Эстетическое воспитание на возрастных этапах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - Эстетическое воспитание и самовоспитание.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     С психологической стороны творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

     Говоря  о роли природы, искусства и других средств эстетического воспитания в развитии творчества, надо помнить, что их эстетико-воспитательный эффект в полной мере ощутим в неразрывном сочетании с другими направлениями воспитания. Вне труда, творчества эстетическое воспитание не только теряет свою базу, но и цель.

     Универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Но эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

     8. Принцип преемственности представляет  собой одну из наиболее общих  диалектических закономерностей и выражает объективные связи между явлениями в процессе поступательного развития.

     Процесс преемственности предполагает:

     1) передачу предшествующим поколением  результатов своей деятельности  последующему, а также творческую  переработку и использование этого наследия.

     2) взаимодействие старого и нового  опыта, знаний, результатов деятельности; связь между различными этапами  развития, с частичным повторением  положительных элементов старого,  их качественным обновлением,  но на более высокой стадии; связь между новым и старым в процессе расширения и углубления знаний, умений и навыков на более высокой научно-практической основе.

     Специфику преемственности в области эстетического  воспитания можно выразить как необходимость  формирования у молодежи психологической установки на обогащение духовного мира как на непреходящую ценность, нравственную основу. Кроме того, преемственная организация эстетического воспитания средствами искусства предлагает следовать от национального, на-родного искусства к интернациональному:

     Принцип преемственности имеет следующие  аспекты своей реализации: содержательный, методический и организационный.

     Содержательный  аспект предусматривает наличие  четкой программы эстетического  развития личности студента с первого  по пятый курсы; методический аспект предполагает преемственность в выборе способов воспитания, а организационный – это последовательность в этапах воспитательной работы.

     9. Принцип сочетания науки и  искусства. Проблемы соотношения  науки и искусства, познавательной  и эстетической деятельности нашли свое достаточно полное решение в работах Э.В. Ильенкова, М.Ф. Овсянникова, М.С. Когана, В.И. Толстых, А.Г. Егорова, B.C. Старовойт и других.

     Вопросу взаимосвязи науки и искусства  придавали большое значение ученые, художники прошлого (Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой и др.), объясняя ее тем, что они отражают один объект – реальную действительность, тем, что являются результатом творческой деятельности людей, а также тем, что часто выполняют одни и те же функции. В системе многообразных функций науки и искусства ведущими являются функции познавательные и воспитательные, эффективность воздействия которых на личность зависит от уровня ее интеллектуального и эстетического развития, способности к восприятию, эстетическому переживанию.

     На  уровень такого развития влияют потребности в научных и художественных знаниях, формирование которых – педагогическая проблема.

     Говоря  о возможности искусства решать вопросы познания, в науке отмечается, что искусство является средством просвещения, образования, что содержащаяся в нем познавательная информация огромна и существенно дополняет наши знания о мире, почерпнутые из газет, научных трактатов, из реального опыта, что, спрягая наш личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

     Научное и художественное отражение действительности есть результат духовного и практического  освоения человеком окружающего  мира. Искусство и наука формируют  в процессе своего воздействия на личность эстетическую и научную картину объективной реальности, которые органично дополняют друг друга.

     Отличие науки от искусства в том, что  первая дает людям знание законов  объективного существования и развития материального мира, произведения искусства дают нам знание о том значении явлений действительности, которые они имеют для человека.

     Взаимосвязь же науки и искусства заключается в том, что научное познание включает в себя эстетические компоненты (образное мышление, воображение, эстетические чувства, эстетические наслаждения). Искусство же ориентирует на целостный подход к решению проблемы.

     Воспитательное  воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через  передачу личности заложенных в нем  авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

     Воспитательная  функция науки реализуется через  ее познавательную и мировоззренческие функции. В них диалектически взаимосвязаны научно-познавательные и эмоционально-ценностные моменты. Во всех областям человеческой деятельности в настоящее время для оценки труда употребляются понятия научности, оптимальности, эффективности, для соответствия которым человек должен развивать себя интеллектуально, нравственно, эстетически.

     Все перечисленные принципы представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность  процесса эстетического формирования личности. 

    1. Эстетическое  воспитание на возрастных этапах.
 

     Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие  структурные компоненты эстетического  воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и  ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

     Эстетическое  воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем  раньше она попадает в сферу целенаправленного  эстетического воздействия, тем  больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

     Ребенок рождается в семье. Круг первоначального  общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность  которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка  чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые "кирпичики" в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

     Существенное  значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта – чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2–3-летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

     Эстетическое  постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

     Формирование  в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и  обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

     В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

     Оценивая  роль эстетического воспитания в  развитии подростков, в целом, можно  утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

     В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом, первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.

     Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы «, то есть культуры.

     Эстетические  чувства пробуждают нравственные и  интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий - ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.

     Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей  эстетическим чувством их известных  и безымянных создателей неоспорима. Без этого характер и особенности  практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.

     С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту  и творить по законам красоты  закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях». Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями – культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного задействования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности – процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Информация о работе Эстетическое воспитание на возрастных этапах