Внутришкольный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе «Теоретические основы внутришкольного менедж-мента» - выполнен анализ сущности, функций и принципов внутришкольного менеджмента, демократизации школы и проблем внутришкольного управления.
Во второй главе «Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе» - дан анализ основам внутришкольного менеджмента, его структуре и реализации внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы внутришкольного менеджмента……6
1.1 Сущность, принципы и функции внутришкольного менеджмента.......6
1.2 Демократизация и гуманизация школы………………………………...17
Глава 2. Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе…………………………………………………………………………..22
2.1 Структура внутришкольного менеджмента…………………………...22
2.2 Реализация внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы»……………….. .27
Заключение……………………………………………………………….…33
Список используемых источников…..…………………………………..34
Приложения…………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Внутришкольный менеджмент.docx

— 94.76 Кб (Скачать)

    Таким образом,  успех  функционирования  школы  обеспечивается гармоничной  целеустремленностью учителей к  решению общественных задач, но в основе гармонии лежит человечность, понимание менеджера, что сформировать целенаправленную волю коллектива можно только на основе глубокой, систематической работы с каждым ее членом, о  чем свидетельствует многофункциональность внутришкольного менеджмента.  
 
 

    1. Демократизация  и гуманизация  школы
 

    Демократизация  всей  школьной  жизни  и управления школой означает направленность внутришкольного менеджмента на преодоление безликого и удушающего  однообразия и  единообразия организации школы, форм и методов преподавания  и воспитания.

    Конаржевский  Ю.А. в  работе "Внутришкольный менеджмент" дает следующие советы по демократизации и гуманизации школы.

    Там, где это возможно (есть 2-4 учителя, преподающих один и тот предмет), создаются предметные кафедры, во главе которых ставится высококвалифицированный специалист - учитель.

    Кафедра  несет  всю  полноту  ответственности   за  качество преподавания и качество знаний  учащихся  по данному  предмету, за воспитательную работу  по  предмету,   за  повышение  квалификации учителей - членов кафедры, за  создание и освоение новых  технологий  обучения.

    Персональная  ответственность за  организацию  работы  кафедры возлагается  на  ее заведующего, который  вместе с  директором школы участвует  в подборе  кадров, в аттестации  учителей  своей  кафедры, знакомиться с опытом их работы, глубоко его анализирует, изучает быт членов кафедры, осуществляет с каждым из них индивидуальную работу по их профессиональному росту и развитию их творческого потенциала.

    Кафедра становится элементом структуры  внутришкольного менеджмента, а заведующие  кафедрами в  больших  школах образуют нижний ярус менеджеров,  прицельно и конкретно занимающихся всеми вопросами  управления,  связанными  с  организацией,  методикой и технологией преподавания конкретного предмета и с качеством знаний учащихся по нему.

    В  некоторых школах имеет смысл  автономизировать  управление звеньями  (начальное, средне и старшее), создать  автономные бригады из учителей  по    управлению  отдельными  участками педагогического процесса.

    Огромное   значение  для  демократизации  процесса  управления школой играет принцип коллективной подготовки и  принятия решений, на основе которого должна быть   перестроена   работа   каждого педагогического совета школы.

    Очень важно понять, что участие  учителей в управлении школой - не только демократизация такого процесса, но  и  создание основного механизма согласования целей учителей  с целями школы. Высокая степень согласованности  целей   позволяет  сгладить   конфликты,  улучшить сотрудничество,  отойти  от  всеобщего  давящего контроля  за  работой учителя.

    Внутришкольный  менеджмент должен быть направлен на создание условий для  выбора учащимися различных вариантов учебных курсов и видов деятельности, на дифференциацию всего педагогического процесса, равно как и форм обучения. Именно через это   внутришкольный  менеджмент   должен  вести  школу  к  открытости  и  вариативности образования.

    Демократический внутришкольный менеджмент должен работать по созданию условий учительскому коллективу  для коррекции, уточнения, разработки вариантов  программ  и  учебных  планов,   учитывающих реальные возможности  конкретного контингента учащихся и учителей, реальныe уровни общеобразовательной подготовки на  разных ступенях развития и обучения.

    Демократизация  внутришкольного менеджмента напрямую связана с созданием в школе  подлинного ученического самоуправления, основанного на  гуманистических  отношениях  учителей  и  учащихся, которого не может  быть при авторитарном управлении.

    Ученическое самоуправление - форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении)  общеобразовательным учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума и др. Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.

    Демократизация  внутришкольного управления требует  перевода всех отношений из  плоскости «начальник  -  подчиненный»  в  плоскость сотрудничества.

    Создание  условий  для широкого использования  конструктивной критики и самокритики.  Дело в том, что в школе распространена такая специфическая форма критики работы учителя, как анализ его урока, чаще всего сопровождающийся критическими замечаниями руководителя. Его конструктивность  должна  заключаться  в  научности,   глубине, действенности   и  доброжелательности, а  критический  анализ  урока необходимо  рассматривать как  один  из  вариантов  помощи учителю.

    Сотрудничество  является основой гуманизации отношений  – нерва школьной стратегии сегодня. Разрешим проблему гуманизации в школе, и человек станет высшей ценностью,  построим всю  ее жизнь на основе человекоцентризма, доверия и уважения к человеку [10].

