Воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет будет эффективным, если:

Содержание занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 – 6 лет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этикетных норм поведения в общественных местах 6
1.1 Понятие этикетных норм в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности поведения старших дошкольников 14
1.3 Психолого-педагогические подходы к воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет 20
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 30
2.1. Диагностика культуры поведения в общественных местах старших дошкольников 30
2.2 Реализация программы по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Воспитание у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 2.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

 

       Введение

      Проблема  нравственного воспитания личности и воспитания этикетных норм поведения  всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она  приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, в последние годы не повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения свой отпечаток на сознание людей и систему образования и воспитания.

      Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в ответственности и чувстве долга. Все эти качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, этикетных нормах поведения. Воспитание этикетных норм поведения в общественных местах - один из показателей общей этикетных норм поведения.

      Дошкольный  возраст характеризуется высокой  восприимчивостью и внушаемостью, достаточно высоким уровнем словесно - логического (теоретического) мышления, что позволяет  усваивать нормы поведения и  применять проблемные ситуации в  процессе воспитания.

      Противоречие: между необходимостью воспитание этикетных  норм поведения у старших дошкольников и недостаточной разработанностью соответствующих условий, а также  не владение воспитателями способами  воспитания этикетных норм поведения  у старших дошкольников.

      Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Объектом  исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Гипотеза  нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет будет эффективным, если:

      Содержание  занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 – 6 лет.

      Будет разработана система занятий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Активное  участие детей на занятиях и в  развлечениях.

      Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

      Изучить теоретические аспекты проблемы воспитания этикетных норм поведения у детей 5 – 6 лет.

      Выявить уровень умений этикетных норм поведения в общественных местах детей 5-6 лет.

      Выявить уровень представлений о этикетных нормах поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Разработать систему занятий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Определить  педагогические условия воспитания этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Нами  использовались следующие методы исследования:

      - теоретический анализ психолого-педагогической  и методической литературы;

      - педагогическое наблюдение;

      - педагогическая диагностика;

      - педагогический эксперимент;

      - качественный и количественный  анализ полученных данных.

      По  структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) заключения, списка литературы и приложений.

 

      

      Глава 1. Теоретические основы воспитания этикетных  норм поведения в  общественных местах

      1.1 Понятие этикетных  норм в психолого-педагогической литературе

      Человек, как существо социальное постоянно  взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует  от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

      По  мнению Петериной С. В., воспитание этикетных норм поведения дошкольника рассматривается как «составная часть нравственного воспитания» и предполагает выполнение следующих требований:

      - Привитие детям необходимых гигиенических  навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;

      - Воспитание определенных элементов  нравственного сознания и нравственных  чувств, которые должны сформироваться  у детей при их постепенном  ознакомлении с окружающим миром;

      - Формирование начальных элементов  трудового воспитания [24].

      А. В. Запорожец подчеркивал, что дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что  не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка» [4].

      Осознание критериев морали, как отмечал  И.Ф. Мулько, происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека» [18].

      С. Г. Якобсон выделял основные задачи по воспитанию морали детей 5-7 лет, такие как:

      1. Внесение в образ - Я ребенка  представлений о себе как о  носителе определенных моральных  качеств (честность, справедливость, отзывчивость) и одобрение в себе  этих качеств.

      2. Формирование критической моральной самооценки - способности отрицательно отнестись к себе при нарушении норм морали.

      3. Продолжение работы по формированию  личного противоположного отношения  к соблюдению и нарушению норм  морали другими.

      4. Продолжение работы по формированию  доброжелательных отношений ко всем членам группы, уважения их прав и интересов.

      5. Формирование опыта ответственного  общения с младшими детьми [35].

      В своих работах Л. Колберг рассматривал развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня:

      Первый  - доморальный уровень. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

      Второй  уровень - конвенциональная мораль (конвенция - договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет - для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

      Третий  уровень - автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «На том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом - на общечеловеческие этические принципы (6 стадия) [16].

      Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном  уровне развития. Этот низший уровень  развития морального сознания сохраняется у части детей и позже - у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

      Дошкольный  возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей  сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

      Дошкольный  возраст приносит ребенку новые  принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.

      В перипетиях отношений со взрослыми  и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

      Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и  зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения» [19].

      Петерина  С. В. считает, что в содержании этикетных норм поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки [24].

      Способы и формы культурного поведения не ограничиваются рамками семьи и детского сада, а выходят за эти пределы, распространяются на новые области, например, поведение в театре, в транспорте, на улице и т. п. Содержание этикетных норм поведения старших дошкольников обогащается: усложняются правила поведения, они детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения [9].

      На  данный момент мы имеем множество  образовательных программ воспитания и обучения дошкольников: «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» (В. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой, Н. Е. Веракса и др.), «Развитие» (Н. Варенцовой и др.), «Радуга» (Т. Дороновой, В. Гербовой, Е. Соловьевой и др.), «Истоки» (С. Л. Новоселовой, Л. А. Парамоновой, Л. Ф. Обуховой, К. В. Тарасовой), «Детство» (Н. А. Бабаевой, Т. И. Логиновой, Н. А. Ноткиной и др.), «Золотой ключик» (Е. Л. Бережковской, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой и др.).

      Каждая  из названных программ имеет свой подход к реализации воспитания этикетных норм поведения старших дошкольников в общественных местах.

      «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» включает следующие задачи для детей 5 - 6 лет в разделе  «Воспитание навыков этикетных норм поведения»: «Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим и младшим» [26].

Информация о работе Воспитание