Виды и формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные виды и формы организации обучения.

Данная цель определяет решение следующих задач исследования:

- охарактеризовать современные виды обучения;

- дать определение формам обучения;

- рассмотреть классно-урочную форму обучения;

- проанализировать вспомогательные формы обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные виды обучения………………………………………..5

Глава 2. Формы организации обучения

2.1. Понятие о формах обучения…………………………………………13

2.2. Классно-урочная форма обучения…………………………………..14

2.3. Вспомогательные формы обучения………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………34

Список использованной литературы………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Виды и формы обучения.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

  Дидактическая структура адаптивной обучающей  программы представлена на рис. 1. Если учащийся правильно выполняет задание (Dl), то он идет в обучении кратчайшим путем, сокращая себе сроки обучения. При различного рода ошибках (в теории, языке и т.д.) учащийся получает дополнительные разъяснения, помощь (П1, П2, ПЗ и т. п.), а при необходимости и вспомогательные задания (Di+1 Di+2), повышающие вероятность правильного ответа, но значительно удлиняющие путь и время обучения. В конце концов правильные ответы дают все учащиеся, что гарантирует установленное качество обучения, но каждый учащийся к этому результату приходит своим путем

  Типовой школьный компьютерный класс на базе отечественной ПЭВМ состоит из центральной ПЭВМ, установленной на рабочем месте преподавателя, и 12-15 периферийных ПЭВМ на рабочих местах учащихся. Центральная ПЭВМ и рабочие места учащихся объединены в локальную сеть, что позволяет осуществлять обмен информацией (программами) учителю с учащимися и учащимся между собой. Обычно с центральной машины загружается общая для всех программа, с которой затем каждый учащийся работает самостоятельно. Учитель может подключаться к любому рабочему месту и анализировать на своем дисплее ход учебного процесса. 

    

  Рис. 1 

  Качество  компьютерного обучения обусловливается  двумя основными факторами: 1) качеством  обучающих программ и 2) качеством  вычислительной техники. И в той и в другой области сегодня существуют значительные проблемы. Эффективных, хорошо разработанных с учетом закономерностей познавательного процесса обучающих программ пока мало, их составление сопряжено с большими затратами времени и сил специалистов, а поэтому стоимость таких программ очень высока. Постепенно увеличивается и совершенствуется парк школьных ЭВМ, но и в этой области отставание от мирового уровня еще не преодолено.

  Компьютерное  обучение отличается большой вариативностью, в зависимости от конкретных условий и возможностей учителя практикуют различные по типу, структуре, длительности учебные занятия с применением ЭВМ. Примером может быть урок санкт-петербургского преподавателя В. В. Лаптева по изучению движения тела по наклонной плоскости. В дисплейном классе, оснащенном ПЭВМ, школьники самостоятельно ставят индивидуальный машинный эксперимент: с помощью ЭВМ моделируют этот вид движения, определяют его кинематические и динамические характеристики; сами задают исходные условия. Вариантов процесса может быть очень много. Анализируя данные эксперимента, ученики выявляют существенные особенности движения (условия возникновения скольжения, его связь с массой тела и коэффициентом трения, углом наклона плоскости к горизонту и влияние этих параметров на скорость и ускорение тела). На основе полученных результатов ребята выводят общие закономерности движения тела по наклонной плоскости.

  Структура урока такова: проверка домашнего  задания (машинным или традиционным способом) – 10 мин; учитель дает задание для машинного эксперимента при изучении нового материала – 2-4 мин; работа учащихся на компьютере с моделью движения и запись результатов в тетради – 17-20 мин; обсуждение эксперимента и формулирование выводов – 10-15 мин; домашнее задание – 1-3 мин.4

 
 
 

  Глава 2. Формы организации обучения 

  2.1. Понятие о формах  обучения 

  Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.5 Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.6

  История развития школы знает различные  системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (беллланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100-150 человек), 20% - в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу. 

  2.2. Классно-урочная  форма обучения 

  Наибольшее  распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

  Классно-урочную  форму организации обучения отличают следующие особенности:

  - постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

  - каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

  - учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

  - каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

  - постоянное чередование уроков (расписание);

  - руководящая роль учителя (педагогическое управление);

  - применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

  Классно-урочная  форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

  Классно-урочная  форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, школьных кооперативах, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т. д. При этом обычно происходит путаница и терминологическая подмена: класс как постоянный состав учащихся отождествляется с классной комнатой для проведения занятий, уроки «со звонками» противопоставляются урокам без них и т. д. Исходя из этого лишь домашняя самостоятельная работа учащихся и кружковые (клубные) занятия по интересам могут быть названы вспомогательными внеурочными формами организации обучения.

  Ключевым  компонентом классно-урочной системы  организации обучения является урок. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.7 Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

  Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

  1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

  2. Реализация на уроке в оптимальном  соотношении всех дидактических принципов и правил.

  3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

  4. Установление осознаваемых учащимися  межпредметных связей.

  5. Связь с ранее изученными знаниями  и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

  6. Мотивация и активизация развития  всех сфер личности.

  7. Логичность и эмоциональность  всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  8. Эффективное использование педагогических  средств.

  9. Связь с жизнью, производственной  деятельностью, личным опытом учащихся.

  10. Формирование практически необходимых  знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

  11. Формирование умения учиться,  потребности постоянно пополнять  объем знаний.

  12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

  Каждый  урок направляется на достижение триединой  цели: обучить, воспитать, развить. С  учетом этого общие требования к  уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:

  - четкое определение образовательных задач каждого урока;

  - рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

  - внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

  - рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

  - творческий подход к формированию структуры урока;

  - сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

  - обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

  - научный расчет и мастерство проведения урока. Воспитательные требования к уроку включают:

  - определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

  - постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

  - воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;

  - внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

  К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

  - формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

  - изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

  - проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

Информация о работе Виды и формы обучения