Организация коррекционно – логопедической работы по развитию устной речи у детей с нарушением слуха

Дата добавления: 10 Апреля 2014 в 11:18
Автор: n************@list.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (64.88 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

курсовая логопедия.docx

  —  67.46 Кб

В.И.Бельтюков, К.А.Волкова, Е.П.Кузьмичева, Н.М.Назарова, а также Е.И.Андреева, Н.И.Белова, Э.И. Леонгард, Н.Ф.Слезина и др.) [2].

Задача формирования у глухих устной речи решается почти всеми крупными деятелями в области как западноевропейской, так и российской сурдопедагогики с XVI в. (К.Амман, Х.Боннет, С.Гейнике, П.Д.Енько, С.А.Зыков, Дж.Кардано, Н.М.Лаговский, К.Малиш, В.В.Оппель, А.Ф. Остроградский, Ф.А.Рау, Ф.Ф.Рау, И.Я.Селезнев, И.Фатгер, В.И.Флери, М.Е.Хватцев и др.

Сопоставление работ многих ученых прошлого, составляющих основу разных методических систем обучения глухих («мимическая» система - Ш.М.Эпе, Р.АСикар - Франция, Г.А.Гурцов - Россия, Т.Голлоде, Л.Кларк - США и др, система «чистый устный метод» - С.Гейнике, И.Фатгер, Ф.М.Гилль, Г.Гепферт, Р.Линднер, Г.Форхгаммер - Германия, А.Ф.Остроградский - Россия, АГ.Белл -США и др, комбинированная система - М.Венус, И.Май, Ф.Шторк - Австрия, В.И.Флери - Россия, Э.Галлоде - США и др.) подтверждает значимость и эффективность обучения глухих устной речи.

До 40-х годов XX века в России отсутствует оригинальная, целостная, система обучения глухих устной речи, соответствующая требованиям современного уровня науки. Первые шаги в этом направлении предпринимаются Р. М. Боскис, И.А.Васильевым, Л.С.Выготским, Н.М.Лаговским, Н.АРау, Ф.АРау и др. Окончательное обоснование, структурное построение система обучения глухих устной речи получает в трудах Ф.Ф.Рау. Его ученики, преемники продолжают развивать идеи ученого, разрабатывая отдельные аспекты работы над устной речью и произношением глухих: работа над внятностью произношения (В.И.Бельтюков, К.А.Волкова, Э.И.Леогард, Л.В.Николаева, Н.Ф.Слезина и др.), использования и развития остаточного слуха (И.Г.Багрова, Т.А.Власова, Е.И.Кузьмичева), обучения произношению фонем (Р.А.Кошелявская, Э.И.Леонгард, М.Ф.Титова, О.А.Токарева, Н.И.Шелгунова и др.), словесному ударению (Е.И.Андреева, А. М.Суржикова, Л.Г.Шустрова и др.), темпу речи (Е.К.Марциновская, Л.Г.Шустрова и др.), ритму (Н.И.Белова, Н.М.Назарова и др.). Вопрос возникновения и развития всей системы обучения глухих устной речи, разработанной Ф.Ф.Рау в целом остается малоизученным. За всю историю развития системы обучения не-слышащих реализация в практике системы Ф.Ф.Рау не подвергалась целостному рассмотрению [3].

Актуальность курсовой работы заключается в определении педагогической ценности системы обучения глухих устной речи, созданной Ф.Ф.Рау, и ее востребованности в современной сурдопедагогике и практике обучения детей с нарушениями слуха.

Объект исследования: система формирования устной речи у глухих учащихся.

Предметом исследования: становление системы Ф.Ф.Рау по формированию устной речи глухих

Цель исследования: научное обоснование жизненности, актуальности системы Ф.Ф.Рау в современных педагогических условиях и необходимости ее совершенствования.

Задачи:

1. Теоретический анализ  развития речи у детей с  нарушениями слуха в отечественной  и зарубежной литературе

2.Уточнить содержание  коррекционно – логопедической  работы по развитию устной  речи у детей с нарушением  слуха.

Положения выносимые на защиту:

1. Особенности развития  речи у детей с нарушениями слуха

2. Содержание коррекционно – логопедической работы по развитию устной речи у детей с нарушением слуха.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются труды Ф.Ф.Рау, Слезиной Н. Ф., Леонгард Э. И., Боскис Р.М. занимавшихся проблемой устной речи детей с нарушением слуха.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновываются актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, предмет, объект, задачи, положения, выносимые на защиту. Описывается значение устной речи в жизнедеятельности детей с нарушением слуха,  идет теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых занимавшихся проблемой устной речи детей с нарушением слуха.

В первой главе «Особенности развития устной речи у детей с нарушениями слуха» дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха и выявлены особенности устной речи глухих школьников. Описываются фонетико-фонематические нарушения и нарушения лексического и грамматического строя речи

Во второй главе «Методическая система обучения произношению детей с нарушением слуха» раскрывается содержание коррекционно- логопедической работы по развитию устной речи у детей с нарушением слуха. Описываются методы, содержание, формы  организации  обучения произношению.

