Эстетическое воспитание на возрастных этапах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - Эстетическое воспитание и самовоспитание.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту  и творить по законам красоты  закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

     Эстетическая  и художественная культура важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

     Процесс самовоспитания наиболее активно протекает  в подростковом, старшем школьном возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.

     Невозможно  оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание, это две стороны  одного и того же процесса, имеющий  одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.

     В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: подросток выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.

     Можно выделить следующие параметры самовоспитания: направленность, т.е. мотивы работы над собой; содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное); устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное); эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

     Рассматривая  самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника следует отметить, что все известные личности в области науки, политики, шоу - бизнеса, придерживаются мнения, что своему успеху они обязаны упорством и стремлением к результату лучшему, чем у соперника или конкурента. Скольких творчески одаренных людей вы знаете? А сколько вы знаете людей, которые в силу своей лени, или дурных привычек губят свои творческие способности? Людей, которые свои низменные потребности ставят выше творческих, которые не видят и не хотят видеть, что своим образом жизни, или ленью они губят в себе гения поэта, художника, писателя, физика, доктора. Подумав над всем этим, невооруженным взглядом видна какую огромную роль в развитии творческих способностей играет самовоспитание. 

     1. Эстетическое воспитание. 

    1. Определение эстетического воспитания.
 

     Эстетическое  воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное  формирование личности, и от каких критериев оно зависит.

     В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности.

     Это специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

     В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод  их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается  способность человека к эстетическому  восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

     Воспитание  красотой и через красоту формирует  не только:

     1) эстетико-ценностную ориентацию личности;

     2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей  в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (это следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания);

     3) развивает познавательную способность личности;

     4) учит индивида воспринимать уже  готовые продукты эстетической деятельности.

     Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое  мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

     Эстетическое  образование, приобщение людей к  сокровищнице мировой культуры и  искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

     Эстетическое  воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей:

    • формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;
    • развитие ее эстетически-творческих потенциалов.

     Основные  задачи эстетического воспитания можно  свести к следующим положениям:

    • вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту при-роды и социальной действительности; раскрывать в них то, что опосредуется обществом как эстетическое явление;
    • учить умению не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;
    • развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;
    • сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни, в труде, в социальных и личных отношениях, в быту и личном поведении.

     Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

        • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
        • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
        • воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
 
    1. Принципы  эстетического воспитания.
 

     Рассмотрим  некоторые из них, применительно  к процессу эстетического воспитания.

     1. Связь воспитания с жизнью. Методологически  этот принцип опирается на  положение о единстве теории  с практикой и требует в  связи с формируемыми эстетическими  убеждениями такой организации деятельности студентов, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

     2. Единство воспитания, обучения и  развития. Данный принцип реализуется  в воспитывающем характере обучения, в единстве учебной и внеучебной деятельности воспитываемых.

     Любая деятельность молодежи должна носить эстетическую направленность; в ходе ее должны формироваться не только идейно-политические, нравственные, но и эстетические идеалы.

     3. Комплексный подход ко всему делу воспитания. Данный принцип предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

     На  практике данный принцип предполагает единство целей, содержания и методов  эстетического воспитания, единство всех этапов воспитательного процесса и всех его сторон.

     4. Сочетание педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и самостоятельностью. Процесс эстетического воспитания – педагогически руководимый и управляемый процесс. Однако он предполагает большую активность студентов, которая возрастает, если в создаются ситуации, побуждающие к самостоятельности, социально полезному самоутверждению.

     5. Систематичность и последовательность  воспитания. Воспитание, являющееся  сложным, диалектически противоречивым процессом, требует систематического и последовательного взаимодействия воспитателей и воспитуемых с целью формирования у последних тех или иных качеств. Свою реализацию этот принцип находит в планировании работы по эстетическому воспитанию, в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов, в преемственности содержания, методов и форм воспитания. Принцип исключает такую организацию воспитательного процесса, когда она представляет простую совокупность отдельных художественных мероприятий, мало связанных между собой, не учитывающих имеющийся эстетический опыт студентов, их интересов.

     6. Учет возрастных и индивидуальных  особенностей студентов. Принцип  предполагает хорошее знание особенностей студенческого возраста, уровней сформированности эстетических убеждений, что позволяет правильно отобрать содержание воспитательного мероприятия, определить методы и формы его проведения.

     7. Принцип креативности. Развитие  творческого потенциала студента -- суть и цель эстетического воспитания. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество – форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота, развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества -- это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

     Творческий  потенциал формируется самым эффективным образом при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самодеятельного художественного творчества. В работе «О специфике искусства» Э.В. Ильенков отмечал, что «эстетически неразвитый индивидуум сильно проигрывает как сила творческая: для него характерен как раз формально-догматический тип интеллекта, свидетельствующий о недостаточном развитии продуктивной силы воображения, и именно потому, что последняя развивается и совершенствуется специально как раз искусством».

     Произведения  искусства – продукт творчества, и их восприятие предполагает соответственно творчество реципиента. «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа», – считал Нильс Бор.

     Способность искусства развивать образное мышление, культуру чувств, ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального  и эмоционального в духовном мире личности позволяет вести речь о  его эвристической функции, которая широко должна быть использована в учебно-воспитательном процессе. Отсюда следует, что никакое обновление высшей школы невозможно без специальной программы культурно-эстетической подготовки студентов.

     Творческий  процесс – важнейшее средство самопознания, ибо все, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

Информация о работе Эстетическое воспитание на возрастных этапах