Виды контроля в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 02:06, реферат

Описание работы

Основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля ; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев.
Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Функции контроля………………………………………………….4
Глава 2. Формы контроля……………………………………………………6
Глава 3. Виды контроля…………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………..12
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

виды контроля.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

        Открытый  фронтальный  контроль  можно  применить при выполнении упражнений  в  подготовленной  форме  речи,  в  частности  при  составлении планов,  подборе  опор,  а  также  при построении  коллективного  рассказа по  принципу  «снежного кома».

      Фронтальный  контроль  может  осуществляться  как  в  устной, так  и в  письменной  форме.  Устная  форма  контроля  преобладает. Однако,  имея в  виду  большие  обучающие  возможности  письма, необходимо  периодически проводить  и  письменный  фронтальный контроль.  Фронтальные  признаки слов,  грамматические  слова, лишенные  конкретной  семантики,  слабо оседают  в  памяти,  их  легко  спутать  между  собой  при  восприятии  на слух.  Именно регулярный  письменный  контроль  прививает  лингвистическую бдительность и точность.

      Для  того  чтобы  органично  включить  фронтальный  контроль в  урок и  ограничить  время  на  его  проведение,  рекомендуется пользоваться тестовыми  приёмами,  рассчитанными  на  5-7  минут.

      Как  следует  оценивать  работу  учащихся  при  таком  контроле?  Обращённый  одновременно  ко  всему  классу,  он предполагает  только короткий,  часто  фрагментарный  ответ  каждого  отдельного  ученика,  не всегда  достаточный  для получения  оценки  в  виде  балла.  Более  подходящим  поэтому является  начисление  очков.  Учитель  сообщает учащимся,  что определённая  сумма  очков,  полученных  на  двух-трёх уроках  при фронтальной  работе,  даёт  право  на  балл.

      Преимущество  фронтального  контроля  в  том , что  он  держит  в напряжении  весь  коллектив , ученики  знают , что  в  любую  секунду  они могут  быть  спрошены , их  внимание  сосредоточено , мысли сконцентрированы  вокруг  той  работы , которая  ведётся . Поэтому фронтальный  опрос  является , конечно , более  совершенной  формой проверки .  Однако  и  ему  присущи  недостатки , которые  особенно сказываются  в  тех  случаях , когда  требуется  проверить  умения учащихся  в  монологической  и  диалогической  устной  речи .  Если учащиеся  научились  правильно  и  быстро , с  хорошим  произношением , составлять  предложения  по  подстановочной  таблице , задавать  вопросы , отвечать  на  вопросы , отдавать  распоряжения – это  ещё  не  означает , что  они  могут  сделать  связное  сообщение  по  теме  или  вести  между собой  беседу  в  связи  с  заданной  ситуацией .  Для  того  , чтобы проверить  эти  умения ,  необходим  индивидуальный  контроль , при котором  можно  было  бы  вызвать  одного  ученика  ( в  случае  проверки монологической  устной  речи )  или  двух  учеников  ( в  случае  проверки умений  диалогической  речи )  и  прослушать  их  высказывания  или  беседу.

      Наряду  с  фронтальной  формой  контроля  следует  регулярно осуществлять  индивидуальный  контроль.

      Обучение  иностранному  языку  предполагает  создание условий, мотивирующих  выражение  своих  мыслей,  и объективизацию  индивидуального уровня  понимания  авторской мысли.  И  индивидуальный  контроль  также должен  быть  направлен   на  выявление  умения  решать  коммуникативные задачи,  вытекающие  из  индивидуального  постижения действительности.

      Важно,  чтобы  индивидуальный  контроль  органично  входил  в созданную  на  уроке  атмосферу  общения,  поэтому  его  следует осуществлять  в  скрытой  для  учащихся  форме.

      При  индивидуальном  контроле  недопустимо,  чтобы  несколько учеников  выходили  к  доске  и  произносили  один  и  тот же  заученный, «безадресный»  текст.  Учащимся  должно  быть известно,  что  «право на ответ»  имеет  только  тот,  кто  скажет  что-то своё.

