Виды записей при работе с учебной и научной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:30, реферат

Описание работы

Рассмотрена необходимость ведения записей в процессе чтения, так как она неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………...с.3
ГЛАВА 1.План …..………………………………………………………………………….с.4-5
ГЛАВА 2.Выписки ………………………………………………….………………….…с.6-7
ГЛАВА 3. Аннотация.…………………………………………………………….….….с.8-9
ГЛАВА 4. Тезисы……………………………………………………………….……….с.10-12
ГЛАВА 5.Конспект………………………………………………………………….....с.13-14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....с.15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...с.16

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по самоорганизации.docx

— 33.53 Кб (Скачать)

 

Простые тезисы удается выделить из всех частей произведения вне зависимости  от его общей направленности, причем даже при первоначальном ознакомлении с ним. В противоположность этому  основные тезисы можно успешно составить  лишь после уяснения сути всего произведения в целом. Известный совет делать записи только после ознакомления со всем произведением особенно относится именно к такому виду записи. К каждому основному тезису может быть составлено несколько (иногда - много) простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис. Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам - простые.

 

Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами. Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые. Это очень полезный и достаточно совершенный вид фиксации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, раскрывающими детали тезисов), как мы увидим, могут составить прекрасный конспект или реферат.

 

Формулировка тезисов  должна быть четкой и краткой. В самих  тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров. Если, имея тезисы (например, используя не вами составленные тезисы или же читая при работе над  книгой одни выводы), вы не знаете их обоснований, доказательств, наконец, не имеете хотя бы примеров к ним, то одних выводов  окажется недостаточно для подлинного знания. Доказательства остаются в  тезируемой книге или статье; к  обоснованиям и доказательствам полезно отсылать в записи [3, с.79].

 

 

 

ГЛАВА 5.Конспект

Конспектирование - процесс  мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого  или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом  конспектирования является запись в  виде конспекта.

 

   Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию.       Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы. ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается – дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару.СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации. ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом. ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его – в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно – выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным [6, с.127].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Каждый из перечисленных видов записей в значительной степени отличается один от другого и по своему содержанию, и по сложности: одни содержат «сжатую» информацию, в других она дается в развернутом виде – или лишь «ключ» для ее поиска; в одних – те или иные сведения в том самом виде, в котором они были в книге, в других – результат их аналитической переработки и т. д. Далеко не безразлично поэтому, какой вид записи будет использован в каждом конкретном случае. Надо стараться сделать так, чтобы он в полной мере соответствовал характеру работы с книгой. 

Список использованной литературы

  1. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Борикова. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000.-152 с.
  2. Воронцов, Г.А. Работа над рефератом / Г.А. Воронцов. – Ростов н/Дону: Март, 2002. – 64 с.
  3. Ерастов, Н.П. Методика самостоятельной работы/Н.П.Ерастов. – М.:Мысль,1985. -79 с.
  4. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: Уч.-метод. пос. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К0, 2002. – 352 с.
  5. Фокеев В. А. Библиография: теоретико-методологические основания/ В.А. Фокеев. – М.: Профессия, 2006. -352с.
  6. Эхо, Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех,кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 127с.

 

 


Информация о работе Виды записей при работе с учебной и научной литературой