Виды записей при работе с учебной и научной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:30, реферат

Описание работы

Рассмотрена необходимость ведения записей в процессе чтения, так как она неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………...с.3
ГЛАВА 1.План …..………………………………………………………………………….с.4-5
ГЛАВА 2.Выписки ………………………………………………….………………….…с.6-7
ГЛАВА 3. Аннотация.…………………………………………………………….….….с.8-9
ГЛАВА 4. Тезисы……………………………………………………………….……….с.10-12
ГЛАВА 5.Конспект………………………………………………………………….....с.13-14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....с.15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...с.16

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по самоорганизации.docx

— 33.53 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г.Минске

 

Кафедра социальной работы и социального права

 

Реферат

 

по теме « Виды записей при работе с учебной и научной литературой »

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                              студентка 1-го курса

                                                                             заочного отделения

                                                                              специальности «Юриспруденция»

                                                                             Драчиловская М.И.

 

 

                                                                                            Проверил:

                      Научный руководитель –

                      Гольцов Алексей Юрьевич,

                      старший преподаватель.

 

 

 

Минск 2011

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………...с.3

ГЛАВА 1.План …..………………………………………………………………………….с.4-5

ГЛАВА 2.Выписки ………………………………………………….………………….…с.6-7

ГЛАВА 3. Аннотация.…………………………………………………………….….….с.8-9

ГЛАВА 4. Тезисы……………………………………………………………….……….с.10-12

ГЛАВА 5.Конспект………………………………………………………………….....с.13-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....с.15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...с.16

 

  

Введение

Чтение научной  и специальной литературы, как  правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие. Необходимость ведения записей  в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в  работе, будь то наука или практика.
   Не случайно всегда говорится о необходимости чтения «с карандашом в руке». Ведение записей способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику.

   Облегчает работу не каждая запись. Нередко можно наблюдать, как выписывание тех или иных данных из книг превращается в совершенно бессмысленное занятие, отнимающее время. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма.

   В качестве первого требования следует повторить то, что уже было сказано в отношении обязательности их ведения. Иногда считают, что записями сопровождается чтение книг, только наиболее важных для работы. Это неверно. Нужно взять за правило вести записи при чтении любой специальной литературы.

   Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, аннотации, планы, тезисы, схемы, конспект и др.). Начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.

 

ГЛАВА 1. План

 План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план, и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.

  Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст. План, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.

  Планы могут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план в отличие от простого имеет к части или ко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют их содержание.

 

 План может быть  записан в виде схемы, отражающей  взаимосвязь положений..

 

  План настолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. В этом случае обычно нет надобности составлять план ко всему материалу подряд. Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро [2, с.64].  

ГЛАВА 2.Выписки

В толковом словаре говорится: «Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается  как раз в умении найти и  выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда  требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить  подспорьем для более сложных  видов записей, таких как тезисы, конспекты. Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала  бы их накопление, изменение, а также  подбор по какому-либо признаку или  принципу. Выписки рекомендуется  делать после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом [1].

   Выписки – дословная или документально точная запись частей текста, поэтому необходимо делать точные записи, заключая их в кавычки, т.е. оформляя как цитаты и указывая название произведения, главу, страницу. Это необходимо для того, чтобы не вспоминать, из какого источника взят текст, и не перелистывать книгу в поисках нужной цитаты.

  Порой можно услышать рекомендации касательно количества выписок, предостережение против большого количества таких записей. Выписываться должны только те материалы, которые могут представить интерес. Судить о количестве выписок должен только сам читатель, и не нужно придумывать нереальные ограничения. Исключением будут лишь текстовые цитаты. Тут действительно нужно ограничивать стремление записывать дословно. Довольно часто ту или иную мысль можно передать своими словами, не нанеся ей никакого ущерба. Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными – мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие объемы текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места из классических произведений лучше всегда приводить дословно. Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки. Всегда полезно давать ссылки на источники, например, на страницу книги.

   Выписки при работе с книгой следует делать лишь после того, как книга прочитана полностью, т.е. при повторном беглом  чтении. Однако пришедшие в голову удачные формулировки записывайте тотчас же. Целесообразнее пользоваться для этой цели вкладными листками: на них и делаются все нужные пометки и записи. 

ГЛАВА 3.Аннотация

Аннотация - краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи), включающая иногда и его  оценку. Это наикратчайшее изложение  содержания первичного документа, дающее общее представление о теме..

 Основное ее назначение - дать некоторое представление  о книге (статье, научной работе) с тем, чтобы рекомендовать  ее определенному кругу читателей  или воспользоваться своими записями  при выполнении работы исследовательского, реферативного характера. Поэтому  аннотации не требуется изложения  содержания произведения, в ней  лишь перечисляются вопросы, которые  освещены в первоисточнике (содержание  этих вопросов не раскрывается). Аннотация отвечает на вопрос:«О  чем говорится в первичном  тексте?», дает представление  только о главной теме и  перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника [5].

 По своему характеру  аннотации могут быть:

1. Справочными (без критической  оценки произведения).

 Обязательными требованиями  к справочным аннотациям являются  четкость и простота изложения.  Примерная схема справочной аннотации  такова:

  • уточнение заглавия;
  • краткие сведения, связанные с содержанием;
  • сведения, связанные с автором;
  • особенности издания;
  • читательский адрес (на кого издание рассчитано).

 Полноценное справочное  аннотирование призвано обратить  внимание читателя на специфику  книги (статьи), источники и теоретический  уровень текста, характер приложений.

2. Рекомендательными (содержат  критическую оценку произведения).

 В рекомендательной  аннотации дается обоснование  значимости произведения:

  • включается указание на то, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю;
  • что в книге должно привлечь внимание читателя;
  • что поможет читателю в повышении его квалификации, ознакомлении с новейшими достижениями науки и техники и т.д.  

ГЛАВА 4.Тезисы

1. Тезисы, как никакая  другая формы записи, позволяют  обобщить материал, дать его суть  в кратких формулировках, раскрывающих  все произведение.

Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность  раскрыть содержание книги, активно  разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

2. Процесс тематического  тезирования позволяет глубоко  разобраться в вопросе, всесторонне  продумать его, объяв с помощью  тезисов содержание нескольких  книг и статей.

3. Ни одна запись так  хорошо не помогает составить  доклад, дать основное содержание  материала для просмотра оппоненту,  как тезис.

4. Тезисы ценны, а часто  совершенно необходимы для критического  анализа книги, статьи или доклада.  Суть вопроса ими особенно  акцентируется, заостряется. Тезисы  крайне облегчают возможность  противопоставить свои мысли  мыслям и убеждениям других. Обратите  внимание - именно убеждениям. Ведь  порою, автор может незаметно,  четко не формулируя, проводить  определенную мысль.

 

Умение правильно тезировать материал говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени  овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой [4].

 

Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно сложный  вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а  тем более текстуальных выписок.

 

Вопрос о выборе типа записи, в частности тезисов, разрешается  в каждом отдельном случае и каждым читателем самостоятельно, с учетом конкретных возможностей (наличие навыка, времени и т.д.) и особенностей материала.

 

Основные тезисы - это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов.

Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содержание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись).

Интересно, что основные тезисы, носящие характер «главных выводов», взятые из любой части  произведения, могут так или иначе  определять дальнейшее содержание повествования, могут, таким образом, связывать  его части. Заключительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих, а не быть оторванными от них.

 

Простые тезисы - это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Поясним эти понятия в их сравнении. Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько, и, более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Там могут быть обоснования, примеры, аргументы и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу в самом конце книги, иногда только в выводах к ней.

Информация о работе Виды записей при работе с учебной и научной литературой