      Индивидуальный  контроль  при  чтении  и  аудировании  также следует включать  в  коммуникативную  деятельность,  когда понимание  текста является  лишь  отправным  моментом  для  решения  задач  более  широкого плана:  использовать  информацию, содержащуюся  в  тексте,  в  высказывании по  теме,  сделать иллюстрации  к  тексту,  написать  реферат,  рецензию и  т. д.

      Индивидуальный  контроль  может  носить  и  открытый  характер,  в

частности,  когда  следует  проконтролировать  какой-то этапподготовленной  речи  каждого  ученика (план  или  программу высказывания).

В основном  индивидуальный  контроль  в общеобразовательной  школе осуществляется  устно  и  сопровождается  оценкой  в  виде  балла  с обязательным комментарием  учителя,  касающимся  в  первую  очередь содержательной  стороны  речи.  В  процессе  индивидуального  контроля происходит  общение  «преподаватель – ученик»    и  оно  имеет  место  олько  в  учебных  условиях.  При  этом  роли  партнёров  фиксированы  и неравноправны .  Преподаватель  управляет  общением  и  деятельностью обучаемого .  Подобное  зависимое  положение  ученика  и  статусное неравенство  не  способствуют  свободе  общения , приводят  к  скованности , ошибкобоязни , снижает  мотивацию .  При  контроле  это  усугубляется ожиданием  оценки  и  отрицательно  сказывается  на  его  результатах . Кроме  того , контролироваться  должно  не  учебное  общение , а естественное  неофициальное , где  роли  преподавателя  вообще  не существует .   Ещё  одним  существенным  недостатком  индивидуального контроля  является  вынужденная  пассивность  класса  в  течение значительной  части  урока , не  говоря  уже  о  той  совершенно  порочной практике  прошлых  лет ,  когда  одного  ученика  спрашивали  у  стола учителя  в  течение  15-20  минут , устраивая  ему  некое  подобие экзамена .  Даже  в  настоящее  время , когда  ученики  по  4-5  минут пересказывают  текст , делают  сообщения  по  теме , участвуют  в  диалогах и  т. п.,  и  даже  в  тех  случаях , когда  учителю  удаётся  спросить таким  образом  10  и  более  учащихся , часть  класса  остаётся  не охваченной  работой .  Те  же  школьники , которые  уже  успели высказаться , также  в  течение  ближайших  20  минут  оказываются  не вовлечёнными  в  активную  работу .  Таким  образом , получается,  что даже  небольшой   по  времени  индивидуальный  контроль  приводит , с одной  стороны , к  относительной  пассивности  всего  коллектива , с другой  стороны , выступающий  имеет  возможность  практиковаться  на уроке  в  связной  устной  речи  не  более  3-4  минут .

    В настоящее  время  на  уроках  широко  используется  парная работа  –

режим,  увеличивающий  время  активной  деятельности учащихся ;  он применяется  для  взаимной  тренировки  учащихся  в усвоении  языкового материала;  особо  эффективно  его  применение для  развития  диалогической речи. Отдельного  понятия  « контроль  рабочей  пары »  в  методике преподавания  не  существует  но  его  можно  рассматривать  как  одну  из организационных  форм  контроля.  Эта  форма  контроля  может  носить  как скрытый,  так  и  открытый характер.  В  первом  случае  учащимся  даётся « откровенно»  контрольная  установка,  например  ответить  на  вопросы парнёра, используя  определённый  языковой  материал.  Если  работа проводится  на  материале  достаточного  объёма,  оценка выставляется  в баллах,  в  других  случаях  начисляются  очки,  как при  фронтальном опросе.  При  парной  работе  могут  решаться  и коммуникативные  задачи (диалогическая речь).  В  этом  случае контроль  приобретает  скрытый характер.  Учащиеся,  получившие роли,  репетируют  их,  затем  выступают перед  классом.  Учитель прислушивается  к  работе  каждой  пары  (в технически оборудованных  классах  попеременно  подключается  к  ним  ). Он наблюдает  за  ходом  работы  большинства  пар,  присоединяясь  к  ним как   собеседник,  одна – две  пары  выступают  затем  перед классом . В результате  оценки  в  баллах  выставляются  почти  всем ученикам.  Общение «ученик – ученик»  происходит  намного  более  комфортно  и  естественно . Общающиеся , находясь  в  равном  положении , чувствуют  себя  раскованно ,  каждый  стремится  реализовать  своё  коммуникативное  намерение наилучшим  образом.  Часто  возникает  атмосфера  соревнования , желание проявить  себя  с  наилучшей  стороны , что  стимулирует  речевую активность  общающихся .  Следовательно , и  при  контроле  партнёром ученика  должен  быть  другой  ученик .

