Этическое и гигиеническое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:52, реферат

Описание работы

Аннотация.
На конкурс представлены внеклассные занятия для учащихся начальной школы.
1 класс – «Ежели вы вежливы…»
1 или 2 класс – «Друзья Мойдодыра»
2 класс – «Этикет»
Данные методические разработки содержат интересный материал на заявленные темы. Стихи, сценки, игры позволяют вовлечь детей в решение поставленных учителем проблем, жизненных ситуаций, поведения и гигиены.

Работа содержит 1 файл

Посканная.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем  в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

     Ребята  посмотрите на плакаты (показывает на плакаты, украшающие стены класса).

Давайте прочитаем, что здесь написано.

«Чистота –  залог здоровья».

«Где больше грязи, там раздолье заразе».

Вы согласны с этим? Тогда немного поиграем. Я буду вам читать стихотворение  о Коле, вы будете внимательно слушать  и после каждой моей паузы говорить: «Это очень хорошо». Попробуем?

Жил на свете  мальчик Коля.

Он учился в  нашей школе.

В семь утра он поднимался…(Пауза.)

Никогда не умывался…(Пауза.)

Он старательно  учился…(Пауза.)

И однажды отличился…(Пауза.)

Отнял он рекорд у Вани – 

Три недели не был  в бане…(Пауза.)

Но исправился наш Коля…(Пауза.)

И его все  хвалят в школе! (Пауза.)

Стал наш Коля молодец! (Пауза.)

Тут и сказочке конец!

     Чтобы быть другом Мойдодыра, каким надо быть?

Настало время  нам прощаться, но пожелаем мы сейчас…

Будь чистым, свежим, аккуратным,

Здоровье будет – высший класс! 
 
 

Этикет

Цели и задачи:

- познакомить  детей со словом этикет;

-учить детей  употреблять различные словесные  формы вежливости;

-прививать детям  этические нормы поведения.

               Ход занятия

     - Ребята, вы слышали когда-нибудь  про этикет? Да, - скажите вы, - это: ни на кого, не чихай, на ноги не наступай, не ругайся, говори вежливо, слушайся старших… Правильно.

     «Этикет»  в переводе с французского – «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому-то так захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.

  Есть много разных правил поведения. Справедливых и добрых. Но нельзя забывать, что и в слове заключена великая сила. Недаром говорят: « Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». И это, действительно, так. Иногда от грубого слова, вылетевшего неожиданно, кому-то может быть плохо. Но, словом можно и порадовать. Доброе слово может поддержать человека в трудную минуту, помочь отогнать дурное настроение, даже вылечить.… Есть много разных красивых слов.

«Извини», «пожалуйста», «прости» и «разреши» -

Это не слова, а  ключик от души.

Кроме нашей  спутницы, таблицы умножения.

Есть еще таблица, таблица уважения.

Помните как  азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и  «пожалуйста» -

Волшебные слова.

Всюду, где нескромному  укажут отворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдет.

Перед словом вежливым двери отворяются,

Пусть оно почаще, почаще повторяется.

( М. Танич)

     Грубость, неуважительное отношение к друзьям, к окружающим людям – признак  плохого воспитания. Иногда ребята грубят родителям и старшим. Им  кажется, что они поступают как самостоятельные и почти взрослые люди, но они глубоко заблуждаются в этом.

  Самый важный

В киоске открыта  продажа газет,

Стоят у киоска шахтер и поэт,

Актер, инженер, архитектор и ткач,

Монтер и студент, и учитель и врач.

Пришел за газетой  седой генерал,

Спросил: «Кто последний?»

 И в очередь  встал.

Но вдруг подбегает  один гражданин

Двенадцати лет, без заслуг и седин.

Он лезет и  грубо стоящих толкает,

Над книжным  прилавком

Монетой сверкает и требует:

«Дайте скорее газету!»

Себя он считает  важнее поэта,

Актера, шахтера, важнее врача,

Доцента, студента, монтера, ткача.

(М. Скрипкин)

     Что вы можете сказать об этом мальчике и его поступке? Как в данном случае поступили бы вы? (Обсуждение ситуации.)

     Про Лену

(инсценировка)

Мама дочке говорила:

- Скоро сварится  обед.

В магазин бы ты сходила, -

Видишь, хлеба  дома нет.

- Не могу, - сказала  Лена. – 

У меня болит  колено.

- Значит, плохо  наше дело.

И давно болит?

- Давно…

- Очень жаль, а я хотела

Взять тебя собой  в кино.

Покраснев, сказала Лена:

- Кажется, прошло  колено.

(Н. Садовый)

     Есть  ли сходство между мальчиком 12-ти лет  и Леной? Если есть, то в чем оно?

Ученые и врачи  попытались ответить на вопрос: влияет ли грубость на здоровье людей?

Они установили, что жестокие поступки и обидные слова имеют самые серьезные последствия. Когда человеку приходится переживать боль и унижение, это сохраняется в его памяти на долгие годы.

     Иногда  во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете  драться. Невинная драка переходит в жестокость.

     Игра

Игру во дворе  начинают опять,

Мальчишку в  игру принимать не хотят.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело –  футбол и хоккей,

Соседей они  превращают в друзей,

А в играх  с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует  вежливость и доброта,

Да здравствуют  добрые лица!

И пусть тот, кто злится – стыдится!

(Е. Ильин)

     Ребята  в играх между собой, вы должны быть внимательными, вежливыми и  уступать друг другу. А давайте узнаем, знаете ли вы, как себя вести в конкретной ситуации.

  - Трамвай,  подъезжает к остановке, неожиданно  резко тормозит. Лена не удержалась  и нечаянно толкнула стоящую  впереди женщину. Девочка тут  же произнесла «волшебное» слово,  и недовольство на лице женщины  сменилось улыбкой… Что сказала девочка?

(Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста)

А как бы вы обратились к учителю, если вам понадобился  клей?

(Дайте, пожалуйста, клей.)

Ребята, а что  это такое «вежливые» слова и  какие слова можно назвать  волшебными?

(Спасибо, благодарю  вас, извините, разрешите и тд.)

   Игра  «Не ошибись, пожалуйста!»

   Играть  вы любите? Приготовьтесь к игре, но игра не простая. Называется «Не  ошибись, пожалуйста!». Я даю команды, но выполнять их надо, только если я  назову волшебное слово. Не ошибись, пожалуйста!

  1. Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
  2. Поднимите руки.
  3. Будьте добры, похлопайте!
  4. Потопайте.
  5. Попрыгайте, пожалуйста.
  6. Присядьте, пожалуйста.
  7. Встаньте.
  8. Встаньте, пожалуйста.
  9. Тихо сядьте.
  10. Будьте любезны, займите свои места.

    А  в завершении нашей беседы  послушайте стихотворение.

Вежливый ослик.

Был ослик

Очень вежливый.

Воспитанным он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил  на шаг

И говорил:

«Тюлень – тюфяк,

А заяц трус.

А лев – дурак,

А слон – обжора

И толстяк…»

Ни разу доброго  словца

Он не сказал ни про кого.

И я прошу, тебя, дружок,

Не будь похожим  на него!

     Ребята, постарайтесь не быть такими вот «вежливыми»  осликами: уважайте старших, Будьте внимательны и вежливы по отношению друг к другу. До свидания! 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этическое и гигиеническое воспитание младших школьников