Внеклассная работа по информатике в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Работа содержит 1 файл

Внеклассная работа по информатике в старших классах.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

     По дидактическим целям методы обучения делятся  на методы приобретения новых знаний; формирования  умений, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков. Процесс обучения включает три группы методов: методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности; методы  контроля и самоконтроля эффективности учебно - познавательной деятельности. Каждая из этих групп состоит из подгрупп, в которые входят методы обучения по  иным классификациям.

       Методы  организации учебной деятельности, стимуляции и контроля следует рассматривать в единстве. Это позволяет учитывать все взаимосвязанные компоненты деятельности учителя и учащихся.

     Объяснительноиллюстративные (информационнорецептивные) методы обучения, заключаются в передаче педагогом учебной информации и восприятии (рецепции) её учениками. Педагог при этом   не только передает информацию, но и организует её восприятие.  

     Репродуктивные  методы отличаются от объяснительноиллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны в работе кружка при обучении программированию.

     При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Этот метод ещё называют частичнопоисковым. 

     Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а  учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания  в ходе её решения. При этом они овладевают методами  научного познания и опытом исследовательской деятельности.

     Рассмотрим  словесные методы. Рассказ представляет собой последовательное изложение учебного  материала описательного характера. Объяснение представляет собой изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют на занятиях кружка при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Беседа представляет собой метод обучения в форме вопросов и ответов. Однако, применение этого метода требует больших затрат времени.

     Наглядные методы на занятиях кружка обеспечивают всестороннее, образное восприятие учебного материала. Каждая тема начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов.

     Практические методы формируют практические  умения и навыки, на занятиях кружка они имеют высокую эффективность. К ним  относятся: упражнения, выполнение проектов и пр.

     Метод проектов использован в работе кружка «Создание сайтов».

     Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий – проектов сайтов. Педагог выступает не только как учитель в традиционном понимании, но и как консультант, организатор проектной деятельности и её контроля.

     Условиями использования метода проектов в работе кружка являются:

       1. Учащимся предоставляется достаточно широкий выбор проектов. Работу выбирают самостоятельно и свободно.

     2. В работе над проектом учитываем индивидуальные способности учащихся.

     3. Проект должен иметь практическую значимость, целостность и возможность законченности проделанной работы.

     4. Создание  условий для обсуждения учащимися своей работы, своих успехов и проблем в группе, что способствует взаимообучению.

     5. Метод проектов ориентирован, в основном, на освоение приёмов работы на компьютере и информационных технологий.

     В структуре проектов по созданию сайта выделяем следующие элементы:

     - формулировка темы;

         - постановка проблемы;

     - анализ материалов;

     - определение задач, решаемых в ходе выполнения проекта (организационные, учебные, мотивационные);

     - этапы реализации проекта;

     - возможные критерии оценки уровня реализации проекта.

     Завершенный  проект  следует  представить  в  виде  презентации с привлечением сверстников и взрослых. Оценка выполненного проекта выполняется в соответствии со следующими критериями:

  1. Соответствие выбранной теме.
  2. Соответствие заявленным требованиям.
  3. Объём и полнота разработки.
  4. Оформление проекта-сайта. 
  5. Дизайн  сайта.
  6. Цветовое оформление сайта.
  7. Защита проекта. 
  8. Обоснованность темы проекта и предлагаемых решений. 
  9. Качество доклада при защите. 
  10. Проявление степени знаний по теме. 

     Дополнительной  мотивацией для учащихся являлось то, что лучшие работы, соответствующие указанным критериям, будут размещены на  страницах школьного сайта.

      Исходя  из особенностей внеклассной работы,  назовем определяющие требования к ней. Внеклассная работа проводится на основе общих принципов, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, форм и методов

      Принцип целевой установки требует четкого  планирования учебно-воспитательных задач, оценки достигнутых результатов, всестороннего анализа проведенной работы. Отсутствие цели при организации и проведении внеклассной работы порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и учащимися, в результате чего эффек- тивность внеклассной работы может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты. 

      Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели – усвоению социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.  Необходимо наличие четкой формулировки цели и воспитательных задач каждого намечаемого мероприятия. При этом значимость любого дела должна быть ясна учащимся.  Поскольку результаты в воспитательной работе зачастую отсрочены,  то анализ проведенной работы не всегда однозначно можно провести лишь по внешним признакам.

      Сущность  принципа связи внеклассной работы с жизнью, трудом, практикой заключается в том, что в процессе ее проведения формирование ученического коллектива и каждого учащегося должно проходить под влиянием действительности, при активном участии в общественной жизни.  Поэтому внеклассная работа должна иметь общественно полезную направленность.              

