Вальдорфская педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе. Так, вальдорфская школа уже на этом этапе пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Содержание

Введение
Истоки зарождения вальдорфской педагогики………
Общая наука о человеке как основа педагогики………
Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки……
Цели и идеи вальдорфской педагогики……………………………
Режим обучения в вальдорфской школе
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная педагогика.docx

— 43.30 Кб (Скачать)

Исходя из вышесказанного понятно, что система методов  и приемов воспитания и обучения основана на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, духовных и душевных факторов.

  1. ЦЕЛИ И ИДЕИ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Вальдорфское образование не стремится облегчить жизнь детей, так как уделяет большое внимание дисциплине и строгости преподавания. Это обучение не является легким и свободным. Оно артистичное, но оно не является небрежным и безразличным. Наоборот оно требует жесткой дисциплины. И, дисциплинируя волю посредством классного расписания, дети становятся подготовленными к жизни. Но наряду с жесткостью,  все предметы должны быть доступными, будь это рисунок плетью, живопись, рассказ историй, постановка пьес или же алгебра и геометрия. К предметам должен быть такой подход, чтобы дети могли почувствовать свою связь с ними. Это не значит, что процесс обучения следует сделать легким и приемлемо мягким для детей. Сделать это – было бы несправедливо по отношению к детям и предмету [1,c.5].

Поразительно то, что вальдорская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, уже тогда содержала все те основные идеи, которые характеризуют её и по сей день.

Основными идеями школы являются:

  • Возрастная ориентация духовных потребностей каждой возрастной группы и служит духовно-душевному развитию ученика.
  • Закрепление за каждым классом одного учителя, который «ведет своих учеников с первого по восьмой год обучения; в сотрудничестве со своими коллегами и в кооперации с родителями выстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы.
  • Возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и т.д. Рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время на уроке.
  • Интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс. Акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла: в учебный план включены живопись, пластика, музыка, работа по дереву и металлу, садоводство. Таким образом, через многообразную практическую деятельность развивается волевая культура ученика.
  • Совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку.
  • Отмена цифровой оценки и второгодничества. Школа, таким образом, перестает быть местом селекции и сортировки учеников на хороших и плохих, каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
  • Введение «гигиенической организации обучения»: ориентация на ритм дня, недели, года. Предметы преподаются методом «погружения» в течение 3-4 недель на первых сдвоенных уроках, что дает учителю возможность органического, последовательного изложения материала.
  • Терапевтический аспект педагогики:интеграция врача в жизнь школы, он участвует в конференциях учителей и преподает.
  • Изучение двух иностранных языков с первого класса по особым методикам.
  • Еженедельные конференции учителей с целью постоянного профессионального развития, углубления знаний о человеке.
  • Коллегиальное самоуправление школы учителями, то есть все важнейшие организационные вопросы решаются учительской коллегией, в школе нет директора.
  • Совместная работа учителей и родителей, посвященная общей задаче воспитания.

Над отдельной школой нет верхних управляющих инстанций. В принципе основателями той или иной школы являются родители. Они должны действовать осознанно и ответственно, то есть представлять себе, как именно учат в вальдорфской школе. Поэтому говорят, что вальдорфская педагогика «вырастает снизу, а не строится сверху».

В совместных учительско-родительских объединениях решаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношений с государственными организациями. Во многих школах один день в неделю (суббота) – родительский. Родители приходят в школу и занимаются эвритмией в залах, ручным трудом – в школьных мастерских, ставят спектакли.

Так как вальдорфские школы не зависят от государства, обучение в них по необходимости является платным. Однако плата дифференцирована: бедные родители могут быть вообще освобождены от оплаты, а богатые вносят зачастую весьма значительные суммы, намного превышающие плату за обучение их собственного ребенка. Равно и оклад педагогов дифференцирован: на учительской коллегии преподаватели сами решают вопрос о распределении «фонда заработной платы», учитывая потребности того или иного учителя в данное время. В ряде стран государство оказывает поддержку, но без права вмешательства во внутришкольную жизнь и преподавание [4,c.216].

Как правило, обучение в вальдорфской школе длится 12 лет, а желающие поступить в университет заканчивают еще 13-ый класс «абитуриентский». Вальдорфские педагоги подчеркивают, что подготовка к университету не является основной целью. Тем не менее, процент выпускников этих школ, поступающих в университет, в среднем не ниже, а порой и несколько выше, чем у обычных государственных школ.

В вальдорфской школе с первого взгляда обнаруживается полная противоположность сложившейся практике обучения. Целью школы является воспитание гармоничного человека во всех проявлениях своей сущности – в мыслях, чувствах и воле.

В этой школе первоклассников  встречает учитель, совершенно отличный от эксперта в общепринятом смысле слова. Классный руководитель в вальдорфской школе – это тот, кто преподает ведущие дисциплины первые восемь лет их обучения.

 Основная идея вальдорфской школы состоит в том, что учитель собственным примером должен ориентироваться в самых различных областях знания [4,c.223].

