В.А. Сухомлинский о воспитании культуры нравственного поведения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе придают проблеме развития нравственных чувств личности особую актуальность.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

В. А. Сухомлинский  был  сторонником  ранней  социализации  ребенка,  его  раннего приобщения к нравственным и духовным ценностям общества: "Познание  ребенком  окружающего мира  и   самого   себя  не   должно  быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и нравственные ценности, созданные старшими поколениями", - писал педагог. На страницах трилогии раскрываются главные,  по  мнению Сухомлинского,   условия нравственного  воспитания: познание, эмоциональное  восприятие,  общение  и деятельность - в их  диалектической взаимосвязи. В  работах  "Сердце  отдаю  детям",  "Рождение гражданина"  и  "Письма   к  сыну"  уделено   много   внимания   сложному  и многоплановому  процессу   общения  как  педагогической  категории.  В.   А. Сухомлинский  проанализировал  все  типы  педагогически  значимого  общения, затронул  многие аспекты содержания процесса  общения ребенка с  природой, с окружающим  миром,  с  произведениями  искусства,  охарактеризовал  принципы общения детей с педагогом, в  коллективе и друг  с другом, с представителями старшего  поколения  - дедушкой  и  бабушкой,  отцом  и  матерью.  "Тонкость чувств,- писал  Василий Александрович,-  воспитывается  только в коллективе, только благодаря постоянному  духовному общению с людьми...". При этом   идею   педагогического   общения   он   рассматривал  в   единстве  с деятельностью, с практикой. В трилогии  рассмотрены самые разнообразные виды педагогически  значимой  деятельности: познавательная,  учебная,  трудовая, творческая,   нравственная,   эмоциональная;  показано   их   значение   для формирования коллектива и личности. Сухомлинский  характеризует деятельность воспитателя  как  педагогически   организованный  процесс,  направленный  на формирование у ребенка системы отношений  к  миру, к обществу и к  себе.

Для успешной   реализации  всех  условий нравственного воспитания   -  активного   познания, эмоционального переживания,  общения  и  деятельности - В.  А.  Сухомлинский специально организовывал так  называемые  "эмоциональные ситуации"  (которые трактует как педагогические). В своих работах он обосновывает это понятие  и показывает его практическое  применение.

   В "Рождении гражданина" говорится: "В воспитательной  работе  было много специально созданных, предусмотренных, "построенных" человеческих отношений,  которые имели своей целью утвердить в душах воспитанников уважение  к человеку  как  к  высшей ценности,  чтобы  с детства  человек был другом, товарищем,  братом  для другого человека". В годы детства, считал Василий Александрович, это особенно действенно, ведь в 6-11 лет закладываются основы морально-нравственных качеств личности. В  воспитании подростка  эмоциональная  ситуация сохраняет свое приобретает черты самостоятельного детского творчества с ярко выраженной эмоциональной  окраской. "Для  эмоциональной  ситуации,-  отмечает педагог, - характерна   деятельность,   которая   выражается   в   душевных   порывах, - деятельность словно бы стихийная, никаким замыслом не побуждаемая: моральные ценности, приобретенные  раньше, вступают в  действие. Деятельность, которая не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием обстоятельств, является    одновременно    и   проявлением   определенной эмоционально-моральной культуры - средством дальнейшего развития, углубления благородных человеческих страстей". В "Рождении гражданина" Василий Александрович дает общую  характеристику эмоциональных ситуаций и раскрывает методику  воспитательной  работы  в   четырех  из   предложенных  им   типов педагогических ситуаций.

В  трилогии учитываются  специфические особенности каждого возраста. Цель начальной  школы  - "научить детей учиться", помочь осознать  свои  творческие  силы  и способности,  потому  что "в этом  осознании - самая  сущность  формирования  личности".  В.  А.  Сухомлинский  считал  важным как  можно  раньше ознакомить   детей  с   морально-нравственными   основами  нашего  общества, сформировать  положительное к ним  отношение, вызвать обостренный интерес  к понятиям добра  и  зла, организуя воспитательный процесс так, чтобы участие, искренность,  сопереживание,   сочувствие,   человечность   проявлялись   в деятельности.

Когда школьник вступает в пору отрочества, школа, воспитатель, общество,  сохраняя  и  развивая  то,  что  заложено  в  детстве,  формируют гражданина,  для которого "нравственные идеи  превращаются в нормы и правила поведения.  Этот  процесс возможен только  при многогранной духовной деятельности, без которой  нет устремления  к идеалу, нет живой человеческой личности".

Вступив в  жизнь, каждый юноша  и  каждая девушка  на  деле должны применять полученные  знания,  занять активную жизненную позицию,  бороться со злом, неправдой, предательством.  "Идейность без человеческой  страсти,-  пишет Василий Александрович,- превращается в ханжество. Есть у нас в обществе много "борцов за  правду", "искателей истины", которые не прочь "разоблачить" зло.  Эти демагоги, пустозвоны  приносят  много вреда.  Задача  заключается не в том,  чтобы увидеть зло и во всеуслышание сказать о  нем, а в том, чтобы  преодолеть зло. Иногда надо не  говорить,  а действовать  без разговоров".  Все эти гуманистические положения, развитые Сухомлинским, рассматриваются   педагогической  наукой как новый  шаг  в  решении актуальных проблем нравственного воспитания.

Василий Александрович  создавал свои произведения  в  жанре  педагогической  публицистики, внеся в работы  богатый педагогический опыт свой и своих коллег, правдивые жизненные ситуации,  индивидуализированные образы, элементы фольклора. Показательна  в этом отношении книга "Сердце отдаю детям". Впервые  вышедшая в 1969  г., она сразу  приобрела широкую  популярность,  выдержала  46 изданий на 23  языках мира, в том числе на английском, французском, немецком, японском, китайском. Своей популярностью она обязана и манере изложения, и поднятой проблематике.

"Школа под  голубым  небом", описанная  в книге,- это  своеобразная  творческая лаборатория, в которой идет сложный  процесс физической закалки, умственного развития, духовного становления, эмоционально-эстетического роста, трудового приобщения, идейного пробуждения детей. 

Язык,  слово  Василий  Александрович  трактовал  очень  широко (это и  слово учителя, и книга, и  язык природы, и  язык  музыки,  живописи) и придавал им очень большое  значение.  Слова призваны пробудить  пытливую  мысль ребенка, способствовать выявлению его творческой индивидуальности; дети должны понять нерасторжимую  связь  языка  с  Родиной,  культурными  традициями народа. 

В книге "Сердце  отдаю детям" широко представлено  детское  творчество  как   средство  и  результат  воспитания. Создание сказок,  тонкие наблюдения над природой,  умение  передать ощущение своей  неразрывной связи с окружающим миром  -  в этом Василий Александрович видел   слияние  творческою  восприятия   с   анализом,  с  размышлением,  с нравственным содержанием

Вторая книга  трилогии - "Рождение гражданина"  с момента выхода в свет (1970г.) выдержала 25 изданий на 14  языках мира. Широкий и полный анализ проблем нравственного воспитания подростка с характеристикой противоречий и особенностей этого периода составляет основное  ее  содержание. В работе с  подростками Василий Александрович применял ту же методику  воспитательного воздействия, что и к детям 6-11  лет,  но  значительно  обогатил ее,  расширил  и  углубил новыми идеями.  "Первый раз рождается  живое  существо,  второй  раз  -  гражданин, активная, мыслящая, действующая личность, которая видит не только окружающий мир,  но и  саму себя", - утверждал Сухомлинский  и, исходя  из  этого и из потребностей общества,  строил воспитательную  систему.  В. А. Сухомлинский  утверждал,   что  при  решении   главных  проблем   нравственного воспитания подростков и  формирования их  научного  мировоззрения необходимо  учитывать психофизиологические  особенности  и противоречия  этого  возраста. Педагог видел, что правильное соотношение воспитательных воздействий с особенностями возраста  -  залог  успеха.  Поэтому  он подробно  раскрывает  противоречия, свойственные  отрочеству,  и  на  этой  основе  строит  свою  педагогическую аргументацию.

Педагог  раскрывает  весь  сложный   процесс  формирования морально-нравственных  качеств  личности.   Он  ведет   воспитанника через знакомство с элементарными нормами  морали к пробуждению моральных чувств, а затем  -  к  выработке  моральных привычек  и  через  упражнения в моральных поступках к морально-нравственным убеждениям.

В. А.  Сухомлинский  считал необходимым  создать  оптимальную  систему  педагогического воздействия на воспитанника,  направленную  на  всемерное  развитие  его способностей  и формирование  основных  духовных  потребностей,  которые  в  конечном  итоге реализуются  в творческом  труде.

Третья книга трилогии - "Письма к сыну" -  впервые вышла в свет  в 1977 г.; над ней Василий Александрович работал до последних дней своей жизни. Она построена в форме диалога  воспитателя со своим  взрослым  воспитанником, уже покинувшим стены школы, и  поэтому педагогические  идеи и  мысли Сухомлинского получают новое  содержание  с ярко выраженной нравственно-этической окраской. Воспитанию человека посвящена  большая  часть писем.  В них Василий Александрович  развивает  свои  мысли   об общественном    содержании   деятельности,   о   призвании   и   духовности, рассматривает   вопросы  самовоспитания,  любви,  дружбы,  красоты,  идеала. Лейтмотивом всего произведения является мысль о том,  что основное в жизни - это труд, отношение  к  труду как к венцу и торжеству человеческой сущности: "И самое главное,  на  чем всегда  будет; держаться человек – его ум, совесть".

Сегодня многие идеи Василия Александровича, формы  и методы обучения  и  воспитания   детей,  поднятые  и  развитые  в  трилогии,  стали повседневной  практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате анализа трудов Василия Александровича Сухомлинского я могу выделить следующие личностные качества педагога, которые представляются мне самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, как они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь  понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться  быть таким для педагога очень  важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает нравственные ценности общества.

Что касается самого Василия Александровича, то к опытной работе выдающегося педагога в области начального обучения относились по-разному. Были и негативные высказывания, связанные с тем, что он переоценивал роль природы в обучении, идеализировал детскую душу. Но все сходились в одном: В.А.Сухомлинский внес значительный вклад в теорию и практику начального образования. Особенно в части развития детского ума и сердца. Последние страницы его книги «Сердце отдаю детям» нельзя читать без волнения. В них идет речь об опытной работе с детьми начальных классов, начиная с шестилетнего возраста. Вот они: «Пять лет я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетанье вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль… В своей мечте я вижу вас взрослыми людьми, мои дорогие дети. Каждого из вас я вижу мужественным патриотом, человеком с честным и горячим сердцем, ясным умом, золотыми руками».

Так искренне и  взволнованно мог написать лишь большой  педагог, истинный врачеватель детских душ, патриот своего Отечества. Этим и остается дорог нам педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.

В данной курсовой работе поставленные цели и задачи были решены, актуальность раскрыта в  полной мере.

Список  использованных источников

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.

5. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.

6.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

8. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

Информация о работе В.А. Сухомлинский о воспитании культуры нравственного поведения учащихся