящего, Не забудь снять шапку, входя в дом, Сидя в троллейбусе или трамвае, не делай вид, что ты не замечаешь рядом стоящего старика, Не забудь извиниться, если ты кого–нибудь нечаянно толкнул, Не держи руки в карманах и др. [33, с. 64 – 65]

      Л. Ф. Федорова, ссылаясь на книгу В. А. Сухомлинского «Беседы об этике», выводила правила культурного поведения  по следующим разделам: «Воспитывай  и развивай культуру речи», «Как вести  себя на улице», «Как вести себя в  общественных местах», «Как вести себя за столом», «Как вести себя в гостях» и т. д. [33, с. 75 – 86]

      В работах О. С. Николаевой можно найти  описание занятий: «Я – пешеход» и  «Я – пассажир» [20, с. 49; 51].

      Итак, мы раскрыли психолого-педагогические подходы к воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет. Далее нами будет проанализировано место проблемного обучения и проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников.

 

      

      Глава 2. Опытно – экспериментальная  работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах

      2.1. Диагностика культуры  поведения в общественных  местах старших  дошкольников

      Цель: выявить особенности представлений  о этикетных нормах поведения в общественных местах и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.

      Задачи:

      Выявить уровень представлений о этикетных нормах поведения в общественных местах у детей 5-6 лет

      Выявить уровень умений этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Для решения первой задачи нами была разработана индивидуальная беседа с детьми, включающая следующие вопросы:

      - Какие общественные места ты  знаешь?

      - Какого человека ты назовешь  культурным?

      - Как необходимо вести себя  в детском саду?

      - Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к врачу?

      - Как необходимо вести себя  в автобусе?

      - Как необходимо вести себя  на день рождении?

      - Как необходимо вести себя  в музее, в театре (куда ходишь)?

      - Какие правила культурного поведения  ты знаешь?

      Критерии  оценки:

Информация о работе Воспитание