Внутришкольный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе «Теоретические основы внутришкольного менедж-мента» - выполнен анализ сущности, функций и принципов внутришкольного менеджмента, демократизации школы и проблем внутришкольного управления.
Во второй главе «Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе» - дан анализ основам внутришкольного менеджмента, его структуре и реализации внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы внутришкольного менеджмента……6
1.1 Сущность, принципы и функции внутришкольного менеджмента.......6
1.2 Демократизация и гуманизация школы………………………………...17
Глава 2. Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе…………………………………………………………………………..22
2.1 Структура внутришкольного менеджмента…………………………...22
2.2 Реализация внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы»……………….. .27
Заключение……………………………………………………………….…33
Список используемых источников…..…………………………………..34
Приложения…………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Внутришкольный менеджмент.docx

— 94.76 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО  «Марийский государственный университет»

Кафедра теории и методики технологии и профессионального  обучения 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

 на  тему: «Внутришкольный менеджмент» 
 
 
 
 

                Выполнила:

                студентка ФТиПО о/о ПТ-35(э)

                Н.С. Плотникова  

                Проверила:

                старший преподаватель

                                     Г.В.Волкова 
                 
                 
                 
                 
                 

Йошкар-Ола, 2010

    Содержание 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы внутришкольного менеджмента……6

    1. Сущность, принципы и функции внутришкольного менеджмента.......6
    2. Демократизация и гуманизация школы………………………………...17

Глава 2. Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе…………………………………………………………………………..22

2.1  Структура  внутришкольного менеджмента…………………………...22

2.2  Реализация внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы»……………….. .27

Заключение……………………………………………………………….…33

Список  используемых источников…..…………………………………..34

Приложения…………………………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Глубокие  политические и социально-экономические  преобразования, происходящие в России, отражаются во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. Школе предоставляется широкая самостоятельность в выборе направлений, содержания, технологий, принципов, методов, форм, приёмов и средств воспитания и обучения, а также организации учебно-воспитательного процесса и управления школой.

    Сложность и многогранность задач, решаемых современными руководителями, новые подходы к осуществлению профессиональной деятельности по управлению школой выявляют необходимость перестройки сложившейся практики руководства образовательными учреждениями на качественно новом, теоретически обоснованном уровне. Успешность осуществления управленческой деятельности связана с необходимостью вооружения руководителей образовательных учреждений такими теоретическими знаниями, которые бы способствовали сохранению и развитию культурного, исторического опыта личности и общества, а также научно-теоретического наследия педагогики последней трети XX века. Это актуализирует проблему теоретического осмысления практики внутришкольного управления и объясняет научно-практическую актуальность поставленной проблемы.

    Методологической  основой для написания курсовой работы послужили труды следующих авторов: Ю.А. Конаржевского, Т.И.Шамовой, М.А. Гончарова, В.А. Сластенина, Р.Л. Кричевского и других.

    Выбор темы моего исследования не случаен. По окончании университета, возможно, мы будем не только преподавателями экономических дисциплин, но и управляющими образовательным учреждением в лице директора или его заместителей. Я решила начать своё исследование с изучения внутришкольного менеджмента.

    Школьное  образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Именно поэтому, изучение сферы  управления образовательным процессом школы является необходимым как на данном этапе развития общества, так и в  последующем. Это обусловлено динамическим развитием всех сфер жизнедеятельности человека.

    Вопросы управления образовательным учреждением  изучались и ранее. Но с появлением таких дисциплин как маркетинг, менеджмент можно выделить новые аспекты, способы и методы управления образованием, что ведёт к качественно новым результатам.

    Цель курсовой работы - изучить возможности становления и развития внутришкольного менеджмента на современном этапе.

    Объект исследования - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».

    Предмет исследования - внутришкольный менеджмент.

    В  основу  курсовой  работы  положена  следующая  гипотеза: становление и  развитие  внутришкольного менеджмента может быть успешным только при соблюдении следующих социально педагогических условий:

- осуществление демократизации и гуманизации внутришкольного управления;

- фокусировка  всего внутришкольного управленческого  процесса на решении проблемы качества развития личности;

- необходимость   нового, управленческого мышления  в  области управления школой.

    При этом ставятся следующие  задачи:

- изучить сущность, принципы и функций внутришкольного менеджмента;   

- изучить пути реализации демократизации и гуманизации школы;

- изучить структуру внутришкольного менеджмента;

- рассмотреть реализацию внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ  методологической, социологической, педагогической, психологической, экономической литературы.
  2. Социологические методы исследования (анкетирование).
  3. Математические (статистические) методы обработки количественных результатов; визуализация результатов исследования.

    Курсовая  работа состоит из двух глав.

    В первой  главе  «Теоретические основы внутришкольного менеджмента» -  выполнен  анализ    сущности,   функций   и  принципов  внутришкольного  менеджмента, демократизации   школы   и  проблем  внутришкольного   управления.

    Во  второй  главе «Реализация  внутришкольного менеджмента на современном этапе» - дан анализ основам внутришкольного менеджмента, его  структуре   и  реализации   внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».

    В заключении сделаны выводы о том, насколько интенсивно применяется внутришкольный менеджмент в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы». 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы внутришкольного менеджмента

    1. Сущность, принципы и функции внутришкольного менеджмента
 

    В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что менеджмент необходим не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

    Под менеджментом (управлением) вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [21].

    Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др.

    Внутришкольное  управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных  закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования (улучшения, коррекции).

    Традиционное  представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние и др. Однако с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества. Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента [21].

    Любая деятельность, в том числе и  управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются  организатор и руководитель при  выполнении всех управленческих функций. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. Ю.А. Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности [4, С.42-45].

    Вытекающие  из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих  руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

    Демократизация  и гуманизация  управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе.

    Утверждение гуманистических ценностей в  современном обществе выдвигает  на приоритетные позиции ценность самой  личности, богатство ее духовного  мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к  диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации  процесса обучения и воспитания. Гуманизация  управления в образовании - это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.

Информация о работе Внутришкольный менеджмент