      Таким  образом   лучшим  видом  контроля , видимо , будет комбинированный  контроль ,  при  котором  не  более  10  минут  урока будет  уделяться  проверке  умений  монологической  устной    речи ( при этом  должны  быть  спрошены  не  менее  трёх  учащихся  в  случае монологического  высказывания  и  не  менее  трёх  пар  учащихся  в  случае

диалогической  речи ) , т. е.  индивидуальному  контролю , а  остальная часть  урока  будет  посвящена  фронтальной  работе .  Причём  учитель должен  так  организовать  работу  класса ,  чтобы  , проверяя  умения одного  или  пары  учащихся , привлечь  к  активному  участию  в  уроке всех  остальных  учеников .

      Использование  контроля  в  описанных  организационных формах позволит,  как  представляется,  осуществить  единство обучения,  контроля и  общения.

      Основным  в  организации  контроля  является  обеспечение  органичного вхождения  его  во  все  поры  процесса  обучения , т. е. придание контролю  следящего  характера .  Только  в  этом  случае  будут реализованы  свойственные  контролю  коммуникативно – обучающие возможности.

      Отсюда  вытекают  следующие  правила , которыми  следует неукоснительно  руководствоваться  при  проведении  контроля :

      1) Контроль  должен  носить  регулярный  характер.

      2) Контроль  должен  охватывать  максимальное  количество  учащихся за  единицу  времени.  Поэтому  в  каждом  отдельном  случае  он  не должен  занимать  много  времени.

      3) Объём  контролируемого  материала  должен  быть небольшим,  но

достаточно  репрезентативным , чтобы  по  степени  его  усвоения/неусвоения , владения/невладения  им  учащимися  можно  было  судить , приобрели  ли они  необходимые  навыки  и  умения.

      4) Так  как  обучение  и  контроль  органично  связаны , при проведении  контроля  следует  отталкиваться  от  конкретных  задач  урока.

       


Глава 3. Виды  контроля

 

Успех  изучения  любой  темы (раздела  или  курса  )  зависит  от степени  усвоения  тех  понятий , терминов , положений  и  т. д.  , которые изучались  на  предшествующих  этапах  обучения .  Если  информации  об этом  у  педагога  нет , то  он  лишён  возможности  проектирования  и управления  в  учебном  процессе ,  выбора  оптимального  его  варианта .

Необходимую информацию  педагог  получает , применяя  пропедевтическое диагностирование , более  известное  педагогам  как  предварительный контроль ( учёт ) знаний.  Последний  необходим ещё  и для  того , чтобы зафиксировать  (сделать срез)  исходный  уровень  обученности .  Сравнение исходного  начального  уровня  с  конечным  позволяет  измерить  прирост знаний ,  степень  сформированности  умений  и  навыков , анализировать динамику  и  эффективность  дидактического  процесса , а  также  сделать объективные  выводы  о  «вкладе»  педагога  в  обученность  учащихся , эффективности  педагогического  труда , оценить  мастерство  педагога .