В заключении  выявляются общие закономерности формирования устной речи у слышащих детей и детей с нарушенным слухом, подводится итог по содержанию коррекционно - логопедической работы по развитию устной речи у детей с нарушением слуха.

 

 

 

 

 

 

 

1 Особенности развития  устной речи у детей с нарушением  слуха 

 

 

1.1 Общая характеристика развития устной речи детей с нарушениями слуха

 

 

На современном этапе наблюдается увеличение роста детей с нарушением слуха. Нарушения слуха является наиболее часто встречающейся патологией у новорожденных, частота этой патологии достигает 30 случаев на десять тысяч младенцев. В результате проведения медицинского скрининга было выявлено: на 1 января 2009 года -116 детей с нарушением слуха в возрасте до трех лет, 1669 — от трех до шести лет и 7390 — в возрасте от 7 до 18 лет [4].

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В.П.Лебедев, О.П.Токарев и др.)  пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.

Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).

Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.

К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ребенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни.

Как мы уже говорили, выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дб в диапазоне до 1000-2000 гц). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка. Наибольший ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Чем раньше начинается специальное обучение ребёнка словесной речи с использованием и развитием остаточного слуха и чтения с лица устной речи окружающих, тем меньше психическое развитие отклоняется от нормы.

Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка — более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Даже в условиях специального обучения развитие словесной речи глухих отстаёт от нормы и имеет целый ряд особенностей, касающихся овладения фразовой речью, усвоения звуко-буквенного состава слов; часто наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов. При обучении дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее - обозначающими действия, качества, признаки, ещё труднее - словами с абстрактным и переносным смыслом. В построении фраз они допускают нарушение законов грамматики. Понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, дактильной и письменной речи. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познавательных  процессов, эмоционально-волевой сферы и др.

Для общения со слышащими дети пользуются естественными жестами (указательными, имитирующими действия, изображающими признаки предметов), которые обычно вырабатываются в процессе взаимного общения. Между собой они общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи, знаковая и информационная структура которой более сложна, чем при естественных жестах, однако эта речь отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной и используется в общении ограниченным кругом людей [5].

Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой происходило на основе нормального слухового восприятия. Сохранность речи зависит от возраста ребёнка в момент наступления глухоты, наличия остатков слуха и умения их использовать, владения грамотой к моменту потери слуха, условий развития и индивидуальных особенностей, от коррекционно-педагогических воздействий.

Чем младше потерявший слух ребёнок, тем скорее и сильнее нарушается и даже распадается его речь. Важно как можно раньше начать коррекционную работу по сохранению речи и формированию на её базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом важнейшая роль отводится зрительному восприятию (чтению с лица). Параллельно идёт обучение детей чтению.

Слабослышащие дети страдают понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи. В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют возможность с помощью слуха накапливать некоторый запас слов. Степень потери слуха может быть различной - от затруднённого восприятия шёпота до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

Согласно определению Ф. Ф. Pay, Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова, «тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т. д.), все же возможно» [6].

Уровень развития речи зависит главным образом от степени нарушения слуха, времени его наступления, а также от условий воспитания с учётом слухового дефекта, индивидуальных особенностей ребёнка. Своевременно принятые меры по коррекции речи и формированию навыков чтения с губ (с лица), даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха, позволяют добиться того, что ко времени поступления в школу ребёнок овладевает развёрнутой речью. Когда нарушение слуха не распознаётся или на него не обращается должного внимания, речь ребёнка может оказаться недоразвитой даже при сравнительно небольшой степени тугоухости.

Слабослышащие, обладающие развитой речью, обучаются в массовой школе. Однако даже незначительная потеря слуха (ребёнок слышит шёпот на расстоянии 2-4 м) может вызвать определённые трудности в освоении учебной программы. Успешному обучению в массовой школе помогают дополнит, занятия, на которых  учитель уточняет произношение слов, помогает ребенку овладеть их звуковым составом.

При выраженном недоразвитии речи дети нуждаются в обучении в специальной школе для слабослышащих и позднооглохших детей.

Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи. При этом степень нарушения (недоразвития) экспрессивной речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступления тугоухости, условий развития ребенка (принятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. Однако у слабослышащих могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые непосредственно не связаны с состоянием слуховой функции: заикание, нарушение темпа речи, ринолалии, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Цель исследования: научное обоснование жизненности, актуальности системы Ф.Ф.Рау в современных педагогических условиях и необходимости ее совершенствования.
Задачи:
1. Теоретический анализ развития речи у детей с нарушениями слуха в отечественной и зарубежной литературе
2.Уточнить содержание коррекционно – логопедической работы по развитию устной речи у детей с нарушением слуха.
Содержание
Введение
1 Особенности развития устной речи у детей с нарушением слуха
1.1 Общая характеристика развития устной речи детей с нарушениями слуха
1.2 Фонетико-фонематические нарушения
1.3 Нарушения лексического и грамматического строя речи
2 Методическая система обучения произношению детей с нарушением слуха
2.1 Методы обучения произношению
2.2 Содержание обучения произношению
2.3 Формы организации обучения произношению
Заключение
Список использованной литературы