В.А. Сухомлинский о воспитании культуры нравственного поведения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе придают проблеме развития нравственных чувств личности особую актуальность.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Введение

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе придают проблеме развития нравственных чувств личности особую актуальность. Теория нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в безверии, агрессивности.

Во-вторых, в  современном мире маленький человек  живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует  высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и  потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В связи с  этим возрастает ценность педагогических систем и технологий, выдержавших  испытание временем, но не получивших достаточно полного использования  в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский (1918 - 1970) - талантливый педагог-новатор, ученый и практик.

Исследуемая мной проблема – влияние личности педагога и других факторов на создание условий для нравственного воспитания - нашла отражение в его фундаментальных работах, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Целью моего исследования является теоретическое обоснование влияния различных факторов на формирование нравственности у учащихся на основании трудов В. А. Сухомлинского.

Объект исследования – работы В. А. Сухомлинского.

Предмет исследования – влияние личности педагога на нравственное воспитание детей.

В соответствии с целью, объектом и предметом  исследования поставлены следующие задачи:

1) Выявить условия нравственного воспитания ребенка;

2) Дать анализ состояния проблемы настоящего исследования в работах В. А. Сухомлинского.

3) Выявить роль личности педагога в процессе нравственного воспитания.   

 

 

 

Глава 1.   Психолого-педагогические основы

нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

    1. Понятие нравственности.

Прежде чем  говорить о нравственном воспитании рассмотрим некоторые смежные понятия.

Нравственная  культура – систематический, интегральный результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных моральных ценностей, как и участием человека в их создании.

Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры, необходимо выяснить такие узловые понятия, как культура, мораль, нравственность.

Культура рассматривается  как способ человеческой деятельности, как синтетическая характеристика развития человека. Она выражает степень его овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Культура не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, она – специфический способ человеческой деятельности, определённое качество этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной активности, так и механизмы социальной регуляции и саморегуляции. Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная.

Воспитание имеет две  основные цели. Во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых, немаловажной задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.

Социальная функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами социального единства и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Но это вовсе не означает, что моральные санкции связаны с какой-то «жертвой» индивидуума во имя общего. Наоборот, ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности.

Диалектика морального регулирования  такова, что «защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является и необходимым условием свободы всех.

Свобода – это возможность  поступать так, как ты желаешь. К  сожалению, и в сознании некоторых людей истинная свобода связывается именно с полной, с неограниченной реализацией всех личных желаний, капризов и стремлений. Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу. Необузданные желания ведут к закрепощению личности. И наоборот, определённое разумное ограничение желаний и потребностей, которое внешне выглядит как уменьшение свободы, в действительности же является её существенной предпосылкой.

Нравственность – это  не любование другим человеком, не абстрактная  вежливость и обмен комплиментами, а «воинствующее» добро, преобразующее и очеловечивающее социальные условия жизни. Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов. Нравственная культура – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности.

В зависимости от зрелости этих специфических компонентов существует несколько уровней индивидуальной нравственной культуры:

- низкий уровень нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы;

- «мозаичная культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными поступками, совершёнными под воздействием общественного мнения, традиций в семье и т.д.;

Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений, т. е. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что  «незыблемая основа нравственного  убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

В настоящее время нравственному  воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин  является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта  воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение  форм деятельности и просвещения  на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

Воспитание  для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека». Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. С тревогой наблюдая картины бездуховности в окружающей жизни, он писал: «Мне кажется, что общество болеет страшной болезнью -  девальвацией человеческих ценностей» (Сухомлинский В.А. Мера всех ценностей.  116). По сути, речь идет либо об отсутствии, либо о слабом развитии духовно-нравственной культуры учащихся. Но духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека. «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности: без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров». Поэтому процесс нравственного воспитания личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах».

Из контекста его произведений как бы «высвечиваются» четыре бинарных  т.е. парных,  чувства: совесть -  стыд, долг -  ответственность (перед Родиной, другими людьми, самим собой). Все другие нравственные чувства, в том числе и гуманные, так или иначе, основываются на определенном уровне развития совести, стыда, долга и ответственности. Подлинное мастерство воспитания, считал педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость. Важное значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, -  писал В.А. Сухомлинский, - значит, упустить все». «Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств».

Сухомлинский  указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности  младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость  детей: «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями» (Сухомлинский 1963: 43). Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств - сочувствия, сострадания, отзывчивости. Другой особенностью этих возрастных периодов является конкретность восприятия моральных норм, «когда нравственные понятия доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядной очевидности морального смысла того, что он видит и делает»

1.2 Задачи, цели и принципы нравственного воспитания.

Исходной точкой педагогического мировоззрения  Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения  к окружающей действительности, понимание  своего дела и ответственности перед  родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, а «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373).

«Задача школы  и родителей - дать каждому ребенку  счастье. Счастье многогранно. Оно  и в том, чтобы человек раскрыл  свои способности, полюбил труд и  стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Главной целью  воспитания В. А. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Из системы взглядов В. А. Сухомлинского на школьное воспитание можно сделать вывод: главной задачей школы является воспитание человека, который бы в любой области, полезной для общества, смог подняться на наивысшую ступень гражданственности. Роль человека в общественном прогрессе определяется не его профессией самой по себе, а идейным и нравственным смыслом его деятельности.

В. А. Сухомлинский считал, чтобы воспитатель воздействовал  на ребенка, чтобы ребенок прислушивался  к словам воспитателя, подчинялся им, педагогу требуются десятилетия, чтобы  сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это у педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского.

Информация о работе В.А. Сухомлинский о воспитании культуры нравственного поведения учащихся