Виды делового общения (вербальное и невербальное

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Общение является довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что это совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Структура, функции, виды общения
1.2 Влияние общения на развитие личности
Глава 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 Вербальное общение
2.2 Невербальное общение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

деловое общение.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Факультет  Учетно-финансовый

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Деловое общение»

на тему: «Виды делового общения (вербальное и невербальное)».

 

 

Выполнила студентка 2 курса,10-СПОс-1Б группы

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

«_____»________________2012г.


                      (подпись студента)

 

Преподаватель:    Остапов А.И.

 

 

 

 

Краснодар 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Структура, функции,  виды общения

1.2 Влияние общения на  развитие личности

Глава 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

2.1 Вербальное общение

2.2 Невербальное общение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общение является довольно серьёзной и актуальной проблемой  на сегодняшний день, потому что  это совершенно необходимое условие  бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции  или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между  ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной  стороны общения. Вторая сторона  общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической  науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Деловое общение определенно  является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время  уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как  правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим  образом подходят для выбранной  темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких — на его деятельности. 
        Общаться нам приходится письменно и устно, при личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.

Объектом общения является процесс межличностного общения и взаимодействия людей в этом процессе.

Предмет исследования - вербальные и невербальные средства общения.

Целью данной работы являются изучение структуры, функций, способов общения, его классификация, проблемы общения и их разрешение.

Контрольная работа предполагает следующие задачи: проанализировать структуру общения, изучить его виды, способы и функции, выяснить влияние общение на формирование личности.

Изучение вербальных и  невербальных средств общения проводилось  с помощью таких методов как  анализ, сравнение, аналогия.

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ  ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

    1. Структура, функции, виды общения.

 

Общение - взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.

В последние десятилетия  минувшего столетия, проблема общения  была “логическим центром” психологической  науки. Исследование этой проблемы открыло  возможности более глубокого  анализа психологических закономерностей  и механизмов регуляции поведения  человека, формирования его внутреннего  мира, показало социальную обусловленность  психики и образа жизни индивида.

Психологический анализ общения  раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая  социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и  прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность  в общении к числу важнейших  условий формирования личности. В  связи с этим потребность в  общении рассматривается как  следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и  источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими  людьми, что определяет потенциальную  непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом  многих исследований.

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической  сферы индивидуального бытия  человека, диалектически связанной  с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения  и развития социально-психологических  явлений.

Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Функции общения многообразны - в соответствии с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога  и т. д. Обобщенная группировка функций  допускает выделение трех их разновидностей.

Коммуникативная функция  реализуется как передача и прием  сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).

Регулятивная функция  “управляет” процессом общения  людей, в ходе которого уточняются и  формируются цели, мотивы, ориентиры  будущей совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно  поддерживает обратную связь высказываний собеседников. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики-ответа собеседника (т. е. стимулирование беседы) - в этих двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения.

Эмоционально-психическая  функция проявляется как создание комплекса чувств и психических  состояний каждого собеседника  в ходе общения. Эмоции способны придать  дополнительную значимость и вес  самым обыденным словам. Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность “отвести душу”, выговориться и т.п., приводит в итоге к особому эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности общением. И напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны “досрочно” оборвать деловой контакт. Единство функций, одновременность их проявления в процессе общения активизирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы собеседников, превращает общение в событие личной (а может быть, и не только личной) жизни людей. Не случайно так плодотворны диалогические формы общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности (“мозговой штурм”, например), в искусстве (театр), политике (дискуссия, дебаты).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  поделить на несколько видов.

По содержанию оно может  быть: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен  психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делится  на: биологическое (необходимое для  поддержания, сохранения и развития организма), социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных  контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам общение  может быть: непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.), опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом  акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут  выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

 

1.2 Влияние общения  на развитие личности

Рассматривая образ жизни  различных высших животных и человека, можно заметить, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов  характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип  внутривидовых и межвидовых контактов  называют общением.

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие  бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции  или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Содержанием общения может  стать информация о состоянии  внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о  присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения  значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью  общения может быть побуждение другого  живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

У человека количество целей  общений увеличивается. В них  помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных  знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей  в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых  взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических  потребностей, то у человека они  представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного  развития и ряда других.

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в  процессе общения информации, а при  процессе изучения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается  инструментальная сторона общения. Дальнейшее развитие общения можно  представить как постепенное  накопление человеком культуры общения  на основе рефлексии, обратной связи  и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Таким образом, общение - это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

 

Глава 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

2.1 Вербальное общение

Вербальное общение  – это устное словесное общение. Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, т.е. искусством вести беседу. Не владение этим искусством – одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

Информация о работе Виды делового общения (вербальное и невербальное