        Это находит отражение в конструировании  и совершенствовании наглядных пособий и приборов для кабинета информатики,  в организации работы с младшими учащимися,  в разработке педагогических программных средств для преподавания информатики и других школьных предметов.  Принцип единства и целостности учебно-воспитательного процесса означает прежде всего органическое соединение учебной и внеклассной работы.

      Неразрывность этих сторон педагогического процесса при учете индивидуальных особенностей учащихся – важное условие повышения  его эффективности. Возможности  таких связей объективно заложены в  содержании внеклассной деятельности.  Принцип единства и целостности учебно-воспитательного процесса способствует реализации дидактических принципов научности, доступности и наглядности обучения, связи теории и практики. 

      Этот  принцип требует и преемственности  между возрастными ступенями  учебно-воспитательного процесса (младшими, средними и старшими классами), а также учета уровня предшествующего развития и подготовленности учащихся.  Принцип воспитания в коллективе и через коллектив вытекает непосредственно из целей обучения и воспитания, так как только в коллективе личность получает возможность всестороннего развития своих задатков. Внеклассная работа открывает широкие возможности для постоянного участия в различной коллективной деятельности, которую следует организовывать с учетом законов формирования коллектива и уже достигнутого уровня его развития.  

      Уровень развития коллектива определяет и характер руководства им со стороны педагога. Чем он выше, тем больше самостоятельности  предоставляется самим школьникам, тем значительнее роль ученического самоуправления в коллективе.  Внеклассная работа по своей природе требует активности учащихся и создает простор для проявления их самостоятельности.  Здесь они могут добровольно выбирать себе занятие,  участвовать в его планировании, определении путей и средств осуществления намеченного.  Поэтому эта деятельность открывает большие возможности для реализации принципа развития активности и самодеятельности в процессе воспитания. Активность составляет органическую потребность учащихся на всех ступенях их развития,  и воспитательный процесс должен быть построен так,  чтобы удовлетворить ее.  В свою очередь,  воспитание может быть успешным лишь при условии,  что в нем используются все возможности ученика.  

      Велико  значение внеклассных занятий для  выработки у учащихся навыков самостоятельной работы (самостоятельное решение трудных и нестандартных задач,  подготовка и чтение докладов и сообщений;  работа над специальной, научно-популярной и справочной литературой, выполнение творческих проектов и т.д.).  

      Учащиеся  чувствуют себя самостоятельными, если и замысел внеклассного задания исходит от них,  и его исполнение предоставлено им самим. При этом есть известный риск,  как учащиеся могут справиться с делом хуже,  чем хотелось бы. Однако выигрыш состоит в главном – учащиеся проходят школу самостоятельности. При этом их нужно подстраховывать,  быть готовыми прийти им на помощь,  но это не должно выражаться в разыгрывании заранее отрепетированных мероприятий.  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему развитию каждого учащегося. 

     Следует отметить, что успех внеклассной  работы по информатике в старших  классах во многом зависит от компетентности преподавателей, причем не в меньшей степени, чем от качества используемых технических средств и программного обеспечения. Одним из условий качественной работы школы являются педагогические кадры. «Носителями» новых информационных компьютерных технологий должны быть молодые специалисты, которые в настоящее время в школу не идут или не задерживаются в ней. Специалистов, способных качественно обучать старшеклассников, применяя новые информационные технологии, вводить учащихся в сложный мир современной информатики, необходимо специально готовить. Эти специалисты должны хорошо разбираться в психологии учащихся, хорошо владеть методическими приемами обучения детей различного возраста и быть специалистами высокого уровня в области информационных технологий.

     Таким образом, во внеклассной работе по информатике  применяются,  в  основном,  такие  же  методы  обучения,  как  и  для  других   школьных  предметов,  имея,  однако,  свою  специфику.  Основные методы организации деятельности на занятиях кружка:   репродуктивный, проблемно-поисковый,  исследовательский, метод проектов.

    2.3. Основные этапы и результаты педагогического эксперимента

 

     В ходе выполнения данной работы нами были теоретически обоснованы возможности и определены методы и средства практической реализации обучения информатике во  внеклассной работе в старших классах.

     Проведенный педагогический эксперимент был  направлен на развитие интереса к информатике и повышение успешности обучения по данному предмету в старших классах.

    Основные этапы педагогического эксперимента:

    1. Исследование на основе анкетного опроса интереса к информатике и представлений старшеклассников о роли информационных средств и систем в предстоящей жизни.

     2. Разработка содержания опытно-педагогической работы.

     3.Реализация опытно-педагогической работы (занятий  кружка по информатике в старших классах).

     4. Анализ результатов педагогического эксперимента, формулировка выводов.

     На 1 этапе педагогического эксперимента нами проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 15 учащихся 10-х и 11-х классов. Для исследования использован групповой вариант проведения исследования. Исследование проводилось в классе, в первой половине дня. Школьникам сообщалось, что опрос анонимный и направлен на повышение качества обучения по информатике. 

Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах