Внеклассная работа по информатике в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Работа содержит 1 файл

Внеклассная работа по информатике в старших классах.doc

— 464.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

     Тема: 

Внеклассная работа по информатике в старших классах 

     Дипломная работа 
 

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность темы.

      В настоящее время совершенствуется система образования на всех уровнях, повышается уровень обучения и воспитания учащихся. Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны всех ступеней образования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности каждого учащегося, направленностью на развитие индивидуальности учащихся.

      Фундаментальной проблемой современной системы образования является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей. Одним из важных направлений развития школьного образования является обновление образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты (федеральный и региональный компоненты) для педагогов школ являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством, особенно это актуально с введением Федеральных образовательных стандартов. Современные учащиеся должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче и соответствуют обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения (компетенциям обучающихся).

      На современном этапе процесс информатизации общества ставит перед педагогами задачу организовать подготовку обучающихся таким образом, чтобы они были готовы осмысленно  и творчески использовать информационные технологии в  своей учебной и будущей профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития обучающихся. Педагогической общественностью приняты идеи гуманистической педагогики, наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.

     Как представляется, эта тенденция должна оставаться характерной чертой школьного образования в будущем. Вместе с тем, в школьном образовании  возникла проблемная ситуация вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема содержания образования, подлежащего  усвоению. Отчасти эту проблему можно разрешить за счет внеклассной работы. Внеклассная работа позволяет полнее раскрыть индивидуальность обучающихся, обеспечивая личностно – ориентированное обучение информатике.

     Проблеме углубленного изучения информатики посвящены работы   С.А. Бешенкова, А.П. Ершова, В.А. Каймина, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, И.Г. Семакина, Ю.Л. Шафрина и др. Различным аспектам методики преподавания школьной информатики посвящены исследования А.И.Бочкина, А.П. Ершова, М.П. Лапчика, В.В. Малева, И.Г. Семакина и др. Вопросы обучения информатике во внеклассной работе рассмотрены в работах М.П. Лапчика, В.В. Малева и др. Однако, на современном этапе в условиях модернизации школы методика обучения информатике во  внеклассной работе требует совершенствования.

     Объект исследования: процесс обучения информатике в старших классах.

     Предмет исследования: методика организации внеклассной работы по информатике в старших классах.

     Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во  внеклассной работе в старших классах.

     Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

    Задачи исследования:

     1. Рассмотреть на основе анализа психолого–педагогической и методической литературы сущность внеклассной работы по информатике в условиях модернизации школы.

     2. Раскрыть цель и задачи внеклассной работы по информатике в старших классах.

     3. Рассмотреть направления и формы внеклассной работы по информатике в старших классах.

     4. Определить содержание внеклассной работы по информатике в старших классах.

     5. Предложить методы и средства реализации внеклассной работы по информатике в старших классах.

     6. Проанализировать основные этапы и результаты педагогического эксперимента.

     Теоретической основой исследования выступают:теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.); теория и практика обучения информатике в школе (С.А. Бешенков, А.И. Бочкин, М.П. Лапчик, А.В. Могилев, Н.И. Пак, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер и др.).

     Методологической основой исследования являются работы: результаты исследований по проблемам информатизации образования (А.П.Ершов, Л.Г. Кузнецова, М.П. Лапчик, И.В. Роберт, И.Г. Семакин, М.И. Шутикова и др.).

     Методы исследования подбирались в соответствии с задачами соответствующего этапа:

       На теоретическом этапе был использован анализ психолого-педагогической и методической литературы по методике преподавания информатики; метод систематизации и теоретическое обобщение.

     На эмпирическом этапе использовались экспериментальные и статистические методы, диагностирование (наблюдение, анкетирование).

     Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы во внеклассной работе по информатике в старших классах в средних общеобразовательных учреждениях, в рамках педагогических практик студентов старших курсов «Теория и методика обучения информатике» педагогических вузов.

     База исследования: ХШИС(П)ОО (Харсаимская школа-интернат среднего (полного) общего образования. 