        Представляется,  что  современному  подходу  к  процессу обучения иностранному  языку,  стремлению  уподобить  его процессу  общения  присущ прежде  всего  текущий  контроль, осуществляемый  на  основе непроизвольной  формы  внимания  и органично  вплетаемый  в  канву общения.  Все  возможности  личности  учащихся  –  волевого, интеллектуального  и эмоционального  характера  –  направлены  при  этом не  на  преодоление  испытания,  а  на  осуществление  положительной, содержательной  деятельности,  т.  е.  на  общение.  Собственно контролирующая  деятельность  является  при  этом  побочным эффектом,  она почти  незаметна  учащимся.   Текущий   контроль должен  использоваться главным  образом  при  обучении  речевым умениям,  хотя  понятно,  что  по его  результатам  можно  судить  и об  усвоении  языкового  материала.

      Иными  словами  , учитель  не  отводит  какого – то  специального времени  на  уроке  для  этого  контроля , учащиеся  не  знают  , что  их контролируют .  Учитель  же  , имея  для  этой  цели  специально разграфлённую  тетрадь  , ставит  против  фамилии  ученика  «плюс»  или «минус» ,  отмечая  тем  самым , насколько  введённый  материал  усвоен  на уроке .  Такой  контроль   позволяет  учителю  правильно  рассчитать количество  упражнений , необходимых  на  приобретение  учащимися  тех  или иных  умений , чтобы  не  переходить  к  чисто  речевым  упражнениям  до тех  пор , пока  подготовительные  упражнения  не  обеспечат автоматизированного  владения  новым  материалом .

       Текущий   контроль  осуществляется  и  при  рецептивных  видах речевой  деятельности.  Предтекстовые  задания  к  упражнениям стимулируют и  содержательный  поиск,  и  качество  его выполнения .

      Текущий   контроль  присутствует  во  всех  играх,  проводимых как  на уроке, так  и  во  внеклассной  работе.  Являясь  наглядным смотром  сил, он  «маскирует»  свою  контролирующую  сущность.

      Такой  контроль  речевых  умений  способствует  приглушению чисто учебного  на  занятиях ,  даёт  возможность  создать  атмосферу , наиболее благоприятную  для  общения.

       Открытый   вид  контроля  направлен  на  развитие  культуры  труда учащихся,  он  способствует  реализации  требования  «учить  учиться»,  все в  большей  мере  ставит  учащихся   в  положение  истинных  субъектов учения.  Кроме  того, этот  вид  контроля  образует  мост  к  самоконтролю, так  как  контрольные  задания,  предлагаемые  учителем  и концентрирующие  внимание  учащихся  на  конкретной  трудности, воспитывают бдительность  по  отношению  к  языковой  форме,  а это – предпосылка   к самоконтролю.  Обучающие   и  воспитывающие  возможности  этого  вида контроля  ёмки,  их  следует  реализовать  при  овладении  материальной базой  речевых  умений,  т.е . языковым  материалом.  Только  в  этом случае  можно  будет  успешно  решать  коммуникативные  задачи. Недоговорённость  и  неопределённость  в  отношении  контроля языкового материала,  особенно  при  существующей  сетке  часов, могут   привезти  к негативным  результатам.  Такой  контроль следует  применять  также  при оценке  владения  подготовленной речью,  которая  является  предпосылкой успешного  развития неподготовленных  речевых  умений.

Установка  на  контроль  может  способствовать  значительной интенсификации  работы  над  этой  формой  учебной  речи.  Задания  при этом  мыслятся  примерно  такие:  Составьте  программу  высказывания  в следующей  ситуации  ( т. е. план  в  виде  тезисов  или  вопросов , к каждому  пункту  плана  подберите  слова  и  словосочетания , которые могут  понадобиться  в  высказывании ).  Эта  программа  проверяется  и оценивается  учителем.  Контроль  выступает  здесь  как  инструмент жёсткого  управления  деятельностью  учащихся  на  пути  « от  смысла  к выражению »  ; ученики  учатся  приводить  в  единство  «мысль , ищущую своего  выражения» (Л.В. Щерба)  с  соответствующими  языковыми  средствами , что  является  важной  основой  для  развития  неподготовленной  речи ; последняя  является  уже  предметом  скрытого  контроля.

Информация о работе Виды контроля в учебном процессе