 

  1. РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ В ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ

 

Расписание в вальдорфской школе кардинально отличается от исконно принятых, которые ориентированы, как правило, вертикально. В обычных школах у детей каждый день проводятся разные уроки, учеников произвольно перекидывают с урока на урок, а это препятствует глубине постижения.

Расписание дня в вальдорфской школе скользящее, ритмически повторяющееся, состоит из 3-х частей: первая часть дня: «главный урок», та дисциплина, курс которой углубленно изучается в данное время, занимает первые 2 урока. Эта дисциплина выбирается, как правило, из гуманитарной или естественнонаучной области (литература, история, география, физика). Ее проходят 3-4 недели подряд. Учитель ищет такие формы обучения, которые позволяют сделать процесс познания продуктивным и творческим. В младших классах он может представиться злой ведьмой, задающей вопросы, хитрой лисой, добрым волшебником. Более взрослые дети сами делают выводы из своих наблюдений над сутью дисциплины.

Следующий шаг – переработка  нового материала в рабочих тетрадях учеников, где они пишут, чертят, рисуют. Во время урока дети не пользуются напечатанными учебниками, книги появляются лишь в устной беседе учителя и работе самих учеников. Когда заканчивается этот период, дети начинают изучать новые дисциплины, а эту на время оставляют в покое.

В середине дня дети занимаются такими предметами, которые активизируют дыхание, строятся как процесс упражнений, например языком. С первого класса дети изучают 2 языка, сначала они разучивают песни, игры на изучаемом языке, позже эти игры превращаются в уроки с изучением грамматики [1,c.10].

Не менее важная роль отводится  занятиям музыкой, эвритмией – это искусство движения, выработанное Штайнером. В её основе – исполнение стихов или музыки, сопровождающееся определёнными движениями. В эвритмии речь и музыка находятся в гармонии с движением исполнителя.  О её значении Штайнер писал: "Когда люди занимаются эвритмией, это способствует в жизни и эвритмистам, и зрителям; и те, и другие получают при этом нечто весьма существенное. У тех, кто сам является эвритмистом, благодаря эвритмическим движениям физический организм становится надлежащим приемным органом для духовного мира, поскольку движения хотят низойти из духовного мира. В известной мере эвритмисты становятся приемными органами для процессов духовного мира, подготавливая для этого свои тела. Если бы вы смогли после эвритмического представления вдруг проснуться ночью, вы бы увидели, что в вас присутствует нечто в значительно большей степени, чем после сонаты, когда вы прослушали вечерний концерт... Это укрепляет душу, позволяя душе живым образом вживаться в сверхчувственное [4, c.160].

Заключительная и обязательная часть школьного дня – воспитание ремеслом. В это время дня тяжесть  возложена на нее, хорошо помогает им в работе. Они учатся шить, вязать спицами, крючком, изготавливать одежду. Их учат сапожному, столярному, переплетному делу, изготовлению бумаги. Они получают возможность познать мир с  помощью физического труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что главной идеей, положенной в основу вальдорфской педагогики, является идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни». Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам».

В вальдорфских школах верят, что все изучаемое детьми, должно проходить через их сердце. Из сердца выходит импульс, пробуждающий к действию. Из желания и действия возникает понимание.

Конечная цель образования  – это не погоня за счастьем или  карьерой с большим заработком. Это скорее всего развитие внутренней выносливости и гибкости, которые бы позволили детям войти в жизнь и соответствовать ей.

К силам, оказывающим формирующее  воздействие на физические органы, принадлежит та радость, которую  ребенку дарит его окружение: ласковые лица воспитателей и, прежде всего, искренняя, непритворная любовь. Любовь, своим теплом согревающая  физическое окружение.

Мы живем в эпоху, когда  должны быть изжиты любые апелляции  к эгоизму, - если только человечество не хочет и дальше следовать тем  же путем упадка культуры, по которому оно движется сегодня. Мы должны иметь  в виду, что работаем над чувством, представлением и волей следующего поколения. В жизни имеет цену не готовое знание, а работа, которая  подводит к готовому знанию и в педагогическом искусстве эта работа обладает совершенно особой ценностью.

 «Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее»

Рудольф Штайнер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Арапов, М.В. Что такое вальдорфская школа/ М.В. Арапов// Курьер. - 1999.- №5. – С. 3 -13.
  2. Загвоздкин, В.К. Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк /В.К. Загвоздкин // Человек.- 1998.- №1. – С. 6 -11.
  3. Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штейнера/ Ф. Карлгрен.-М.: Центр вальдорфской педагогики,1993.-405 с.
  4. Пегов, В.А. Вальдорфская педагогика как образец свободного образования:учеб. пособие / В.А. Пегов.- Смоленск: СОИУ,1992.-386 с.
  5. Штайнер, Р. Путь познания антропософии. Мистерия Михаила: антропософские руководящие положения/ Р. Штайнер. - М.: Антропософия,1996.-568 с.
  6. Штайнер, Р. Общее учение о человеке как основа педагогики / Р. Штайнер. - М.: НОЙ, 1992.-608 с.

 


Информация о работе Вальдорфская педагогика