    Гуманизация внутришкольного управления означает:

  1. Крутой поворот его направления: вначале человек, а потом дело, которому он служит. Жестко управлять не людьми, а делом. Любое управленческое решение принимать во имя ребёнка.
  2. Строить процесс  управления   на  основе   доброжелательности, добропорядочности,  доступности, переводя  его с монологической на диалогическую основу.
  3. Гуманизация внутришкольного  управления  связана с поворотом школы лицом к ребенку:  полное доверие, принятие его  личных  целей, запросов, интересов; с ориентацией  школы не только на подготовку к будущей жизни, но и обеспечение его сегодняшней жизни.
  4. Гуманизация управления должна быть направлена на создание максимально  благоприятных  условий  для   раскрытия  и  развития способностей и самоопределения ребенка.
  5. Изменение людей, "очеловечивание" личности  каждого педагога и каждого ребенка. Становление человека в человеке [20].
  6. Большое  значение  в гуманизации  управленческого  процесса должен играть принцип консенсуса  во время принятия коллективных стратегических управленческих  решений.  Каждый  участник  процесса должен быть уверен, что его не  будут  преследовать за инакомыслие, за свою отличную от других точку зрения.
  7. Важнейшей характеристикой гуманного управленческого процесса является его сфокусированность на  конструировании  такой  структуры отношений в коллективе, доминантой в которой бы являлась совместная развивающая   деятельность   учеников   и   учителей,   скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.

    Гуманизация управления и  всей школьной  жизни  -  ключевой элемент реконструкции школы,  радикально меняющий  все  процессы, протекающие в ней.

    Таким образом, демократизация  всей школьной жизни и управления школой означает  направленность внутришкольного  менеджмента  на преодоление  безликого и  удушающего  однообразия  и  единообразия организации школы, форм и методов преподавания и воспитания.

    Гуманизация процесса внутришкольного управления предполагает максимальное сокращение  сферы  действия  распорядительных методов управления (приказов,   указаний,  распоряжений,   дисциплинарных взысканий) и максимальное  расширение поля применения социально-педагогических, педагогических и психологических методов управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Глава 2. Реализация внутришкольного  менеджмента на современном этапе

    2.1. Структура внутришкольного менеджмента 

    Решающая  роль в любой социальной системе  принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы.

    Проектирование    структур    управления    (управляющих   и управляемых)   в   целостных  педагогических  системах   исходит   из следующих положений, вытекающих из основополагающих  исходных понятий и принципов теории управления школьным образованием:

  • модернизацию структур управления целостной  педагогической системы  необходимо осуществлять с учетом стоящих  перед системой и подсистемой целей. Цели первичны,  структуры управления вторичны и  должны  быть  направлены  на  создание педагогических  условий  для эффективного достижения конечных целей;
  • структура основных  звеньев управляющей и управляемой педагогических  подсистем  в   значительной   степени  определяется распределением  основных прав  и полномочий,  а  также разделением общего  процесса управления на  подпроцессы, функции, подфункции и стадии управления;
  • непрерывность  в  целостной системе  управления  школьным образованием предполагает  четкое определение  прав  и  полномочий и обязательное их  исполнение. Неосуществление этого условия приводит к несбалансированности   исполнения   управленческих   решений   и неуправляемости в той или иной подсистеме;
  • перестройку   целостной   системы   управления   школьным образованием  необходимо  осуществлять  в направлении  структурно функциональных  изменений.  Каждое подразделение  управляющей  и управляемой подсистем, его аппарат должны быть наделены  правами,  обязанностями   и   ответственностью  (моральной,   материальной  и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;
  • в  целях   формирования   и   развития   самостоятельного управленческого  мышления,  педагогической  инициативы и  творчества необходимо делегирование полномочий принятия решения о совокупности оптимальных педагогических   условий,    способах,   средствах   и взаимодействиях по  достижению  целей  исполнителями при  условии соблюдения принципов педагогической теории управления.

    Щетинин В.П. и др. в учебном пособии «Экономика образования» выделяют три уровня системы внутришкольного управления [26, с. 88 -89].

    На  первом уровне совместно с деятельностью  директора находится и деятельность   заместителей  директора   по  учебно-воспитательному процессу, или завучей. Они в качестве школьных менеджеров организует учебно-воспитательный процесс и его научно-методическую базу.

    Главные задачи  завучей следующие:

  1. обеспечить жизнедеятельность школьного коллектива на базе четкой  организации труда;
  2. изыскать  возможности  для обновления учебно-воспитательного   процесса в соответствии с прогнозируемыми состояниями;
  3. организовать работу методической службы, направленную на развитие профессионального мастерства учителей.

    Разумеется,  функции, выполняемые  завучами,  несколько  иные, менее разносторонние, чем у директора. Тем не менее, они также широки и объёмны. 

    Вторая,  средняя группа школьных менеджеров включает в себя   руководителей методических и других творческих объединений учителей. Особенность этой группы  управленцев заключается  в  том, что она не входит  в   административный  персонал,   не   наделена   властными полномочиями.  Деятельность руководителей методических объединений учителей по  той   или  иной учебной дисциплине  более  конкретна и предметна, глубока, поскольку  приближена к содержанию  и  методике преподавания   определенного   программного  курса.  Для  успеха деятельности менеджера данной группы особенно важна компетентность в той области  знания,  которая  объединяет учителей соответствующей специальности. Ко второй группе надо отнести  и классных руководителей.

    Третью,   особую  ступеньку  во  внутришкольной  лестнице управления занимает учитель. Его роль менеджера связана с тем, что он организует управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Преподаватель не только ставит цели своей деятельности, но и добивается, чтобы цели были осознаны и приняты учениками. При этом для него главное - это поиски, как способов достижения намеченных целей, так и освоение этих способов учащимися на столько, чтобы они стали для них собственными.  Так  что  объектом  управления  учителя  выступают школьники, деятельность учащихся.

Информация о работе Внутришкольный менеджмент