     Структура работы: ВКР работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

    1.1.Сущность внеклассной работы по информатике в условиях модернизации школы

 

     Информатика   в настоящее время является одной  из фундаментальных отраслей научного знания, стремительно развивающейся и постоянно расширяющейся областью практической деятельности человека, связанной с использованием информационных технологий. Как отмечает М.П.Лапчик, областью интересов информатики является структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности [15].

     Часть информатики, изучающаяся в  средней школе, получила название школьной информатики. Впервые этот термин в отечественной литературе введен в концептуальном документе «Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)», разработанном под руководством А.П.Ершова [6]. В данном труде школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе. [6].

     Естественно, школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время,  как подчеркивает В.В.Малеев, школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе [16]. 

     Современный этап развития образования в нашей стране характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Эти технологии позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для педагогов, так и для учащихся.

     Общеобразовательное и общекультурное значение изучения информатики в школе:

     - компьютерная грамотность, образованность, культура;

     - формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира и научного мировоззрения;

     - подготовка к трудовой деятельности;

     - развитие мышления;

     - воспитание учащихся в процессе изучения информатики.

     Как отмечает Н.В.Софронова, преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм),истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации) [29].

     Современная методическая система обучения информатике в школе представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.

      Педагогическая логика содержания информатики, как учебного предмета, учитывает логику развития основных категорий, понятий данной науки. Вместе с тем, педагоги и психологи руководствуются «…необходимостью учета возрастных особенностей освоения материала школьниками, организуют его на основе как восхождения от абстрактного к конкретному, так и от конкретного к абстрактному» [16, с. 37].

     При этом, в условиях глобальной информатизации всех отраслей человеческой деятельности и проникновения информатики во все другие науки можно утверждать, как подчеркивает В.В. Малев, о связи методики преподавания информатики практически с любой наукой. «Особенно усилилась эта связь в связи с переходом системы общего среднего образования России на профильное обучение: элективные курсы по информатике востребованы во всех профилях и школьных дисциплинах» [16, с.23].

       В настоящее время структура изучения информатики в школе предусматривает три этапа: пропедевтический - младшие классы, основной, или базовый (7-9 классы), и профильный - старшие классы [21].

     Общие требования к организации современного учебного курса информатики в условиях непрерывного и дифференцированного обучения следующие.

     1. Для каждого контингента учащихся должны быть четко выделены и сформулированы основные цели обучения, планируемые знания и умения учащихся. Это означает, что для каждого класса определяются базовые цели обучения, уровень планируемых знаний и умений учащихся. Эти цели выбираются с учетом профиля класса (общеобразовательные, гуманитарные, с углубленным изучением математики и пр.) и реальных способностей учащихся, учитываются требования высших и средних учебных заведений.

     Так, для общеобразовательных классов цель обучения - получение базовых знаний в области компьютерной техники и технологии, формирование основ информационной и алгоритмической культуры.

     Знания и умения обучающихся: ученик должен знать основные возможности операционных систем и приложений, основы информационной технологии, уметь проектировать и создавать простые документы, иметь элементарные сведения о программировании и алгоритмизации.

     Содержание и порядок изучения материала должны соответствовать той системе целей, которые сформулированы для данного контингента учащихся. При этом какие-то компоненты, безусловно, будут общими, другие - будут составлять основу для углубленного, специализированного изучения.

     2. Тематическое планирование учебного материала должно строиться на основе иерархической системы образовательных модулей, увязанных с целями обучения для каждой группы учащихся.

     3. Методы и средства мотивации учебного процесса должны быть дифференцированными. Эффективность дифференцированного обучения не может быть высокой, если она не сопровождается соответствующей гибкостью в средствах и методах повышения заинтересованности обучающихся в решении учебных задач [21].

     Согласно действующему в настоящее время Закону об образовании РФ, учебным заведениям, школьным учителям предоставляется право выбора средств обучения. Основная, стоящая перед ними задача – обеспечение итоговых знаний и умений учащихся на уровне образовательного стандарта.

     Основная же проблема методики преподавания школьной информатики в течение последнего десятилетия – несогласованность содержания и нормативных сроков изучения информатики не только по стране, но и у разных учителей одной школы.

Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах