Виды и формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные виды и формы организации обучения.

Данная цель определяет решение следующих задач исследования:

- охарактеризовать современные виды обучения;

- дать определение формам обучения;

- рассмотреть классно-урочную форму обучения;

- проанализировать вспомогательные формы обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные виды обучения………………………………………..5

Глава 2. Формы организации обучения

2.1. Понятие о формах обучения…………………………………………13

2.2. Классно-урочная форма обучения…………………………………..14

2.3. Вспомогательные формы обучения………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………34

Список использованной литературы………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Виды и формы обучения.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

  Учебный план предусматривает организацию  всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, музыки, художественной гимнастики и т. д. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

  Потребность в консультации – учебной беседе, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обнаружить пробелы в своих знаниях и устранить их.14

 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  В заключении, на основе вышеизложенного  материала курсовой работы, подведем итоги, сформулировав основные выводы.

  В современной школе используется три вида обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным). Объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности.

  2. Проблемное (ПбО). ПбО отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся.

  3. Программированное (ПО) и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризованное обучение (КО). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом.   Компьютерное обучение отличается большой вариативностью, в зависимости от конкретных условий и возможностей учителя практикуют различные по типу, структуре, длительности учебные занятия с применением ЭВМ.

  Формы организации обучения (организационные  формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

  Классно-урочная  форма организации обучения является главной (основной).  Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

  Классическая  четырехзвенная структура урока  обучения: подготовка к усвоению новых  знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

  Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

  Подготовка  урока – это разработка комплекса  мер, выбор такой организации  учебно-воспитательного процесса, которая  в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

  В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).

  Вспомогательные формы организации учебной работы – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную  деятельность учащихся. К ним, относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурс, домашняя самостоятельная работа учащихся и  другие формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы 

  
  1. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. – М., 2002.
  2. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М., 1978.
  3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1989.
  4. Иванов С.В. Типы и структуры урока. – М., 1987.
  5. Ильин Е. Рождение урока. – М., 1986.
  6. Кириллова Г Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.
  7. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1996.
  8. Лихачев Б.Т., Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. – М., 1997.
  9. Маргулис Е. Д. Коллективная деятельность учащихся. – Киев, 1990.
  10. Махмутов М.И. Современный урок. – М.,2001.
  11. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.,1990.
  12. Онищук В. А. Урок в современной школе. – М. 1981.
  13. Организационные формы обучения /Под ред. Ю.И. Малеванного. – Киев, 1991.
  14. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – 2-е изд. – М., 1987.
  15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  16.   Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1987.
  17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник. В 2 кн. Кн. 1. – М., 2002.
  18. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.
  19.   Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М., 1989.
  20. Харламов И.Ф. Педагогика. – 2-е изд., перараб. и доп. – М., 1998.

Информация о работе Виды и формы обучения